Консультация для родителей:
«Развитие математических способностей у дошкольников через игровую
деятельность»
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных
проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает
материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма
организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника. Вообще,
игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на
процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком
условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Игровая деятельность делится на:
Творческие игры:
Режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по
мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными
детьми);
сюжетно-ролевые;
театрализованные;
игры со строительным материалом (со специально созданным материалом:
напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами,
конструкторами и т. п.; с природным материалом; с бросовым материалом).
Игры с правилами:
дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по
дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные —
игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игрызагадки);
подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по
преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по
предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);
развивающие;
музыкальные.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Но игра ценна только в
том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности
вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей.
Игра как метод обучения и формирования элементарных математических
представлений предполагает использование в образовательной деятельности отдельных
элементов разных видов игр, игровых приемов, органичное сочетание игрового и
дидактического начала в виде руководящей и обучающей роли взрослого и высокой
познавательной активности детей.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические
построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило,
необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По
ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или
аналогичных им.
Прежде всего, важно помнить, что обучение дошкольников началам математики
наиболее успешно будет проходить в контексте практической и игровой деятельности. В
процессе решения детьми проблемных задач, которые специально продумываются
педагогом. Игровая форма поможет педагогу привлечь внимание детей к занятию, создать
у них положительный эмоциональный настрой. Но игровая задача, предлагаемая детям,
должна способствовать усвоению программного материала. Другими словами, педагог
ставит перед собой цель научить детей, упражнять их в чем-либо и т.д.; перед ребенком
стоит совсем иная задача – игровая.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через РЕЖИССЁРСКИЕ ИГРЫ:
Рассказывание художественных текстов, прежде всего стихотворных, может
сопровождать деятельность воспитателя на различных занятиях, в том числе и с
математическим содержанием, в режимные моменты: во время прогулок, гигиенических
процедур, воспитания навыков самообслуживания, трудовых навыков и т. п.
Среди литературных произведений, которые рекомендуется использовать для
математического развития детей можно выделить различные сказки и рассказы: «Репка»,
«Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лесенка» Е. Шабад, «Утренние лучи» «Приглашение
в школу» К. Ушинского, «Под грибом» В. Сутеева и другие. Эти произведения
включаются в театрализованные (режиссерские игры и игры-драматизации), в
отобразительные игры, предшествующие сюжетно-ролевым и сюжетно-дидактическим
играм. Литературные произведения применяются в ходе проведения сюжетных
подвижных игр, то есть игр с правилами и т. п. Одно и то же произведение может быть
творчески использовано взрослым в различных игровых ситуациях, пройти через
различный жизненный и игровой опыт ребенка. Например, пространственные,
количественные и величинные свойства и отношения представлены достаточно ярко в
любимой взрослыми и детьми сказке «Репка». Например, дед посадил маленькую репку,
она выросла и стала большая. Это содержание сказки может разнопланово проигрываться
детьми. Используя сюжет сказки, педагог прибегает как к пантомимическим действиям
(показ величины руками), так и к словесному определению величины (большая
репка/маленькая репка). «Герои сказки» выстраиваются в ряд, который постоянно
увеличивается по мере подхода «помощников деду». На примере выстроившихся в
цепочку «героев сказки» эффективно формируются представления о длине, которые дети
могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюинзенера,
конструктора Lego и т. п.
На материале сказки «Репка» формируются количественные представления один,
много. Вначале репку тянул один дед, а вытянули ее дед, бабка, внучка, собачка, кошка и
мышка, то есть их стало много и они смогли все вместе вытянуть репку. Один дед или,
например, дед и баба не смогли вытянуть репку, так как их было мало и им было трудно
справиться с этой работой.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ:
Сюжетно – ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на
себя роли и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях отражают
свой личный опыт и знания, полученные на занятиях, в семье, в общении.
Как же организованная работа по математическому развитию детей в сюжетно –
ролевых играх будет способствовать повышению уровня математического развития детей?
