Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
статья по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников включено в образовательную область «Познавательное развитие». Это объясняется тем, что процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы, а также с развитием математического стиля мышления.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные сдвиги и изменения в формах познавательной деятельности ребенка. Эти изменения происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическое развитие дошкольников происходит в повседневной жизни, в процессе различных образовательных ситуаций, в совместной со взрослыми игровой деятельности, которая направлена на формирование элементарных математических представлений.
Некоторыми исследователями установлено, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Под рационально организованным обучением подразумевается своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. При этом огромное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого. Во время обучения дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.
Формирование математических представлений у детей начинается с уточнения свойств объектов. После этого делается вывод о величине как о всеобщем свойстве, характерном для любого объекта. Основное внимание в этом периоде уделяется сенсорному развитию, которое является основой познания. Оно приобретается посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления о предметах, их свойствах, отношениях. Дети, оперируя разнообразными предметами, игрушками, геометрическими фигурами, картинками, учатся устанавливать отношения между объектами путем сравнения, осуществляют предметные действия упорядочения и разбиения, учатся проводить логические операции сериации и классификации, называть количество словами: “больше”, “меньше”, “поровну”.
В процессе целенаправленного обучения при ознакомлении с разными видами математической деятельности дети ориентируются на понимание связей и отношений. Поэтому формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Поэтому содержание математических занятий должно отбираться в соответствии с предметом математики и с учетом решения задачи перехода от детских видов деятельности к учебной деятельности.
В процессе систематического обучения математике дошкольники овладевают специальной терминологией: названиями чисел, геометрических фигур, элементов фигур и т.п.
В ходе математических занятий учебные задачи решаются в сочетании с воспитательными. Педагог учит детей быть самостоятельными, организованными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Все это способствует формированию у дошкольников целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Выделяются следующие задачи по формированию элементарных математических представлений:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков счета, вычислений, измерения, моделирования, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Возрастные возможности дошкольников позволяют формировать у них элементарные научные начальные математические знания. Уже на четвертом году жизни основное внимание уделяется формированию знаний о множестве. Понятие о множестве проходит через всю математику. Оно является одним из основных и наиболее общих понятий. В процессе изучения основных свойств множества формируется понятие о числе, первые представления о натуральном ряде чисел. Детям дошкольного возраста понимание основных свойств множества еще ограничено. Однако уже в младшем дошкольном возрасте возможно осознание отдельных его свойств.
В процессе обучения все математические знания подаются дошкольникам во взаимосвязи. Например, формирование представлений о количестве связано с формированием представлений о множестве и величине предметов с развитием умений видеть, условно определять размер, параметры, а также с усвоением отношений между предметами.
Формирование начальных математических знаний во взаимосвязи позволяет постепенно и целенаправленно конкретизировать и уточнять каждое из выделенных свойств.
Центральной задачей математического развития дошкольников является обучение счету. Накладывание и прикладывание являются основными способами обучения счету. Данные способы предвосхищают обучение счету с помощью слов-числительных.
Дошкольники обучаются сравнению предметов по величине/размеру. А результаты сравнения учатся обозначать соответствующими словами-понятиями: “больше/меньше”, “узкий/широкий” и др. Также дети учатся строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания или уменьшения. Однако, для точного усвоения этих понятий, необходимо сформировать у детей конкретные представления, научить их сравнивать предметы между собой сначала непосредственно – накладыванием, а потом опосредованно – с помощью измерения.
Также дошкольников обучают оценивать размер предметов в целом или по отдельным параметрам, сопоставляя с размером известных предметов. При этом обращается внимание на формирование умения проверять правильность оценки в своей практической деятельности, используя добавления, уменьшения и др. Каждое практическое действие пополняет знание детей новым содержанием.
Практические действия выполняют определенную роль в математическом развитии детей. Они не остаются неизменными. С учетом этого осуществляется изменение деятельности связанной со счетом. Изначально она опирается на практическое поэлементное сравнение двух конкретных множеств. Позже число приобретает особое значение как показатель мощности множества. Сначала дети берут предметы руками, перекладывают их, а потом считают предметы, не дотрагиваясь до них, или воспринимают только на ощупь.
На основе практических действий у дошкольников формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Уровень овладения дошкольниками умственными операциями зависит от использования специальных методических приемов, позволяющих детям упражняться в сравнении и обобщении. Дошкольники учатся сравнивать множества по количеству, при этом они осуществляют структурный и количественный анализ множества. Сравнивая предметы по форме, дошкольники выделяют размер отдельных элементов, сопоставляют их между собой.
Еще одной важной задачей математического развития является задача развития у детей мышления и речи, т.е. овладение математической терминологией. Большое внимание уделяется развитию начальных умений индуктивного и дедуктивного мышления, формированию у детей познавательных интересов и способностей. Общие методы познания составляют основу любого научного мышления, в том числе и математического.
Важно обращать внимание на общие способности к деятельности, под которыми подразумевается насколько ребенок в состоянии использовать свои знания, умения, навыки, каков у него уровень познавательной самостоятельности. Все это определяет эффективность исполнительской части общих способностей. Наряду с этим следует формировать у детей умения абстрагировать, выделять главное.
Наиболее сложным действием при овладении математикой является решение арифметических задач. Данное действие начинается с восприятия и анализа условия задачи. Сложность заключается в том, что ребенку необходимо не только воссоздать образ какой-то жизненной ситуации, о которой идет речь в задаче, но и освободится от ненужной детализации, выделить значимое, представить эту ситуацию в виде схемы.
Список литературы
1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007. – 288 с.
2. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей: Учебное пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. – 127 с.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Кондратьева С.Ю. Познаем математику в игре: профилактика дискалькулии у дошкольников: Учебно-методическое пособие. – СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 256 с.
5. Корнеева Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейибова. – М.: Просвещение, 2013. – 236 с.
6. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Детство-Пресс, 2012. – 356 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...
МАСТЕР – КЛАСС "Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
Математика один из наиболее трудоемких предметов, и чем раньше мы начинаем её осваивать, тем лучше. Как сделать этот непростой труд знакомства с ЭМП дошкольниками более привлекательным и доступным?...
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковчерез игру в условиях внедрения ФГОС
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...