Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста
методическая разработка по математике (старшая группа)

Пилипенко Ольга Петровна

Дидактические игры по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_matematike.docx61.64 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста.

Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников велика. Именно через них и начинается познание математики, как науки, и увлечение ею.

Чтобы развивать логическое мышление и математические способности (а одно тесно связано с другим), необходимо использовать специальные игры. Только так можно привить интерес к математике.

Игры с цифрами и числами

Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки-саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.

Дидактическая игра «Угощение для белочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

(Белка)

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Дидактическая игра «Соберем урожай»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

(Осень)

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.

Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

- Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

- Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.

Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель:  познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

- Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.

Дидактическая игра «Наседка и цыплята».

Возраст 5-6 лет

Цель: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

Оборудование: карточки с изображением цыплят разного количества.

Методика проведения:

На карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети - «цыплята», один ребенок - «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка...

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Воспитатель обращается к детям:

- Цыплята есть хотят. Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз - созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) - его цыплята накормлены.

Дидактическая игра «Числовые домики».

Возраст 5-6 лет

Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

Оборудование: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.

Методика проведения: играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Воспитатель просит ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.

Дидактическая игра «Загадай число».

Возраст 5-6 лет

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

Методика проведения: 

Воспитатель предлагает  ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

Дидактическая игра «Разложи цифры».

Возраст 5-6 лет

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете.

Оборудование: карточки с цифрами от 1 до 15.

Методика проведения:

Воспитатель  разлаживает подготовленные карточки в произвольном порядке. Затем предлагает  ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем - в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

Дидактическая игра «Превращение чисел».

Возраст 6-7 лет

Цель: тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.

Оборудование: счетные палочки.

Методика проведения: 

Воспитатель предлагает ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

Дидактическая игра «Праздник числа».

Возраст 6-7 лет

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.

Методика проведения:

Воспитатель объявляет, что  каждый день является  праздником какого-либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 - 5).

Игры путешествия во времени

Дидактическая игра «Назовите пропущенное слово».

Возраст 4-5 лет

Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Методика проведения: 

Воспитатель говорит предложение, пропуская названия частей суток:

«Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети

называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

Дидактическая игра «Части суток»

Возраст 4-5 лет

Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей

суток, их последовательности.

Оборудование: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Методика проведения:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют

части суток и определяют их последовательность.

Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»

Возраст 4-5 лет

Цель: познакомить детей с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра».

Оборудование: разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Методика проведения:

Воспитатель объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра). День, который наступил – называется сегодня. День, который уже закончился – вчера. А день, который ещё только будет – завтра.

Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-

фиолетовый.

Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети

показывают соответствующую полоску.

Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится

в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.

Дидактическая игра  «Дни недели»

Возраст 4-5 лет

Цель: дать представление о том, что 7 суток составляют неделю, закреплять

названия и последовательность дней недели.

Оборудование: часы «Дни недели» с цифрами 1-7.

Методика проведения:

Педагог показывает детям круг, на котором изображены дни недели. Рассказывает, что этот круг называется «неделя», в неделе всего семь дней, у каждого дня своё название. Каждый день недели разного цвета (цвета радуги), при назывании дня переставляет стрелку и обращает внимание детей на цифру:

Понедельник – первый день, он начинает неделю.

Вторник – второй день.

Среда – этот день недели посреди недели, серединка.

Четверг – четвертый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на

работу.

Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.

Затем педагог предлагает детям назвать дни недели по порядку, переставляя

стрелку. Дети называют цифру и соответствующий день недели.

Задания:

1 Педагог просит детей назвать дни недели в разном порядке.

(Как называется первый день недели? Как называется пятый день? И т.д.

В какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?)

2 Педагог называет день недели. А ребёнок должен назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будут ещё закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает»

Возраст 4-5 лет

Цель: развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.

Оборудование: мяч.

