НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений с целью закрепления у старших дошкольников полученных знаний. Конспект занятия полезен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_femp_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №7 «Ягодка»
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
Гришина Е.В., воспитатель
Джубга
2020
Приоритетная область: познавательное развитие.
Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Задачи:
Образовательные:
закрепить счет в пределах 10, умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине; закрепить умение ориентироваться в пространстве;
закреплять знания названий дней недели, их последовательность; упражнять в порядковом счете.
воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, память.
Материалы и оборудование:
-воздушный шар,
-конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника),
-корзина с мячами (на каждом мяче цифры от 1 до 6),
-шкатулка с призами,
-карточки с цифрами от 0 до 10,
-кубик с цифрами на каждой стороне 1,2,3,4,5,6;
-палочки Кюизенера,
-блоки Дьенеша;
-дидактическая игра «Живая неделя».
Предварительная работа:
- игры с блоками Дьенеша,
- игры с палочками Кюизенера,
- игры на ориентировку в пространстве.
Ход НОД
Группа разделена на зоны: столы.
На каждом столе цифры от 1 до 6, и задания:
- Пустой стол - на нём дети будут собирать картинку.
- Блоки Дьенеша на подносе, четыре прозрачные коробки, карточки - обозначения свойств блоков Дьенеша.
- Палочки Кюизенера.
- Дидактическая игра «Живая неделя» - части лежат хаотично, цветной стороной вниз.
- Карточки с цифрами, разложены хаотично.
- Резиновый мяч.
Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Всезнайка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его получили. (Открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо)
Воспитатель: Что это? Что надо сделать, чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.
Дети: Собрать картинку. Дети собирают картинку.
Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор - Всезнайка! Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!
Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что вы многому научились за этот год. И я хотел бы вас поздравить с успехами. Я приготовил вам подарок - сокровища! Но, чтобы их получить, вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей) Тогда удачи! Даю вам подсказку: «Мячики лежат в лукошке,
А лукошко у окошка». Дети находят корзину с мячами у окна. На каждом мяче карточка с цифрой, и соответствующие цифры, заранее расположены по всей группе. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал. За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. (За выполненное задание дети получают медальон и ключ).
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие!? (один из детей достает мяч из корзины, на нем число «1»). Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра - здесь наше первое испытание. Воспитатель открывает конверт.
Воспитатель: «Чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор - Всезнайка предлагает вам математическую разминку.
Математическая разминка.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько лап у двух собак? (8)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 6, но меньше 8? (После выполнения задания дети получают первый медальон).
Воспитатель: Молодцы! Мы добыли первую подсказку - медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску. (Ребенок достает мяч с числом «2» и находят соответствующую цифру).
Воспитатель: И теперь мы отправляемся в замок геометрических фигур. (выставляю на мольберт) Вот какой красивый замок у Профессора - Всезнайки. Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
Дети: Прямоугольники, квадраты, круги, ромбы, трапеции.
Воспитатель: А теперь, посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры (на столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки Дьенеша).
Воспитатель: Нужно разобрать эти фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно разделить фигуры?
Дети за столом составляют группы и геометрические фигуры.
1. по форме
3. по цвету
4. по ширине
5. по величине.
Дети поочерёдно складывают блоки, а воспитатель меняет карточки.
Воспитатель: Молодцы, навели порядок. Фигуры разобраны.
Воспитатель: Чтобы получить медальон, вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да - нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход: Воспитатель загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая (Да)
Загаданную фигуру выставляю на доску. Медальон ставим на доску.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На нас ждет следующее задание! Берут следующий мяч под цифрой 3.
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отправимся в царство палочек Кюизенера.
Работа с палочками Кюизенера
Воспитатель: У вас на столах есть палочки Кюизенера, давайте составим из них изображения, нам помогут схемы. Но сначала нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
В нашей группе дружат девочки и мальчики,
А мы с тобой подружим маленькие пальчики
1 ,2, 3, 4, 5 начинай считать опять,
1, 2, 3 ,4, 5 мы закончили считать. (Дети выполняют задание по схеме)
Воспитатель: И задание такое: составить изображение по картинке (работаем в парах)
Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду! (Медальон выставляют на доску и берут мяч с числом «4»).
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в город времени. (картинку на доску) Вот и следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки.
Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Материал: На столе части круга с цветами спектра. Семь частей. На каждой части изображены соответствующие числа точками.
Ход: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:
понедельник - 1точка,
вторник - 2 точки,
среда - 3 точки,
четверг - 4 точки,
пятница - 5 точек,
суббота - 6 точек,
воскресенье - 7 точек.
Дети берут по одной карточке.
Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!». Дети выстраиваются в указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!». Дети называют свой день недели.
Воспитатель:
-вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием, и вы получаете следующий медальон.
Воспитатель: А теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.(ребенок берет мяч с числом 5). И мы отправляемся с вами в гости к цифрам и числам.
Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задание. Выложите все цифры правильно в порядке возрастания. Дети выкладывают числовую прямую.
Воспитатель: Проверьте себя.
Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10. Ребёнок считает.
Воспитатель: (ИМЯ), ты посчитай теперь в обратном порядке. Ребёнок считает.
Воспитатель: Дидактическая игра «Брось кубик и считай». Дети бросают кубик, цифру называют и считают от неё до 10 (индивидуально).
Воспитатель: Сейчас мы с вами отдохнем.
Зрительная игра:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Вот награда.(медальон выкладывают на доску и берут последний мяч с 6 цифрой).
Воспитатель: А теперь проверим, кто из вас самый внимательный.
Игра «Что, где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги.
Воспитатель: Работаем на листах, выполняем задание.
Воспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук надо вспомнить, за что мы получили их. (дети вспоминают все задания, которые они выполняли).
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в наших медальонах - давайте его скорее прочитаем. (дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА», «воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"
В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ВЕТЕР, ВЕТЕР, ТЫ МОГУЧ…»...
Методическая разработка по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
"Путешествие по Москве"...
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знаем, помним и чтим».Цели:1. Закрепить знания детей о ...
НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу».
НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лесу».Цель: Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждо...
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»
Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие…» для детей старшего дошкольного возраста для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Посадка лука»
Цель: Формирование знаний о природных витаминах на примере лука.Задачи :Формировать навыки посадки Воспитывать интерес к труду в природе....