Цикл занятий по финансовой грамотности детей 6-7 лет «Всё о деньгах»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Данный цикл разработан по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dengi.docx | 145.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РЯБИНУШКА»
«Всё о деньгах»
цикл занятий
Базарова С.Е.
воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
2019г.
« Как возникли деньги?»
(конспект НОД по экономическому воспитанию)
Цель: познакомить с историей денег и их предназначением.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания детей о деньгах, их предназначением;
- учить детей практически осуществлять процесс обмена.
- Расширять словарных запас (обмен, чеканить монеты, иероглифы).
Развивающие:
- Развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.
- развивать воображение детей, развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.
Материал и оборудование: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», шапочки китайские для мальчиков и шляпки для девочек, карточки с вырезанными трафаретами иероглифов, кошельки маленькие с монетками и купюрами, большой кошелек-сумка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и, чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
Воспитатель: Ну что ж, можно похлопать себе.
Дети: Хлопают
Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)
Потрясите коробочку и послушайте, что здесь может находиться?
Дети: (Слушают) Деньги, деньги!
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда деньги. Какие у нас тут деньги?.
Дети: 10 рублей. 5 копеек.
Воспитатель: А вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
Дети: Да.
Воспитатель: А где вы сталкивались?
Дети: Ответы ( в магазине, в такси, в кино).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, деньги были всегда?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хотите стать настоящими исследователями, больше узнать о деньгах.
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги?
Трудный вопрос, правда? Дети: размышляют.
Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Если что -то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: В газете, книгах …
Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.
«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы» .
Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?
Дети: Размышляют, ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?
Дети: Нет, да…
Воспитатель: А я слышала, что были. А знаете, какие? А где мы можем узнать?
Дети: Из интернета.
Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека.
Мы сюда пришли, чтобы узнать были ли деньги у древних людей.
Давайте посмотрим.
1. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа.
2. Кто - то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары.
3. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека.
Дети: Древние люди менялись.
Воспитатель: Это был древний мир. Попробуем и мы поменять один товар на другой.
Игра «Обмен»
На столе сумочки, а в сумочках находятся товары, которых у вас много. Возьмите, кому какая сумка нравится.
Воспитатель: Вы должны договориться между собой постараться так произвести обмен, чтобы никому не было обидно. Например, у меня много яблок, а мне нужно молоко. Я договариваюсь с Машей и, если ей нужны яблоки, мы меняемся.
Воспитатель: Посмотрите, что получилось. Не имея денег, мы получили нужные товары. Все получили желаемый результат? Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.
Воспитатель: Ребята, а вы обмениваетесь между собой в группе? Может использовать обмен современный человек?
Дети: Ответы из личного опыта.
Воспитатель : Ребята предлагаю продолжить путешествие в прошлое.
Воспитатель: В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой. Это было тяжело, и товар занимал много места. Выход нашли древние
египтяне. (подходим к доске)
Воспитатель: В Древнем Египте изобрели первые в мире деньги. Посмотрите какие были первые деньги, на что они были похожи?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Деньги изготовляли из различных металлов, так появились металлические деньги. Удобней всего оказались круглые деньги-монеты. Когда монеты начали чеканить, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка. Каждый украшал свои монеты как мог.
Работа за столами.
Воспитатель: Давайте и мы попробуем, чеканить монеты, берем палочки и выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные точки изготовим монетки, на которые нанесем свой неповторимый узор. Каждую денежку кладем в папку. Как много древних монет получилось – целая коллекция.
Дети: Ответы.
Воспитатель: Вы молодцы. Узнали всю историю появления монет. И даже поучаствовали в ней. Создали свою коллекцию монет.
А вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель: А все ли можно купить или обменять?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
Воспитатель: Ребята я предлагаю по рассуждать и поиграть. Смотрите, на экране есть игровое поле с красными и зелёными клетками.
Правило: На зелёные клетки мы должны положить, то что можно купить, а на красные, то что не продаётся. Всё, что необходимо тут есть. Воспитатель: Замечательно. Начинаем играть.
Заключительная часть
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться.
