Конспект НОД «Веселая математика. Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Михайлова Н. В.

Конспект НОД «Веселая математика. Путешествие по сказкам» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkryt._nod.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Веселая математика. Путешествие по сказкам»

                             Подготовила: Михайлова Наталья Викторовна,

                                                       воспитатель МБДОУ

Задачи:

  Посредством приобщения детей с русским народным сказкам формировать их познавательную активность и интерес к математике.

• Совершенствовать умение различать понятия «много», «один», «ни одного», понимать вопрос «Сколько?», при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного»;

• Закреплять умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, при сравнении соизмерять один предмет с другим по величине, обозначать результат сравнения словами «большой», «маленький», одинаковые по величине;

• Совершенствовать знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), умение находить их в окружающей обстановке;

• Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела, различать пространственные направления от себя. Различать правую и левую руки.

• Развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме;

• Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение;

• Развивать любознательность, творческую активность, познавательный интерес и инициативность;

• Развивать умение высказывать свою точку зрения.

• Воспитывать познавательный интерес к математике;

• Воспитывать положительное общение между детьми: умение договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок», отгадывание загадок, индивидуальная работа с использованием дидактических игр «Один – много», «На что похоже?», «Найди фигуру», «Чего не стало?», «Большой - маленький», «Закрой окошки», «Найди и назови». Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Волк и зайцы», «Кот и мыши», «Самолеты». Игры на ориентировку в пространстве: «Где звенит колокольчик», «Угадай предмет». Рисование «Мой веселый звонкий мяч», аппликация «Украсим салфетку» (геометрические фигуры, лепка геометрических фигур).

Методы и приёмы организации НОД:

Практические: упражнение на регуляцию мышечного тонуса, работа с раздаточным материалом;

Наглядные: рассматривание, показ способов действия;

Словесные: ответы на вопросы, словесные указания, речевые ситуации.

Материал: мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, CD проигрыватель, муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением предметов разной формы по количеству детей, простые карандаши по количеству детей.

Ход НОД:

Слайд № 1(Занавес)

Дети (Д) вместе с воспитателем (В) стоят в кругу (на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности звучит песня «Приходите в гости к нам», слова Ю. Ким, музыка В. Дашкевич)

В: Ребята, подходите все ко мне, давайте поздороваемся.

Приветствие.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, не забудьте поздороваться с гостями.

 А вы любите сказки?

Д: Да.

   - Я предлагаю сегодня совершить увлекательное путешествие по любимым вами сказкам! Вам интересно, что нас ждет впереди? (Д: Да)

- Чтобы попасть в сказку, нужно взяться за руки, крепко закрыть глаза и повторить за мной волшебные слова (дети стоят в кругу, взявшись за руки и повторяют слова за воспитателем).

В и Д: «Где ты, сказка? Отзовись.

              Нам, ребятам, покажись.»

Слайд № 2 (Теремок)

В: Вот мы с вами и попали в сказку, давайте присядем (дети и воспитатель усаживаются на ковер).

- Ребята, скажите, как называется эта сказка? (Д: «Теремок»). Правильно «Теремок».

Слайд № 3 (Теремок и сказочные герои)

В: А кто же первый из сказочных героев постучался в теремок? (Д: мышка)

- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение мышки). Правильно мышка!

В: А как звали в этой сказке мышку? (Д: мышка – норушка)

В: Ой, кажется, еще кто-то постучался в теремок, кто же это? (Д: лягушка)

- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение лягушки). Правильно лягушка!

В: А как звали лягушку? (Д: лягушка – квакушка)

В: Ребята скажите, кто затем постучался в теремок? (Д: зайчик)

- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение зайчика). Конечно это зайчик!

В: А как звали зайчика? (Д: зайчик – попрыгайчик)

В: Живут в теремке мышка-норушка, лягушка – квакушка, зайчик – попрыгайчик, слышат к ним в двери стучат, кто же это? (Д: лисичка)

- Давайте проверим! (на слайде появляется изображение лисички). Правильно лисичка!

В: А как звали в этой сказке лисичку? (Д: лисичка - сестричка)

В: Весело они живут, песни поют. Слышат тук-тук-тук. Кто – то в дверь стучится? (Д: волк)

- Сейчас узнаем! (на слайде появляется изображение волка). Правильно волк!

В: А как звали волка? (Д: волчок – серый бочок)

В: Кто же потом постучался в теремок? (Д: медведь)

В: Давайте проверим! (на слайде появляется изображение медведя). Правильно медведь пришёл! И решил медведь всех зверей пересчитать, давайте ему поможем!

