Образовательная программа "По ступеням финансовой грамотности"
рабочая программа по математике (старшая, подготовительная группа)
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения, они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней.
Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги, понимание таких категорий, как риск, сбережения и процентные ставки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 120.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования
«Таштагольского муниципального района»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 11
«Золотая рыбка»
(МБДОУ детский сад № 11 «Золотая рыбка»)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для детей 5-7 лет
Разработала:
Педагог-психолог
Абдулина Л.И.
Таштагол 2019
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Пояснительная записка…………………………………… | 3 |
2. | План мероприятий по внедрению финансовой грамотности дошкольников………………………………… | 9 |
3. | Ожидаемые результаты……………………………………... | 13 |
4. | Литература……………………………………………………. | 14 |
5. | Диагностические материалы………………………………... | 15 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к себе и к окружающим людям.
Это можно отнести и к программе финансового образования детей. В дошкольном учреждении необходимо создать условия для обучения детей финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться только на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, потому что деньги, богатство, бедность, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Если взрослые вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение, и воспитание во многом определяет особенности их психического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у малышей с помощью педагогов, родителей складываются необходимые качества и свойства личности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания как относиться к деньгам и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем аккуратно вести свой бюджет.
Цель программы – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в форме элементарных сведений:
- с помощью игр, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;
- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней.
Первые шаги в обучении малышей начинаются с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дошкольники начинают понимать, как оплачиваются покупки: с помощью наличности или банковских карт. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.
Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег и путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги, понимание таких категорий, как риск, сбережения и процентные ставки.
Формы работы:
- деловые, сюжетно-ролевые игры;
- тематические занятия;
- экскурсии в банк;
- использование электронных образовательных ресурсов и информационно – коммуникационных технологий.
План мероприятий по внедрению
финансовой грамотности дошкольников
в МБДОУ детский сад № 11 «Золотая рыбка»
на 2018 – 2020 учебный год
(для детей 5 – 7 лет)
№ | Мероприятия | Ответственный | Сроки | Планируемый результат | |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ | |||||
1. | Создание творческой группы по внедрению в дошкольном учреждении «Основ финансовой грамотности дошкольников» | Старший воспитатель | Август 2018 г. | Создание творческой группы | |
2. | Подготовка материально – технической базы для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель творческая группа | Август 2018 г. | Материально – техническое обеспечение | |
3. | Разработка методических рекомендаций для педагогов по изучению литературы о финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель творческая группа | Август 2018 г. | Методические рекомендации, консультации, памятки | |
4. | Организация и проведение социологического опроса «Значимость финансовой грамотности дошкольников» | Старший воспитатель, воспитатели | Сентябрь 2018 г. | Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка) | |
5. | Создание развивающей среды, в соответствии с ФГОС, способствующей формированию и развитию финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель, воспитатели | Сентябрь 2018 г. | Создание условий для формирования и развития финансовой грамотности дошкольников | |
6. | Разработка перспективного плана по работе с детьми по финансовой грамотности дошкольников | Старший воспитатель творческая группа | Сентябрь 2018 г. | Перспективный план на 2019 – 2020 учебный год | |
7. | Разработка проекта «Финансовая грамотность» | Старший воспитатель творческая группа | Сентябрь 2018 г. | Проект «Финансовая грамотность» на 2019 – 2020 учебный год | |
8. | Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по финансовой грамотности дошкольников | Творческая группа | Сентябрь 2018 г. | Консультации, рекомендации, памятки | |
МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ | |||||
1. | Организация и проведение социологического опроса «Значимость финансовой грамотности для дошкольников» | Старший воспитатель, воспитатели | Сентябрь 2018 г. | Анализ результатов анкетирования (аналитическая справка) | |
2. | Консультация для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности» | Творческая группа | Октябрь 2018 г. | Разработка буклетов для родителей | |
3. | Практикум «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» | Творческая группа | Октябрь 2018 г. | Знакомство с программой | |