Воспитатель: Продолжите фразу: «Сегодня я узнал…» или «Сегодня мне запомнилось», «Сегодня было трудно»
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Рефлексия: предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую
они испытывают по окончании образовательной деятельности.
Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!
«Экономический цветик - семицветик»
(конспект НОД по экономическому воспитанию )
Цель: сформировать основы финансовой грамотности у детей 6-7 лет.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать понятия «семейный бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «зарплата», «стипендия»;
- продолжать формировать представления о значении труда как способе зарабатывания денег, умении определять источники доходов и расходов;
- обогащать словарь детей ;
Развивающие:
- развивать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей;
- развивать экономическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, интерес к материально – предметному окружению;
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережливость и уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги;
- воспитывать чувство меры в своих желаниях, умение экономно и рационально тратить деньги;
- воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.
Оборудование и материалы: цветик-семицветик из картона; картинки с изображением купюр; разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар"; мольберты; проектор; интерактивная доска; ноутбук; подносы; мяч; 2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами.
Предварительная работа: рассматривание картин и материалов с изображением денежных средств разных стран, загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о семейном бюджете?", "Что можно купить за деньги?", "Доходы и расходы человека".
Ход занятия:
Игра – приветствие «Круг друзей»
Воспитатель:
Встанем в круг скорее дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю вам всем: «Привет» -
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом) Присаживаемся
Воспитатель: Ребята, у каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед.
А может быть, кто то хотел бы завести домашнего питомца? Или вы мечтаете
о путешествии? Чтобы все это приобрести или отправиться в путешествие, конечно
же, нужно заработать деньги. В исполнении ваших детских желаний помогают
родители. Они работают, получают заработную плату.
Мы уже не раз с вами говорили о деньгах и их значимости. Сегодня мы еще раз об
этом вспомним.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в финансовую в волшебную страну. Вы хотите попасть туда?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, закрываем глаза и вокруг себя повернитесь и после слов волшебных « Крибле- крабле-бум» в финансовой стране окажитесь.
(звучит музыка и появляется волшебная страна и фея)
Воспитатель: Вот мы и добрались в волшебную страну. Слова ФЕИ: Здравствуйте ребята! Меня зовут Фея экономических наук. Я живу в стране финансов и у нас случилась беда. Злой волшебник украл денежный цветок, и разбросал лепестки по облакам. Помогите пожалуйста нашей стране отыскать волшебный цветок. Вам желаю удачи! (фея исчезает).
Воспитатель: Поможем Фее собрать цветок.
Дети: Да
Воспитатель: Лепестки соберутся в цветок после выполненных заданий, которые придумал злой волшебник.
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите, вот и облака на которых спрятались наши лепестки. Посмотрим, какое задание на первом лепестке.( снимаю первый желтый лепесток)
Воспитатель: 1.Задание (загадка) Жёлтый лепесток:
Воспитатель: Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?
Дети: Деньги
Воспитатель: Как называются бумажные и металлические деньги?
Дети: Купюры и монеты.
Воспитатель: Как называются Российские деньги?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать деньги других стран?
Дети: Валюта.
Воспитатель: Молодцы, вот у нас уже есть один лепесток.
крепим его на стебелек.
( снимаю второй оранжевый лепесток)
Воспитатель: Задание на втором лепестке Оранжевом.
Воспитатель: Ребята, для чего мамы и папы ходят на работу?
Дети: Чтобы зарабатывать деньги и получать зарплату.
Воспитатель: А что получают бабушки и дедушки?
Дети: Получают пенсию.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем.
2. Игра «Да - нет!»
Цель: Развивать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей.
Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите: "Да", если не согласны с высказыванием, говорите: Нет". А за правильные ответы в кошелек будут залетать монетки.
- Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
- Проси у родителей подарки к каждому празднику.
- Бережно относитесь к своим вещам.
- Не лей понапрасну воду из - под крана.
- Береги свое здоровье, чтобы не покупать лекарства.
Воспитатель: ведь на сэкономленные деньги родители могут вам покупать что-то полезное, съездить в отпуск, устраивать семейные праздники.