Методика проведения:

Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Возраст 4-5 лет

Цель: формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

Оборудование: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Методика проведения:

Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Дидактическая игра «В какое время года нужны эти предметы?

Возраст 4-5 лет

Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в

природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Методика проведения:

Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Дидактическая игра  «Когда это бывает?»

Возраст 4-5 лет

Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности 

Оборудование: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент сутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

 

Дидактическая игра «Что вы делали?»

Возраст 4-5 лет

Цель: определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Методика проведения:

 Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.

Дидактическая игра  «Домик дней»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).

Оборудование: домик с тремя окошками, разноцветные полоски, подборка стихотворений.

Методика проведения:

Педагог предлагает детям рассмотреть домик и говорит, что это «домик дней».

Задания:

- Как называется день, который уже прошел? (вчера) Он поселился в нижнем окошке (вставляем голубую полоску в нижний кармашек).

- Как называется день, который у нас сейчас, в настоящий момент? (сегодня). Он занял среднее окошко (вставляем синюю полоску)

- Как называются день, который скоро наступит? (завтра) Он поселился в верхнем окне (вставляем фиолетовую полоску).

Педагог читает детям стихотворение и предлагает детям «поселить стихотворение» в соответствующее окно.

 

 Дидактическая игра «Неделька, стройся»

Возраст 4-5 лет

Цель: закреплять названия и последовательность дней недели

Оборудование: цифры 1-7.

Методика проведения:

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).

Задания:

1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.

2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

Дидактическая игра «Домики времён года»

Возраст 4-5 лет

Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

Оборудование: 4 домика разного цвета. (Красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Методика проведения: 

Педагог показывает детям домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времена года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки.

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Возраст 4-5 лет

Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

Оборудование: картинки из д/пос. «Времена года»

Методика проведения:

 Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

На доске 4 картинки (времена года) расположены не последовательно (зима, осень, весна, лето) на одной из картинок допущена нелепица например  (зимой растут грибы)

 

Игры на ориентировку в пространстве

 

 

Игра "Что, где?".

Возраст  4-5 лет

Цель: упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: мяч

Методика проведения:

 Игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с мячом, объясняет правила игры.

- Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова: "Слева", "справа", "впереди", "позади".

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: "Где стол?" Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: "Впереди меня"- и бросает мяч воспитателю.

Игра  «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Возраст 5-6 лет

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

Методика проведения:

 Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить  в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку».

https://lh5.googleusercontent.com/yjHunxvFczlub6Pt4SK-OtZjjNQxw7UBsPgyFad1oNE3Vqxd8XiPW4zbtFKh05R6PolAyAWGiRPUeqMjxSgM7hn08qx9El998ZCPOpR0ciWuKOX_e9zGGbQjdiLR6vFblQeQAIHLQnqwT4N7EQ

Дидактическая игра «Путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: стрелки разного цвета

Методика проведения:

Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты -  стрелка разного цвета и говорит ребенку: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага, поверни налево и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

Дидактическая игра  «Расскажи, что видишь»

Возраст 5-6 лет

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

Методика проведения:

У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать, как располагаются предметы: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем углу - домик, в правом нижнем углу - дерево, в середине – птицы, и так далее.

Дидактическая игра «Как растут овощи»

Возраст 4-5 лет

Цель: учить использовать пространственные понятия вверх, вниз, над.

Оборудование: картинки с изображением овощей.

Методика проведения:

 Детям показываются картинки с изображением овощей, дети называют овощи и соответственно показывают движения. Если овощ растет на земле – руки в стороны, если над землей – руки вверх, если в земле – вниз.

Дидактическая игра  «Сделай так, как я скажу»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах.

Оборудование: геометрические фигуры и лист бумаги.

Методика проведения:

 Воспитатель предлагает детям положить лист бумаги перед собой. Дальше задает задание. Например, круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, верху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил все фигуры.

Дидактическая игра «Подбери детали к одежде»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение ориентироваться на плоскости. Оборудование: изображения одежды и ее элементов (например: карманы, пуговицы, воротнички, манжеты и т. д.).