В: А теперь подумайте и скажите мне, сколько было в сказке «Теремок» лягушек – квакушек? (Д: одна). Правильно одна.

- А лисичек – сестричек? (Д: одна). Правильно одна.

В: А может две?

- А мышек - норушек? (Д: одна). Правильно одна.

В: Я предлагаю вам вернуться в самое начало сказки: стоит в поле теремок – теремок, он не низок не высок. Сколько там было зверей? Ребята вспоминайте сказку! (Д: нисколько, ни одного).

- Конечно нисколько, то есть никого не было, ни одного зверя.

В: А теперь мы перенесемся в конец сказки! Сколько было зверей в конце сказки? (Д: много). Правильно много.

- Пересчитал медведь всех зверей кто жил в теремке, а теперь хочет и детей в группе пересчитать. Поможем мишке?

- Сколько у нас в группе мальчиков по имени Ваня? (Д: один). Конечно, Ваня у нас один, вот он какой (педагог указывает на ребенка)!

- Сколько у нас в группе девочек по имени Эвелина? (Д: одна). И Эвелина в группе одна!

- Ваня один, Эвелина одна, а сколько всего детей в группе? (Д: Много). Верно много, помогли мы мишке и в этом разобраться.

-Ребята, а еще звери решили украсить теремок флажками (выставляет флажки, дети запоминают какие флажки выставлены, какого цвета) Наступила ночь, все закрыли глаза. (Убирается1флажок.)

Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не

хватает. Какого? (игра повторяется несколько раз).

Слайд № 4, 5, 6, 7 

- Вы внимательно слушали вопросы и хорошо на них отвечали.

В: А сейчас нас ждет другая сказка! Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова (дети вместе с воспитателем встают в круг, произносят слова).

В и Д: «Где ты, сказка? Отзовись.

              Нам, ребятам, покажись.»

Слайд № 8 (Занавес)

В: Что же это за сказка такая? Ребята, для того чтобы узнать в какую сказку мы с Вами попали, нужно отгадать загадку, которую я вам загадаю. Если вы ее отгадаете, то появятся герои этой сказки.

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки

Отгадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Д: «Три медведя»)

В: Давайте проверим ваш ответ (на слайде появляется изображение трех медведей).

Слайд № 9 (Три медведя)

- Верно вы отгадали загадку. Это «Три медведя».

- Давайте вспомним, как звали самого старшего в семье, папу – медведя?

(Д: Михайло Иванович). Правильно Михайло Иванович!

- А как звали маму – медведицу? (Д: Настасья Петровна).

- Да, Настасья Петровна!

- А как же звали маленького медвежонка? (Д: Мишутка). Маленький мишка - Мишутка!

В: У каждого медведя был, свой стул.

Слайд № 10 (Три стула)

В: Да вот случилось так, что забыли наши звери, где, чей стул и просят нас помочь! Давайте поможем медведям разобраться и отыскать каждому свой стул! (Работа по карточкам)

Слайд № 11 (Медведи и стулья разной величины)

В: Дети скажите, кто из медведей самый большой в этой сказке?

(Д: Михайло Иванович). Михайло Иванович!

- А кто из медведей самый маленький? (Д: Мишутка). Да, это Мишутка!

- Какого размера будет стул у Михайло Ивановича? (Д: большой).

- Правильно большой!

- Какого размера будет стул у Настасьи Петровны? (Д: поменьше).

- Правильно поменьше!

- Какого размера будет стул у Мишутки? (Д: маленький). Верно, маленький!

- Ребята, а давайте проверим, правильно ли мы помогли наши зверям?

Слайд № 12 (Медведи расположены по величине)

- Скажите, пожалуйста, на каком по размеру стуле будет сидеть Михайло Иванович?

(Д: на большом)

- Давайте проверим (на слайде появляется изображение большого стула). Правильно на большом!

- Дети, а на каком по размеру стуле будет сидеть Настасья Петровна?

(Д: на стуле поменьше)

- Давайте посмотрим (на слайде появляется изображение стула меньшего размера). Правильно на стуле меньшего размера.

- Ребята, а скажите, на каком по размеру стуле будет сидеть Мишутка?

(Д: на маленьком)

- Сейчас проверим (на слайде появляется изображение маленького стула).

- Да, на маленьком!

- Посмотрите, какие медведи довольные, Вы им очень помогли, теперь каждый из них сидит на своем стуле.

В: Ребята, а хотите сюрприз? Закройте глаза, а я сейчас покружусь и в медведицу превращусь (надеваю костюм).