Правильно ребята, вот у нас уже два лепестка.
Воспитатель:( снимаю третийКрасный лепесток)
Воспитатель: Задание на третьем лепестке
3.Игра «Семейный бюджет»
Цель: Продолжать формировать представления о значении труда как способе зарабатывания денег, умении определять источники доходов и расходов;
Воспитатель: Попробуем составить схему семейного бюджета. Возьмите листочки , сейчас работаем с верхним рядом кружков.
Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.
Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка ),зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.
Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?
Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки.(три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.
Воспитатель: Молодцы, мы с вами собрали три лепесточка.
Воспитатель:( снимаю четвертый Фиолетовый лепесток)
Воспитатель: Четвертый лепесток Фиолетовый
Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок,
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Чтобы вырасти быстрей –
Потянулись веселей.
(Движения выполняются в соответствии с текстом)
Воспитатель:( снимаю пятый Синийлепесток)
Воспитатель: Предлагаю детям присесть.
5.Игра «Доход – расход»
Цель: Продолжать формировать понятия «семейный бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «зарплата», «стипендия».
(если расход- говорят слова ЭХ; если доход выражают – радость УРА).
Воспитатель: подходит к ребенку и задает вопрос.
– Что это – доход или расход? Объясни свой выбор.
-покупка хлеба в магазине (расход,
-оплата коммунальных услуг (расход,
-папа получил отпускные (доход,
-оплата за детский сад (расход,
-покупка игрушки (расход,
-бабушка получила пенсию (доход,
-дедушка выиграл в лотерею (доход,
-поездка на курорт (расход,
-сестра получила стипендию (доход,
-поломался телевизор (расход).
Воспитатель: Молодцы ребята, мы с вами собрали пять лепестков.
Воспитатель:( снимаю шестой лепесток)Голубой
Воспитатель: Ребята, а что такое товар?
Дети: Товар - это то, что производится для продажи.
Воспитатель: А кто производит товары?
Дети: Люди разных профессий.
Воспитатель: А где мы приобретаем товары?
Дети: На рынке, в магазине, в торговых центрах, киосках.
6.Игра «Товар или услуга?».
Цель: Развивать экономическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, интерес к материально – предметному окружению.
Воспитатель обращает внимание детей на конверты, которые лежат перед ними на столах. В конвертах разрезные картинки, на которых изображены:
- предметы: - носки, неваляшка, кровать, помидор, машина, стол, свитер;
- люди разных профессий: дворник, полицейский, продавец, строитель, парикмахер, дрессировщик, доктор.
Воспитатель: Ребята, перед вами разрезные картинки и соберите их. В конце игры дети по очереди называют, что или кто изображен: например, на картинке изображено помидор - это товар или на картинке изображен повар, он предоставляет услугу.
Воспитатель:Молодцы. ( снимаю седьмой лепесток)Зеленый
Воспитатель: Последний седьмой лепесток. Зелёный
-Ребята, а вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель: А все ли можно купить или обменять?
Дети: Нет
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
7.Игра «Что нельзя купить за деньги?».
Ребята, становитесь в круг, а я буду по очереди бросать мяч и говорить слова: тот, кому я бросила мяч, ловит его, отвечает: "Можно купить" или "Нельзя купить" и возвращает мяч воспитателю. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель называет слова: книга, конфеты, ум, машина, честность, телевизор, вежливость, здоровье, совесть, диван, доброта, дружба, милосердие, квартира, хлеб, смелость.
Воспитатель: То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое
богатство человека, которое мы должны беречь.
Присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, мы собрали с вами цветок. Нам пора возвращаться домой.
Закрываем глаза и говорим волшебные слова. Крибле – крабле – бум! А вот мы оказались в своей любимой группе.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие задания у нас были?
Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте вспомним, какие задания приготовила для вас Фея экономических наук?
Ответы детей: загадки про деньги, товар и услуга, что можно купить, а что нельзя купить за деньги.
Воспитатель: Поздравляю вас! Вы успешно справились со всеми испытаниями.
