Доклад к педагогическому совету на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».
консультация по математике
Доклад к педагогическому совету на тему:
«Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».
Подготовила воспитатель: Жучкина.Т.А. (2февраля 2016 года).
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
интеллектуальных игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала
и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Интеллектуальная игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование
мыслительного процесса.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и
легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает
новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память,
учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно
впитывая неоценимый опыт общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педагогическому совету на тему:
«Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».
Подготовила воспитатель: Жучкина.Т.А. (2февраля 2016 года).
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
интеллектуальных игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала
и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Интеллектуальная игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование
мыслительного процесса.
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и
легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает
новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память,
учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно
впитывая неоценимый опыт общения.
В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт
использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике.
В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием:
сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева);
обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры,
направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, З. А. Михайлова),
строительно-конструктивные игры.
В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения,
учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы.
Работа это непростая и требует чёткой продуманной организации.
В. Новикова считает совершенно необходимым учитывать следующее:
- обучение дошкольников началом математики должно проходить в игровой и
практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач;
- значительное место на всех этапах обучения следует отводить поисковой
деятельности детей;
- в ходе выполнения заданий у ребёнка должна возникать потребность в тех или
иных знаниях.
В играх дети знакомятся с разными свойствами предметов – цветом, формой,
величиной, сравнивать их, группируют по отдельным признакам, учатся
ориентироваться в пространстве и времени. При этом тренируют внимание, память,
развиваются умственные способности.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и
игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, воспитатель закрепляет, углубляет
и расширяет математические представления детей, а главное одновременно решаются
обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную
нагрузку.
Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко
использовать дидактические игры.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного
из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре
занятий по формированию элементарных математических представлений
определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может
быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на
выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе,
особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно
использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры
головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое
отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и
вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с
усложнением.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для
игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,
правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены
особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного
возраста.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
Заключение:
В заключение необходимо отметить, что регулярное использование, при формировании у ребенка элементарных математических представлений, системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширит его математический кругозор, будет способствовать математическому развитию, повысит качество математической подготовленности, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
При использовании на занятиях математикой разнообразного занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/12/picture-47023.jpg)
ПЕДСОВЕТ «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений»
Цель: расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;- выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр;- классифицировать интеллектуальные игры;- созд...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-85054-1422460892.jpg)
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-558312-1664292412.jpg)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней ребята охотно прео...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/17/picture-1156301-1566036324.jpg)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
презентация...
Доклад на педагогическом совете на тему "Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений".
доклад на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243784-1587654577.jpg)
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/02/picture-1265334-1599033320.jpg)
"Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений"
Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений"...