- Ребята, я знаю, что вы очень любите играть и предлагаю вам сегодня поиграть в командную игру «Фрукты-овощи».

- Давайте проверим, что у нас получилось! (если в корзине оказался иной фрукт или овощ, педагог акцентирует на этом внимание детей и просит найти выход из ситуации). Настасья Петровна благодарит вас за помощь. (Превращение в воспитателя под волшебные слова)

В: А сейчас нас с вами ждет другая сказка! Давайте мы возьмемся за руки, сделаем шире круг, закроем глаза и произнесем волшебные слова.

В и Д: «Где ты, сказка? Отзовись.

              Нам, ребятам, покажись.»

 Слайд № 13 (Колобок)

В: Ребята, скажите, что это за сказка? (Д: «Колобок»). Правильно колобок.

- А на какую геометрическую фигуру похож колобок? (Д: на круг).

- Правильно на круг.

-Колобок нам приготовил интересное задание. Захотел проверить насколько мы сообразительные? Я приглашаю Вас за столы (на столах расположены карточки, на которых изображены предметы разной геометрической формы). Давайте поможем колобку! Необходимо найти и зачеркнуть на карточке те предметы, которые не похожи на круг (в процессе выполнения задания педагог нацеливает детей на определение формы каждого из предметов и выбор подходящего).

Слайд № 14(Предметы разной формы)

- А вот проверить правильно ли Вы выполнили, задание поможет нам волшебный экран. Если Вы верно отгадали, предметы не круглой формы исчезнут (педагог совместно с детьми называет форму каждого предмета, предметы не круглой формы исчезаю со слайда)

- Скажите, мячик похож на круг? (Д: похож). Правильно похож, он остается.

- Книга похожа на круг? (Д: нет, не похожа). А какую геометрическую фигуру Вам напоминает книга? (Д: квадрат). Правильно квадрат, вот она и исчезла.

- Часы похожи на круг? (Д: похожи). Похожи, они остаются.

- Пирамидка похожа на круг? (Д: нет, не похожа). А какую фигуру Вам напоминает пирамидка? (Д: треугольник). Правильно треугольник, вот она и исчезла.

- Кубик похож на круг? (Д: нет, не похож). А какую форму Вам напоминает кубик? (Д: квадрат). Правильно квадрат, вот она и исчезла.

- Солнце похоже на круг? (Д: похоже). Правильно, похоже, оно остается.

В: Ребята, что же осталось у нас на экране (на слайде остаются изображения: мяч, часы и солнышко).

- Молодцы вы справились с заданием! Теперь колобок тоже знает, какие предметы похожи на круг.

- А давайте подарим Колобку танец.

- А теперь, ребята, подойдите ко мне, становитесь в круг (дети выходят из – за столов и становятся в круг).

- Наше путешествие подходит к концу.

А для того, чтобы нам вернуться в детский сад давайте закроем глаза, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова (педагог совместно с детьми выполняет движения и произносит слова).

В и Д: «Покружись, покружись

             В детском саде окажись»

- Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Многое мы узнали, о многом вспомнили. Давайте вспомним, по каким сказкам мы с Вами сегодня путешествовали? (педагог и дети присаживаются на ковер).

Д: «Теремок», «Три медведя», «Колобок».

В: Скажите, мы с вами узнали, сколько было животных в самом начале сказки «Теремок»? (Д: ни одного).

- А сколько было животных в конце сказки? (Д: много).

- Еще мы с вами узнали кто самый большой в сказке «Три медведя»? (Д: Михайло Иванович).

- И кто самый маленький? (Д: Мишутка)

- А кому еще из сказочных героев мы помогли? (Д: Колобку)

- На какую форму были похожи предметы, которые вы искали для колобка? (Д: на круг).

-Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказку"

Конспект занятия по математике в средней группе...

Конспект занятия по математике" Путешествие в сказку о потерянном времени"

Занятие для детей подготовительной группы, очень занимательное, дети находятся в постоянном поиске правильных решений....

Конспект занятия по математике Путешествие по сказке «Колобок» (средняя группа)

Конспект, целью которого является развитие логического мышления, сообразительности, закрепление математических знаний....

Конспект занятия по математике: «Путешествие в сказку Цветик-семицветик» (подготовительная группа)

Конспект занятия по математике: «Путешествие в сказку Цветик-семицветик» (подготовительная группа)...

Конспект занятия по математике: «Путешествие по сказкам на чудо-машине» с элементами ТРИЗ старшая группа.

Программное содержание:- Закрепить знания детей о геометрических фигурах: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб; обобщить понятие – четырехугольник,- Упражнять детей в сравнении по величине: длине, в...