4. | Мастер-класс «Воспитываем в детях финансовую грамотность» | Творческая группа | Ноябрь 2018 г. | Информирование о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье | |
МЕРОПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ | |||||
1. | «Азбука финансов» (вводное занятие) | Воспитатели | Октябрь 2018 г. | Сформировать первичные экономические знания | |
2. | Беседа «Откуда пришли деньги?» | Воспитатели | Октябрь 2018 г. | Сформировать первичные экономические знания | |
3. | НОД по ОО «Познание (ФЭМП)» «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» | Воспитатели | Ноябрь 2018 г. | Научить детей правильному отношению к деньгам | |
4. | Сюжетно-ролевая игра «Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки» | Воспитатели | Декабрь 2018 г. | Научить детей правильному отношению к деньгам | |
5. | Беседа «Чем пахнут ремесла?» (о важности труда, разнообразии профессий) | Воспитатели | Январь 2019 г. | Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги | |
6. | Деловая игра «Биржа труда» | Воспитатели | Февраль 2019 г. | Осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» | |
7. | Игровое занятие «Путешествие в сказочную страну Финансов» | Воспитатели | Февраль 2019 г. | Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях | |
8. | НОД по ОО «Познание (ФЭМП)» «Азбука денег» | Воспитатели | Март 2019 г. | Осознавать значение экономических терминов | |
9. | Экскурсия в банк «Дом, где живут деньги» | Воспитатели | Апрель 2019 г. | Знать элементарные правила хранения денег | |
10. | Дидактическая игра «Услуги и товары» | Воспитатели | Май 2019 г. | Знать, что стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести | |
11. | Беседа «Карманные деньги у детей» | Воспитатели | Сентябрь 2019 г. | Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. | |
12. | Беседа «Моя копилка» | Воспитатели | Октябрь 2018 г. | Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. | |
13. | Беседа «Выбираем подарок другу» | Воспитатели | Ноябрь 2018 г. | Видеть красоту человеческого творения | |
14. | Беседа «Как сберечь семейный бюджет?» | Воспитатели | Декабрь 2019 г. | Самостоятельно планировать семейный бюджет | |
15. | Деловая игра «Финансовая безопасность» | Воспитатели | Январь 2020 г. | Знать элементарные правила финансовой безопасности | |
16. | Игровое занятие «Школа гнома Эконома» | Воспитатели | Февраль 2020 г. | Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях | |
17. | Деловая игра «Аукцион идей» | Воспитатели | Февраль 2020 г. | Признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие | |
18. | Занятия с элементами игры «По страницам сказки «Мужик и медведь»» | Воспитатели | Март 2020 г. | Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. | |
19. | Игровое занятие «Монополия» | Воспитатели | Апрель 2020 г. | Осознавать на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» | |
20. | Беседа «Сколько нужно человеку?» (потребности человека) | Воспитатели | Апрель 2020 г. | Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом. | |
21. | Развлечение «Путешествие на экономическую планету «Финансия» | Воспитатели | Май 2020 г. | Уметь вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На этапе завершения реализации программы ребенок может:
- применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
- иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
- понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
- осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
- понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
- иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
- осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
- следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Диагностические материалы.
Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.
Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.
Уровень освоения программы:
Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.
Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА:
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в
Российской Федерации/А.А. Бокарев //Финансы – 2010-№ 9 - С.3-6.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников.
Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам –
2010г.- С.42.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. А.В. Зеленцова, Е.А.
Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012г.-106 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г. -26 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности "Копейка рубль бережет"
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным. На кружке я даю базовые финансовые знания для...
Дополнительно образовательная программа для детей " Финансовая грамотность"
Дополнительно образовательная программа для детей " Азбука пешехода"...
Консультация для педагогов и родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
Консультация для педагогов и родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста «Как Лунтик финансовой грамотности учил»
Создание условий для финансового просвещения и экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов и родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»
Консультация для педагогов и родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»...
Дополнительная образовательная программа по формированию финансовой грамотности у дошкольников " Юный финансист"
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папо...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЯМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»...