4. Рефлексия
Предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они испытывают по окончании образовательной деятельности.
«Бюджет семьи, доход, расход»
(конспект занятия НОД по экономическому воспитанию)
Программное содержание:
- продолжать учить детей различать понятия «хочу» и «надо»;
-развивать знание детей о понятии «бюджет», «доход», «расход».
-учить детей определять направления и источники доходов и расходов ( зарплата, пенсия, стипендия).
-воспитывать чувство меры в своих желаниях.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, предлагаю послушать вам стихотворение.
Чтение стихотворения Ш.Галлиева «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки ей дает: Вот!
Купи мне самолет.
А еще ружье, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, чему учит это стихотворение?
Ответы детей (мальчик не знает ценуденьгам, у него очень много желаний)
Воспитатель: О чем мы будем сегодня разговаривать? (о деньгах, как ими распоряжаться)
Воспитатель: А сейчас смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду….»
-Что значит «экономить?» ( беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)
- Вы слышали от своих родителей такие слова?
- В каких случаях? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня к нам пришла семья (переодетые дети).
- Назовѐм членов семьи. (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка).
- Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
Ответы детей: ( Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад).
Воспитатель: Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.
Воспитатель: Кто получает зарплату? (Папа, мама)
- За что они получают зарплату? (За свой труд)
(Дети кладу деньги в корзинку-копилку)
Воспитатель: В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги.
Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет. (кладут деньги в копилку).
-Сестра – студентка, она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже
деньги. (пополняют копилку)
- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на
сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(копилка постепенно заполняется деньгами, и дети наглядно видят
составляющие бюджета семьи).
- В гости приехала тѐтя семьи и добавила в доход свою заработную плату
(добавляет в копилку деньги).
Воспитатель: Доходы увеличились или уменьшились? (Ответы детей)
- Сестра в этом месяце не получила стипендию (забирает из копилки деньги).
- Денег стало больше или меньше? (Ответы детей)
Воспитатель: В копилке лежат деньги – это доход семьи, т.е.– это все деньги, которые получают члены семьи.
- Вот как складывается семейный бюджет.
Воспитатель: А какой доход в вашей семье?
- Кто в вашей семье распоряжается семейным бюджетом? (Ответы детей:
мама, папа, родители, взрослые).
-По нашей просьбе ваши родители приготовили карточки-схемы вашего
семейного бюджета. Давайте посмотрим и подумаем о самых важных и необходимых тратах, а что можно оставить и на вторую очередь или вообще обойтись без этого.
(Детям раздаются карточки, в которых схематично обозначены расходы – это
оплата за воду и электричество, еда, оплата за детский сад, одежда, мебель,
развлечения, игрушки, сладости, лекарства).
Воспитатель: Представьте, что вам родители доверили распоряжаться семейным бюджетом. Карандашом в схемах отметьте те расходы, которые вы считаете основными.
- Объясните, почему именно так. (Дети по желанию защищают свой
семейный бюджет и отстаивают свою точку зрения. Возможна дискуссия).
- Как думаете, вы экономно распорядились деньгами?
- Если так, то на что можно их потратить? (Покупать товар, копить, класть в
банк, потратить на отдых).
- Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные
деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск,
устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без
необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не
покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними,
помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у
родителей бесполезные вещи и игрушки)
- А для чего хотел экономить Матроскин?
- Кто помнит? (Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»)
Игра «Экономические загадки».
Воспитатель: Ребята, встанем в круг скорее дружно, я буду бросать вам мяч и загадывать загадку, а вы возвращать его и называть отгадку.
