«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
статья по математике (старшая группа)
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но современный ребёнок почти с первых лет своей жизни попадает в мир, где экономика имеет очень большое значение в жизни человека, попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Дети познают азы экономики, прежде всего дома, так как рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин за товарами, просят что-нибудь купить, участвуют в купле-продаже. Ребенок узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_gramotnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но современный ребёнок почти с первых лет своей жизни попадает в мир, где экономика имеет очень большое значение в жизни человека, попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Дети познают азы экономики, прежде всего дома, так как рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин за товарами, просят что-нибудь купить, участвуют в купле-продаже. Ребенок узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.
Финансовая грамотность – это необходимые знания, которые помогают планировать семейный бюджет, сохранять денежные средства в условиях нестабильности в экономике и приумножать их с целью обеспечения достойного уровня жизни для себя и своих близких.
Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Поэтому уже с детского сада важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к её изучению в значительной степени способствует сказка.
Конечно же, основная форма обучения в детском саду игра. И в группе появился персонаж Гном Эконом, участник игр, бесед. Он играет с детьми в сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, читает сказки, знакомит детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы, с правилами экономики, знакомит детей с новыми понятиями, решает экономические задачи, разбирает экономические ситуации.
В процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении, не забывать закрывать кран с водой после мытья рук, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Организуем просмотр мультфильмов с последующим обсуждением: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
Просматриваем презентации: «Какие бывают деньги и для чего они нужны?», «Происхождение денег», беседы «Семейный бюджет и расходы семьи»
Знакомясь с профессиями взрослых, дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда.
В процессе НОД по формированию элементарных математических представлений дети знакомятся с купюрами, монетами разного достоинства, различают российские монеты от монет других государств. .
Дети знакомятся с понятием «деньги», а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).
В группе организуются такие сюжетно- ролевые игры как «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка», которые способствуют формированию основ финансовой грамотности детей.
Знакомить детей с элементарными экономическими понятиями мне помогают, например, такие произведения детской литературы как, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Маршака «Откуда стол пришёл», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морозко», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Мужик и медведь», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе» и другие воспитывают уважение к результатам труда, трудолюбие, целеустремленность, отрицательное отношение к лени. Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» помогают понять, что такое «бартер». А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль». А вот сказки Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» помогают детям понять значение рекламы значение рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги)
Так же в своей работе я использую логические задачи, задачи-шутки, проблемные ситуации, которые помогают лучше освоить сложные экономические явления. Они заставляют детей думать, создавать проблемные вопросы, искать пути их решения. Развивают у них любознательность, пытливость, фантазию, умение рассуждать, делать умозаключения, доставляет им радость от полученного результата. Все это повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, помогает ему применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, мы- педагоги и родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, часто неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь, обогащается запас слов в лексиконе.
Библиографический список
- Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с.
- Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников — М.:ТЦ Сфера, 2002. — 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...
Статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в семье»
Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном...
Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношени...
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей...
Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста Формируйте у детей разумные потребности
Расширить представление родителей о финансовой грамотности для дошкольников...
Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Долгосрочный проект для детей старшей возрастной группы «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»...
«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»
laquo;Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»...