статья
статья по математике

Арутюнян Кристине Ваниковна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад и математика

Игра для детей дошкольного возраста  – учеба, труд,  серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у  детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры  развивают восприятия, внимания, память, мышления, творческие способности.

Огромную роль в умстенном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий.

В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной ступенью  и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Дети должны отправиться в школу, имея за плечами определенный багаж знаний по математике. Занятия по математике можно, и нужно, сделать увлекательными, веселыми, развивающими смекалку, фантазию, творчество.

         Что же сделать для того, чтобы помочь полюбить математику?

Традиционные развивающие игры и современные технологии помогают детям полюбить математику.

Главным условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды. Согласно требованиям ФГОС развивающая среда должна быть: Содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной,  безопасной.

Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе.

Ещё в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка.

Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Счёт начинается с вопросов мамы: «Скажи, сколько тебе годиков?». Родители детей учат называть формы игрушек их величину, количество.

Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У малыша формируется первое понятие о математике, хотя он об этом пока ещё не знает и не осознает.

         До трёхлетнего возраста ребёнок уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например ребёнок может отложить зелёные игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки. Занимаясь с предметами через игровую деятельность ребёнок сравнивает их. С этого и начинается первое знакомство с математикой.

Формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, она интегрируется с другими видами деятельности. Можно сказать, что математика повсюду.

В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя.

Организуя сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Семья» или «Аптека», дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры, готовят денежные купюры. Играя в кукольном уголке, дети пополняют и закрепляют знания о величине, форме, цвете, количеству.  Дети группируют посуду по цвету, величине, сравнивают чашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду.

Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, когда дети рисуют и вырезают из геометрических фигур части туловища животных, птиц, человека и другие предметы.

 На прогулке играем в подвижные игры, используя считалки, строимся парами, отбиваем мяч под счёт, закрепляем знания о временах года, частях суток, сравниваем по величине предметы (дерево высокое, а кустик низкий, знакомим детей с разными понятиями, например, «далеко-близко».

На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях: строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т. д. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, поворот «кругом».

Занятия по ознакомлению детей с окружающим и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.

Должное внимание на занятиях должно уделяться развитию речи. Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. Воспитатель должен следить за четкостью, доступностью и правильностью своей речи и речи детей.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.  Необходимо побеседовать с родителями или написать небольшую консультацию и вывесить ее на стенде для родителей о том, чтобы они пожертвовали ребенку немного своего времени и не обязательно свободного: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке, в магазине и т. д.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его, а какой был вчера, будет завтра, называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты.

Можно сделать следующие вывод: ребенок, которому интересно узнавать что-то новое,  всегда будет стремиться узнать еще больше. Необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.  Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!». В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль. Поэтому надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные ответы ребенка: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли.

Не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения с детьми, никогда не теряйте чувство юмора. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...