Люди ходят на базар: там дешевле весь... (Товар)
На товаре быть должна обязательно... (Цена)
Как ребѐнка нет без мамы, сбыта нету без... (Рекламы)
Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (Доход)
Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой... (Вклад)
Приносить доходы стал в банке папин... (Капитал)
И врачу, и акробату выдают за труд ... (зарплату)
Чтобы партнѐров не мучили споры, пишут юристы для них ... (договоры)
Он финансовый факир, в банк к себе вас ждѐт ... (банкир)
В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведѐт ... (бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы продают нам ... (продавцы)
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьѐт ... (кассир)
Воспитатель: Продолжим разговор о наших семьях, о доходах и расходах. Я хочу открыть вам один секрет! Знаете, сегодня у меня очень хорошее настроение, потому что скоро праздник – Новый год. В честь этого я хочу получить какой-нибудь особенный подарок. Мне хочется иметь видеокамеру, и я надеюсь на то, что мои близкие, которые любят меня, подарят мне ее.
-А что бы вы хотели получить в подарок на праздник.
- Мы остановимся на двух известных словах — «надо» и «хочу».
(Дети читают слова на карточках)
Воспитатель: Человеку необходимо иметь три вещи. Какие? (Пища, одежда, жилье.) Ребята, считаете ли вы, что пища, одежда, жилье действительно необходимы человеку для жизни? Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жилье — это место, где мы живем. Эти вещи обозначим словом «надо».
Словом «хочу» люди обозначают те предметы или вещи, которые им
хотелось бы иметь, но без которых вполне можно обойтись. Это не жизненно
необходимые вещи.
Бывают вещи, с помощью которых наш быт значительно упрощается:
холодильник, телевизор, компьютер и т.д. Теперь люди часто покупают их в
интернет магазинах электроники. Мы тоже посетим такой магазин.
Расплачиваться будем с помощью карточек.
Воспитатель: Сейчас на экране будет представлен товар, а вы поднимите вверх ту карточку, которая, по вашему мнению, подходит для характеристики предмета как желаемого или необходимого (у детей карточки со словом «хочу» и «надо»). Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.
(На мультимедиа проводится показ слайдов: пальто, мяч, санки, яблоки,
кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер,
кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь,
дом. После каждого слайда дети обосновывают свой выбор).
Воспитатель: У русского народа очень много разных пословиц и поговорок. Предлагаю вам послушать пословицы о бережливости и экономии.
Копейка рубль бережет.
Доход не живет без хлопот.
Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.
-Как вы понимаете эту пословицу? Объясните смысл?
Итог.
Есть еще одна пословица - БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО.
Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве –
это дружная семья, верная дружба и здоровье.
1 ребенок: С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.
2 ребенок: Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали,
Знаем цену всем вещам
Что нам покупали!
3 ребенок: Будем знания получать,
Денежки накопим,
И вам, детские сады,
В будущем построим!
Воспитатель: Молодцы ребята!
«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
(конспект занятия НОД по экономическому воспитанию)
Цель: раскрыть значение слов «деньги», «монета»,«банкнота»,
«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания
детей о внешнем виде современных денег.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с видами денег;
- расширять понятия денег ( банкнота, купюра, монета).
Развивающая:
- формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы)
- дать знания детям об эффективности источников информации;
(самостоятельно находить источник информации);
- формировать представление о весе предметов, путѐм взвешивания на ладонях.
- Активизировать речь детей словами : пластиковая карта, банкомат.
Воспитательная:
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- умение распределять обязанности в соответствии собщим замыслом, не мешая друг другу;
- воспитывать уважение к труду и бережному отношению к деньгам.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Педагогические средства: беседа, дидактическая игра, изобразительная
деятельность, просмотр мультфильма, презентация.
Оборудование:
- мяч
- кошелек с набором разных монет и банкнот;
-изображение пластиковой карты;
- бумага и цветные карандаши;
-ноутбук, проектор.
Предварительная работа: следует предложить рассмотреть детям до
занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно
называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, наш кот Белобок нашѐл интересный предмет и
принѐс его нам (демонстрирует кошелек).
Воспитатель: Что это такое?
Ответы детей: Кошелёк.
Воспитатель: Для чего нужен кошелек?
Ответы детей: Для денег.
Воспитатель: Правильно, чтобы складывать деньги. Но мне очень
интересно узнать, а зачем людям деньги?
2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Ябросаю мяч ребѐнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы
продолжаете. Отвечают дети.
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких
развлечений нам нужны деньги);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков;
- для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая
деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не
все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде
проблемных ситуаций.