В этом нам поможет насыщенная, разнообразная предметная среда, которую можно
создать для каждой сюжетно-ролевой игры. Дети с радостью участвуют в создании
атрибутов для игры, они получают удовольствие от использования в игре самостоятельно
сделанного атрибута.
«Семья»
Кукольная посуда и тканевые салфетки. Эти атрибуты помогут формированию
представлений о цвете, размере и форме. Воспитатель в процессе игры предлагает
подобрать салфетку и посуду по цвету и размеру. Можно посчитать, сколько кукол
посадили за стол и сколько нужно для них тарелок, сколько тарелок не хватает и т. д.
Можно использовать алгоритмы сервировки стола: карточки с обозначениями столовых
принадлежностей. Например, синий квадрат — салфетка синего цвета, желтый большой
круг — желтая тарелка, маленький красный прямоугольник — красная кружка. Вариантов
таких алгоритмов можно составить великое множество, что очень разнообразит игру и
поможет ребенку закрепить представления о цвете, форме, размере, способствует
развитию логического мышления.
Муляжи конфет, овощей и фруктов также пригодятся для закрепления представлений о
счете, форме и величине. Сколько нужно конфет, чтобы всем хватило? Сколько не хватает?
Интересным атрибутом могут стать муляжи продуктов, которые можно делить на части
(наборы «разрезных» продуктов на липучках). С их помощью дошкольник усваивает
понятия «часть — целое». Для сюжета «Готовим обед» также можно изготовить
алгоритмы приготовления еды.
Кукольная одежда. С её помощью закрепляются представления о цвете, размере.
Например, большой кукле надо большое платье, а маленькой кукле — маленькое.
«Парикмахерская, салон красоты»
Одними из немаловажных атрибутов для этой игры являются заколки, резинки, альбом с
причёсками. Как можно их использовать для формирования математических
представлений? Парикмахер в беседе с клиентом интересуется, какую прическу сделать: с
длинными волосами или короткими, на какую сторону причесать, сколько сделать
хвостиков или косичек,с какой стороны прикрепить заколки и т. д.
«Больница, поликлиника, аптека»
В группе для таких игр есть аптечка. В аптечке имеются картонные прямоугольники с
изображением геометрических фигур разного цвета, формы, величины. Доктор может
выписать рецепт с определенными лекарствами (например, две большие синие таблетки
или пять маленьких красных таблеток). Так же имеются баночки с геометрическими
фигурами разного цвета и количества из плёнки-самоклейки.
Для сюжета «Окулист» пригодится таблица для проверки зрения с геометрическими
фигурами разной величины и карточки – схемы гимнастики для глаз.
«Строитель»
Различные виды конструкторов, макеты домов, чертежи домов, схемы построек
способствуют формированию знаний об объемных геометрических фигурах, ориентировке
в пространстве, понятий «справа — слева-вверху-внизу». Совершенствуется счёт: дети
при рассматривании схем считают, сколько нужно деталей конструктора. Также важно,
чтобы у детей была возможность зарисовывать свои собственные постройки.
«Магазин»
Развивающая среда для этой игры очень богата и разнообразна. С помощью «денег» для
покупок ребенок закрепляет состав числа, счёт. С помощью различных товаров (салфетки,
одежда, разной формы и цвета, посуда, продукты и т. д.) закрепляются форма, размер,
умение сравнивать, группировать. Например, можно попросить ребенка разложить товар
на полке по величине. С помощью весов дети усваивают понятие веса, учатся сравнивать
предметы (тяжёлый — лёгкий, использовать меры веса.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ:
Театрально - игровая деятельность является ярким эмоциональным средством,
воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным
искусством. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много
радости. Восприятие кукольного спектакля - сложный психологический процесс,
который формирует и умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает
навыки элементарных математических способностей.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности можно
использовать персонажей кукольного театра, именно в тот момент, когда дети начинают
уставать и не хотят заниматься. Включение в занятия по формированию элементарных
математических представлений элементов кукольного театра вносит в занятия
разнообразие и повышает интерес к нему. При прохождении темы «Количество и
счёт» можно использовать пальчиковый театр.
