Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников.
учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников»
Здвижкова Т.А; Каликанова О.А
воспитатели
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»
п.г.т.Стройкерамика СП «Детский сад «Солнышко»
Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «Пчёлка» было разработано и изготовлено дидактическое пособие (лэпбук) «Знатошкин дом»
Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет. Она направлено на формирование логико-математические представления, повышает активизацию мыслительных процессов, развивает сенсорные способы познания. Кроме того оно отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде, таким как:
Трансформируемость: лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность: использование папки в различных видах детской активности, лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой детей, а так же в индивидуальной работе с детьми.
Вариативность: возможность сменяемости, дополнения, изменения игрового материала, что обеспечивает свободный выбор детей.
Доступность: лэпбук обеспечивает доступность для всех детей, возможность его использования в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность. Соответствует содержанию образовательной программы, а также соответствует возрастным особенностям детей,
Насыщенность: в одной папке собрано достаточно много информации по определенной теме
Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Цель пособия: формирование у старших дошкольников математических способов познания, используя развивающие игры и задания.
Задачи:
- закреплять представление о числе и количестве, отношениях между числами;
-развивать умение составлять, анализировать и решать простые арифметические задачи;
-развивать представления о составе числа из двух меньших чисел в пределах первого десятка;
- развивать счетные и вычислительные навыки и умение использовать цифры;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи;
-закреплять умения детей играть в различные дидактические игры, выполняя правила.
-развивать логическое мышление, зрительную память, воображение, мелкую моторику.
Пособие (лэпбук) «Знатошкин дом» выполнено в форме книжки-раскладушки, которая красочно оформлена в виде русской избы. Каждая часть книги выполнена из потолочной плитки, которая оформлена ламинированным фоном. Между собой части дома сшиты атласной лентой, легко открываются и закрываются. Внутри дома расположены дидактические игры и задания. Некоторые из низ прикреплены к стенам домика, а некоторые находятся в пластиковых конвертах, которые удобно открывать и закрывать (детали дидактических игр не выпадают и не теряются)
Собранные в лэпбуке игры и задания, могут быть использованы в организации совместной игровой деятельности, образовательной д-ти, а также в индивидуальной, групповой и подгрупповой работе с детьми.
В состав лэпбука входят:
1.Д-И «Соседи числа». Целью данной игры является формирование представлений об отношениях чисел, рядом стоящих в числовом ряду. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления.
2.Головоломка «Волшебные фигуры». Игра направлена на развитие пространственного воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей, сообразительности и смекалки.
3.Д-И «Состав числа» направлена на формирование представлений о составе чисел из двух меньших (в пределах 10)
4.Математические пазлы «Картинку собираем-счет закрепляем». Данная игра позволяет развивать умение составлять целое из частей; систематизировать знания чисел от 1 до 20; закреплять навыки счета в пределах 20; развивать память, внимание, логическое мышление.
5. Д-И «Весы». Данная игра направлена на закрепление умения сравнивать числа в пределах 20 (больше-меньше, равно)
6. Развивающая игра «Судоку» способствует развитию наблюдательности, внимания, логического мышления; формированию навыков ориентировки на плоскости.
7. Д-И «Найди столько же». Игра направлена на закрепление навыков счета в пределах 10.
8. Д-И «Расположи правильно». Целью данной игры является развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать, целенаправленно думать, развивать умение анализировать способ расположения частей на плоскости.
9. Картотека «Логические задачки». Данная картотека задач направлена на развитие умения рассуждать, сравнивать, делать выводы и умозаключения; выработку умения сравнивать числа, закрепление понятий «увеличение», «уменьшение» на несколько единиц.
10. Картотека «Математические физминутки». Выполнение математических физминуток способствует повышению умственной работоспособности, снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию положительного эмоционального настроя у детей.
В нашем пособии поместилось очень много информации в привлекательной и интересной форме. Играя с ним, дети выполняют задания и учатся думать, развивают внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику, воображение, любознательность.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книжке, чтобы поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
МАСТЕР-КЛАСС (план проведения)
1.Дидактическое пособие по развитию логико-математических способностей «Знатошкин дом»
1.1 Актуальность пособия «Знатошкин дом»
1.2 Цель и задачи пособия «Знатошкин дом»
1.3 Дидактические игры и задания
1.4 Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников
Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников...
«Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников»
Целью статьи является поиск путей воспитания личности ребенка-дошкольника, побуждения его к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы через опытно - экспериментальную деятельность...
Практические рекомендации для воспитателей детских садов при использовании дидактических игр как средство познавательного развития старших дошкольников.
Для воспитателя детского сада в связи с принятием Федерального стандарта о дошкольном образовании (ФГОС ДО), проверка эффективности предлагаемых программ и методов воспитания и обучения детей....
«Авторское дидактическое пособие «Сундучок добрых дел» для формирования познавательной активности дошкольников».
Задачи игры «Сундучок добрых дел»:игра знакомит детей с правилами поведения в обществе, учит анализировать поступки людей и давать им оценку, способствует развитию такого качества, как соп...
"Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников"
Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «...
Современная образовательная технология "«Квест-игра» как средство познавательного развития старших дошкольников"
Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры ж...
Блоки Дьенеша как средство познавательного развития старших дошкольников
В статье из опыта работы раскрывается система работы с блоками Дьенеша...