«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
статья по математике (старшая группа)

Винокурова Светлана Николаевна

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но современный ребёнок почти с первых лет своей жизни попадает  в мир, где экономика имеет очень большое значение в жизни человека,  попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Дети познают азы экономики, прежде всего дома, так как рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин за товарами, просят что-нибудь купить, участвуют в купле-продаже. Ребенок узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но современный ребёнок почти с первых лет своей жизни попадает  в мир, где экономика имеет очень большое значение в жизни человека,  попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Дети познают азы экономики, прежде всего дома, так как рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин за товарами, просят что-нибудь купить, участвуют в купле-продаже. Ребенок узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.

          Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.

Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Поэтому уже с детского сада важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.  

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Процесс познания  экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.

  Конечно же, основная форма обучения в детском саду игра. И в  группе появился персонаж Гном Эконом, участник  игр, бесед.  Он играет с детьми в сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, читает сказки, знакомит детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы, с правилами экономики, знакомит детей с новыми понятиями, решает экономические задачи, разбирает экономические ситуации.

  В процессе повседневной деятельности  группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении, не забывать закрывать кран с водой после мытья рук,  в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

 Организуем просмотр мультфильмов с последующим обсуждением: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»

 Просматриваем  презентации: «Какие бывают деньги и для чего они нужны?», «Происхождение денег», беседы «Семейный бюджет и расходы семьи»

Знакомясь с профессиями взрослых, дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда.

 В  процессе НОД по формированию элементарных  математических представлений дети знакомятся с  купюрами, монетами разного достоинства, различают российские монеты от монет других государств. .

Дети знакомятся с понятием «деньги», а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

В группе организуются такие сюжетно- ролевые игры как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка», которые способствуют формированию основ финансовой грамотности детей.

 Знакомить детей с элементарными экономическими понятиями   мне помогают,  например,  такие произведения детской литературы как, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Маршака «Откуда стол пришёл»,  А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морозко», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Мужик и медведь», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе» и  другие воспитывают уважение к результатам труда, трудолюбие, целеустремленность, отрицательное отношение к лени. Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена»,  В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» помогают понять, что такое «бартер».  А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль».  А вот  сказки Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»  помогают  детям понять значение рекламы значение рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги)

 Так же в своей работе я использую логические задачи, задачи-шутки, проблемные ситуации, которые помогают лучше освоить сложные экономические явления. Они заставляют детей думать, создавать проблемные вопросы, искать пути их решения. Развивают у них любознательность, пытливость, фантазию, умение рассуждать, делать умозаключения, доставляет им радость от полученного результата. Все это повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, помогает ему применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, мы-  педагоги и родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, часто неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь, обогащается запас слов в лексиконе.

Библиографический список

  1. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
  2. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
  3. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.

Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников — М.:ТЦ Сфера, 2002. — 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...