С помощью сказки «Колобок» можно изучить математическую фигуру – круг.
Посмотрите, это же герой какой-то сказки, как его зовут? (Колобок). На какую фигуру он
похож? Какие ещё предметы похожи на круг.
При прохождении порядкового счёта можно применить кукольный театр «Волк и
семеро козлят». Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мама – коза привела к нам своих
ребят. Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном сарафане, второй в
белой рубашке, третий - в зелёном, четвёртый - голубом, пятый - в коричневой, шестой - в
синем, седьмой - в жёлтом… Одновременно мы усваиваем порядковый счёт и закрепляем
цвет.
Познакомив с театром «Заяц, петух и лиса», можно спросить у детей: «Кто
первый предложил помощь зайчику, второй, третий? (собака, волк, медведь).
При прохождении материала «Деление целого на части» можно говорить: «Ребята к
нам сегодня пришли в гости Лиса, Волк и Медведь, а гостей положено угощать. А у нас
только одно яблоко. Как же нам быть?» Дети предлагают разные варианты: сходить в
магазин и купить ещё два, разделить яблоко на всех. Разделили яблоко на 4 части. Одну
четвёртую дали Волку, одну четвёртую Лисе, одну четвёртую Медведю. «Ребята, а мы все
части яблока раздали гостям? Одна четвёртая осталась. Как же быть?»
Дети предлагают дольку разделить ещё на три части. Так и сделали и раздали гостям.
Таким образом, дети усваивают материал «Деление целого на части и закрепляют счёт».
Использование театра оказывает благотворное влияние на детей. В театрализованной
игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это тренирует память,
активизирует мышление. Дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё
внимание. Ребята быстрее соображают и решают те или иные задачи.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ:
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат
конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем
какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной
человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления,
пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
В процессе данного вида игры у детей формируются и развиваются ориентировка в
пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, дети
постигают простейшие законы физики. Строительная игра приучает детей к
целенаправленной, планомерной деятельности, развивается мышление, формируется
точный словарь, выражающий название геометрических тел, пространственных
взаимоотношений. Решаются и задачи нравственного воспитания - дети знакомятся с
трудом строителей, помогают друг другу, стараются создавать красивые постройки вместе.
Специально созданный материал разнообразен: напольный, настольный, разные
виды конструкторов, наборы и т. д. Он должен быть привлекательно оформленным,
достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.
Одним из видов специально-созданного материала является конструктор «Лего».
Конструкторы фирмы «Лего» привлекательны тем, что их можно подбирать в зависимости
от потребности ребенка на определенном временном этапе, и все детали совместимы
между собой, что позволяет находить им применение в новых, нестандартных моделях.
Играя в конструктор «Лего», дети учатся правильно и быстро ориентироваться в
пространстве; получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;
овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей
целое; получают знания об образовании числа, сравнении их; знакомятся с
арифметическими действиями и вычислительными навыками; знакомятся с составом
числа; формируются и развиваются умения составлять и решать задачи; знакомятся как
образуются числа второго десятка, раскрываются особенности их названий и порядок
следования при счете; знакомятся с геометрическим материалом (величина, фигура,
форма).
Игры со строительным материалом очень интересны и увлекательны для детей,
они также и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра
способствует развитию его познавательного интереса. Конструируя, дети узнают цвет,
форму предметов, их величину, приобретают элементарные пространственные
представления, что обогащает математический опыт дошкольников.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и
игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют
математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и
игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на
занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать
дидактические игры.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного
из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре
занятий по формированию элементарных математических представлений определяется
возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть
использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение
конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале
года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и
в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения.