Воспитатель: Если мы едим на автобусе, мы платим?
Воспитатель: Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы
платим? И т. д.
3. Беседа о деньгах
Воспитатель: А, что лежит в кошельке?
Дети: деньги, деньги.
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда деньги.
Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещѐ есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей. 5 копеек.
Воспитатель: Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам
интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже интересно. Почему ракушка здесь?
Давайте отправимся в прошлое денег и узнаем откуда появились деньги.
Воспитатель: На чем можно попасть в прошлое?
Дети: самолет, ракета, машина времени.
Воспитатель: Правильно на машине времени. Я открою вам секрет,
машина времени перед вами. Дети заходите в машину времени (звучит
музыка). Вот вам палочка «перемещалочка» передавайте ее друг другу. Вот
мы и оказались в прошлом.
Воспитатель: Прошлое денег началось с древнего мира.
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всѐ что
ему было надо, давала природа. Кто то из древних людей хорошо рыбачил, а
кто-то лучше всех выращивал пшеницу.
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на
овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех
животных. Зѐрна, соль, орехи, ракушки.
Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги
которые есть сейчас. А кольца, брусочки, бусинки.
Затем появились деньги похожие на современные.
После металлических появились бумажные деньги.
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в кошельке
оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство
обмена.
4. Просмотр мультфильма
Воспитатель: Совершенно верно. А теперь на нашей машине времени
отправляемся в гости к тетушке Сове. (Просмотр мультфильма «Уроки
тетушки Совы» «Что такое деньги 1 серия»)
5. Рассматривание денег
Воспитатель: Заходим в машину времени и отправляемся в настоящее.
Вот мы в настоящем. Присаживаемся за столы. Для вас на столах лежат
кошельки, давайте посмотрим что в них. Что это?
Дети: монеты, банкноты.
Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они?
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки
несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный
признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного
достоинства).
Воспитатель: Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие
они?
Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.
(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).
Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?
Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем
проговаривают хором.
5. Игра «Дополни»
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая
называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете
противоположный признак банкноты и наоборот.
- Монета круглая, а банкнота …
- Банкнота бумажная, а монета …
- Монета звенит, а банкнота …
- Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке).
Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещѐ бывают
безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой
карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей?
Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать
пароль)
6. Физкультминутка
7. Изготовление денег.
Воспитатель: Ребята давайте изготовим деньги для сказочного леса, в
котором живут Белобок и его друзья. Вам нужно будет раскрасить банкноты
и придумать номинал (стоимость) монет и банкнот, которыми можно
оплатить покупки в сказочном лесу.
После выполнения задания дети представляют результаты
работы, рассказывая об этом.
Воспитатель: Что вы придумали: монету или банкноту?
Какой она формы?
Как она называется?
Что и почему на ней изображено?
8. Заключительная часть.
- О чем мы сегодня говорили?
- Какие бывают деньги?
- Чем отличается монета от банкноты?
- Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).
- А безналичные деньги где у нас хранятся? (на пластиковых картах). - Спасибо за работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-игра «Финансовая грамотность детей. Для чего нужны деньги?» для средней группы (ООД)
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников. Задачи: познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»; развить умение определять в...
Занятие по финансовой грамотности детей
Цель: Расширение знаний у воспитанников о значении труда в жизни человека.Задачи:Образовательные:Закрепить знания о профессиях и орудиях труда, показать значение трудовой деятельности в жизни чел...
Занятие по финансовой грамотности детей.
Разработана технологическая карта по основам финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, а именно старей группы "Росинка"В ходе заняти с детьми были использованные разные методы и п...
Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности детей «Остров Финансов» в подготовительной группе (6-7 лет)
Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления....
Цикл занятий по финансовой грамотности для дошкольников
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...
Открытое занятие по финансовой грамотности в младшей группе «Знакомство малышей с деньгами»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников....
Консультация для родителей "Финансовая грамотность детей. Что должен знать ребенок о деньгах"
Консультация для родителей о финансовой грамотности дошкольников...