Методика проведения:

Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и рассказать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).

Дидактическая игра «Украсим полотенце»

Возраст 4-5 лет

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: прямоугольные бумажные полоски, карандаши, фломастеры.

Методика проведения: 

Дети рисуют украшения на полотенцах (прямоугольных бумажных полосках) по образцу (например: две полоски справа, две полоски слева, цветок посередине). Перед выполнением задания дети с помощью педагога анализируют взаимоположение элементов узора.

Дидактическая игра «Вверху - внизу»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить понятия вверху – внизу. Способствовать развитию образного мышления.

Методика проведения: 

Воспитатель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.


Дидактическая игра «Угадай, кого загадали»

Возраст 5-6 лет

Цель: развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.

Оборудование: 3 игрушки крупного размера (например: кукла, медведь и заяц).

Методика проведения:

 Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Воспитатель загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую.

Дидактическая игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа — слева, впереди — сзади).

Оборудование: мяч

Методика проведения: 

Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот — не запутаться б мне.

Дидактическая игра «Кто первый назовет?»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить пространственные соотношения слева - справа, сверху – снизу, счет в пределах 5.

Оборудование: 5 любых игрушек.

Методика проведения:

Воспитатель  показывает детям картинку, на которой, в ряд (слева, направо: сверху, вниз) изображены разные предметы.

Затем он договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, сверху, снизу. Дети закрывают глаза, воспитатель ударяет молоточком несколько раз в пределах пяти. Дети подсчитывают количество ударов. Открыв глаза, находят игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится ведущим.


Игры с геометрическими фигурами

Дидактическая игра «Что изменилось?»
Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить название геометрических фигур, развивать память.

Оборудование: шаблоны геометрических фигур.

Методика проведения:

На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает: " Что изменилось?".

Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Возраст 4-5 лет

Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Методика проведения: 

У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели: упражнять в умении различать геометрические фигуры.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился?

- Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.

«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточка 15x15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры на логическое мышление

Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели: закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам, развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.

 

Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели: закрепить умение строить по схеме из деталей игры; развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.

2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

 

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели: упражнять в умении «читать» схемы-указания; развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема — «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
— Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы — сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели: развивать образное мышление, воображение; упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (корабль)

Закружу, заверчу, в небеса улечу.
(вертолет)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели: Развивать образное мышление, воображение; упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

*** ***

Пять ворон на крышу сели,

Да еще две прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (семь)

Как-то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка.

Сколько будет? Ровно ...(пять)

Дидактическая игра «Занимательные квадраты».

Возраст 6-7 лет

Цель: закреплять навыки сложения, математические действия.

Оборудование: начерченные квадраты.

Методика проведения: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

Число 6

    

1  

  

  

  

  

 

 1 

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 6.

Число 15

Расставить числа в клетках 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в любом направлении получить в сумме 15.

   

    

    

 

5

3

2

 

 

Дидактическая игра «Математический калейдоскоп».

Возраст 6-7 лет

Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.

Методика проведения:

• Три мальчика - Коля, Андрей, Вова - отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)

• Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)

• Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 - 10 концов, у 5 с половиной - 12 концов.)

• Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)

• Как в решете воды принести? (Заморозить её.)

• В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)

• Шли три козленка. Один - впереди двух, один - между двумя, а один - позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)

• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)

• Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)

• Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста "математический лэпбук"

Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками в которых имеются дидактические игры, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрени...

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста....

"Дидактические игры по математике для старшего дошкольного возраста "

Интеллектуальное развитие дошкольников имеет важное значение, ведь на основании этого впоследствии формируется учебная деятельность. В данной подборке собраны дидактические игры для детей старшего дош...

Дидактическая игра по математике для детей дошкольного возраста своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по математике своими руками "Собери бусы" с пошаговым фото....