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно
использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры
головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие
логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности:
порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые
упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у
дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной
деятельности, общего умственного развития.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
Подвижные игры в детском саду используются для закрепления и обобщения,
полученных ранее знаний и как здоровье сберегающий метод обучения дошкольников,
ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но
и на развитие их познавательных способностей.
Подвижные игры для развития познавательных процессов дошкольников. Многие
традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:
1.«Живая неделька». (Закреплять умение последовательно называть дни недели,
упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10).
2.«Помири цифры и знаки». (Развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность,
мышление, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше).
3.«Назови предыдущее и последующее число». (Учить называть предыдущее и
последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10).
Для ориентировки в пространстве:
1.«Кто, где?». (Учить различать положение предметов в пространстве: впереди, сзади,
посредине, справа, слева).
2.«Найди мишку». (Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью
условных обозначений на плане).
Величина:
1.«Кто какого роста». (Установление отношений между величинами).
2.«Посадим деревья в ряд». (Развивать умение сравнивать предметы по высоте
раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке).
Форма:
1.«Составь геометрическую фигуру». (Упражнять в составлении геометрических фигур по
образцу, развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности,
умение работать с играми головоломками, способность к самооценке своих действий).
2. «Найди фигуру». (Закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по
существенным признакам).
3. «Строим замок». (Закреплять умение конструировать).
Ориентировка во времени:
1.«Успей вовремя». (Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в
соответствии с временным интервалом).
2.«Собери картинки». (Закреплять знания детей о временах года).
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:
Развивающая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная
для детей деятельность, она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой
замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных
действий, все это определяется целью игры - для чего эта игра создана, на что она
направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный - то, чему мы должны
научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
воспитательный - те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим
людям, которые следует привить детям.
Многообразие развивающих игр:
1. Логические игры на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней
фигуры, классификацию.
2. Игры на плоскостное моделирование. Данные игры развивают пространственные
представления, воображение, конструктивное мышления, комбинаторные способности,
сообразительность, находчивость, целенаправленность в решении практических и
интеллектуальных задач.
3. Игры, основанные на применении дидактического материала - счётных палочек,
палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша. Данный материал универсален, его
можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности.
4. Загадки, задачи-шутки, задачи - ловушки, математические фокусы создают у детей
положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность.
Математическое развитие детей дошкольного возраста
через МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ:
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических
игр на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых
математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки
бывают высокими и низкими («Звучащий клубок», «Игры с пуговицами», «Птички и
птенчики», «Три медведя», «Музыкальные птенчики» и т.п).
Подвижная музыкальная игра «Найди свой листик» способствует закреплению
знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на
закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Веселый круг», Игра-танец
«Мы вместе» и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и
количества («Веселый счет»). Начиная со средней группы с детьми можно разучивать
математические песни – считалки, которые закрепляют навык счета.
Можно организовать с детьми игры, в которых они почувствуют связь числа и ритма.
Дети играют в ладошки в парах: на счет «один» (и далее все нечетные числа) дети сами
хлопают в ладоши, на четные – в ладоши партнера. Два – число симметрии. Оно делит
числа на четные и нечетные. В ходе игры можно попросить детей называть нечетные
числа тихо, а четные (т.е. те, на которые приходится хлопок в ладоши друг друга) –
громко. Один (хлопок громко), два(притоп – тихо) и т.д.
Один из многочисленных вариантов притопа в русском народном танце: более
сильный удар правой ногой на каждый нечетный счет. Можно также (этот вариант
используется в цыганском танце) вывести правую ногу вперед скрестно и как бы
припадать на нее.
Движения рук: на нечетный счет разводятся в стороны на уровне груди, на четный –
закрываются обратно к груди. Это два фундаментальных жеста, сопоставимых с
утверждениями «да» и «нет». Первый показывает, что человек открыт миру и другим
людям, второй, что закрыт.
Таким образом, у детей развивается внимание, память, сообразительность.
Закрепляются первоначальные математические представления о величинах и их
свойствах