Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных организаций "Математический чемоданчик"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Тарасова Вероника Сергеевна
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению логических и математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса:
1.Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
2.Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса;
3.Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергеева Вероника Сергеевна

воспитатель высшей квалификационной категории,

МАДОУ ЦРР - д/с №27 «Росинка»,

городского округа Ступино Московской области

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных организаций  «Математический чемоданчик»

Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению логических и математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи мастер-класса:

1.Передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

2.Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса;

3.Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности каждого участника мастер-класса.

Оборудование: математический чемоданчик (фото 1); настольно-печатные игры «Числовой поезд», «Поезд цветоформ», «Большой, средний, маленький», «Логические цепочки», «Лабиринты», «Цветное лото», «Играйка-собирайка», «Направо-налево», «Математические пазлы», «Поймай жука», «Мосты и берега»; «Шнуровки»; «Игры с прищепками»; «Дидактические фетровые картины «Посчитай-ка».

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_105018.jpg

Фото 1

Данный дидактический материал может быть использован неоднократно на ООД, при организации самостоятельной деятельности детей, что способствовало развитию наблюдательности, внимания, сенсорных способностей у воспитанников.

Ход мастер-класса «Математический чемоданчик»

Участников мастер-класса встречает педагог-мастер в костюме Лисы Алисы. Гости располагаются за рабочим столом.

Здравствуйте! Как Вам известно, денежки счет любят. Сейчас я научу вас правильно считать. У меня даже есть для этого «Математический чемоданчик». Вот, смотрите, какие логические и математические игры я в нем собрала!

1. Числовой поезд (фото 2).

Перед вами игра, при помощи которой Вы сможете закрепить свои знания о числах и соответствующем им количестве, потренируетесь в счете.

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_105735.jpg

Фото 2

Вариант 1.

Раздайте карточки с паровозиками поровну игрокам. Затем ведущий показывает поочередно карточки с картинками. Каждому игроку необходимо взять себе подходящие к числу карточки.

Вариант 2. 

Предложите игрокам расставить по порядку все вагончики с цифрами.

Вариант 3.

Предложите игрокам выбрать все карточки с картинками и разложить их по порядку в зависимости от количества предметов.

2. Поезд цветоформ (фото 3).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_105659.jpg

Фото 3

Перед вами игра, при помощи которой Вы научитесь различать цвет и форму предметов, разовьете зрительное восприятие, логическое мышление и речь.

Вариант 1.

Раздайте карточки с паровозиками поровну всем игрокам. Затем ведущий показывает поочередно карточки с вагончиками, которые везут различные предметы.

Каждому игроку необходимо подобрать предметы по цвету и по форме, которая нарисована на паровозике.

Выигрывает тот, кто соберет первым свои карточки.

Вариант 2. 

Предложите игрокам собрать только предметы, похожие на круг (квадрат, овал и т.д.), только предметы желтого (красного, синего и т.д.) цвета.

Вариант 3.

Разложите несколько разных картинок, предложите игрокам запомнить. Попросите игроков закрыть глаза. Затем уберите 1-2, добавьте 1-2 новые, поменяйте местами. Спросите игроков, что изменилось.

3. Большой, средний, маленький (фото 4).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_110349.jpg

Фото 4

Перед вам игра, которая познакомит вас с величиной предметов, а также позволит повторить цвета.

Все карточки нужно разобрать на группы в соответствии с цветами рамок. Затем игрок раскладывает предметы по величине и объясняет свой выбор.

Если играет несколько человек, группы карточек с разными цветами рамок раздаются поровну. Каждый игрок подбирает по размеры свои предметы.

Выигрывает тот, кто первым разложит карточки правильно и объяснит свой выбор.

4. Шнуровки (фото 5).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_110010.jpg

Фото 5

В процессе игры развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь), моторика посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта». 

Участнику игры необходимо нанизывать на веревочку предметы.

5. Логические цепочки (фото 6).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_110816.jpg

Фото 6

Перед вами занимательная игра, при помощи которой дети научатся находить взаимосвязь между предметами и явлениями, разовьют логическое мышление и связную речь.

Предложите игроку собрать цепочки из четырех карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинкам.

Если играют несколько игроков, предложите каждому из них собрать свои цепочки.

6. Лабиринты (фото 7).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_110417.jpg 

Фото 7

В ходе игры развивается мышление, речь, внимание, мелкая моторика рук, фантазия, творческая активность, воображение.

Игроку необходимо найти выход из лабиринта.

7. Цветное лото (фото 8).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180315_164737.jpg

Фото 8

Перед вами игра, при помощи которой дети научатся различать цвет предметов, разовьют зрительное восприятие, логическое мышление и речь.

Игрокам необходимо подобрать к большим картам подходящие предметы такого же цвета и правильно назвать эти предметы и их цвет.

8. Играйка-собирайка (фото 9).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180315_164027.jpg

Фото 9

Данная игра способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ  и синтез; также закреплению навыков ориентировки на плоскости.

Игрокам необходимо составить картинку из частей по образцу.

9. Направо-налево (фото 10).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180315_164444.jpg

Фото 10

Данная игра тренирует пространственное мышление, речь.

Игроку необходимо поставить картинку с предметом на большую карту.

10. Игры с прищепками.

В процессе игры игроки закрепляют умение считать количество предметов и обозначать цифрой результаты счета, закрепляют знания о названиях овощей, предметов быта и др.

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_104849.jpg

Фото 11

Вариант 1 (фото 11).

Раздайте карточки с предметами игрокам. Игрокам необходимо прикрепить столько прищепок, сколько обозначает цифра на карточке.

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_104007.jpg

Фото 12

Вариант 2 (фото 12).

Раздайте карточки игрокам. Игрокам необходимо прикрепить прищепку на ту цифру, которая обозначает количество предметов изображенных на карточке.

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_104549.jpg

Фото 13

Вариант 3 (фото 13).

Раздайте карточки с предметами игрокам. Игрокам необходимо прикрепить прищепку с цифрой, обозначающей количество предметов изображенных на карточке.

11. Математические пазлы (фото 14).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_104030.jpg

Фото 14

Пазлы - это отличная развивающая игрушка. Они отлично влияют на развитие логического и пространственного мышления, внимания, памяти. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем легко осваивает письмо и речь.

12. «Поймай жука» (фото 15).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180315_165046.jpg

Фото 15

Идея этой игры очень проста ... положить жуков в вашу банку. Как вы это сделаете, будет зависеть от того, какой вариант игры вы хотите играть.

Вариант 1. Сортировка.

Это задание для самых маленьких. Сложить жуков в банку по цвету. Посчитать их количество. Без использования кубика.

Вариант 2. 

Игровое поле и поместите в середине стола жуков. Чем больше игроков у вас есть тем больше жуков вам потребуется.

Каждый игрок по очереди кидает цветной кубик и кладет в банку 1 жука определенного цвета.

Это вариант неконкурентной игры, которая отлично подходит для детей, которые только учатся, как по очереди играть, и следовать правилам.

Если вы хотите, чтобы был победитель, то дайте каждому ребенку соответствующий набор цветных жуков, например, 3 каждого цвета. Кидаем кубик, выпал желтый цвет, одного желтого жука кладем в свою банку. Если все 3 желтых жука уже в банке, то пропускаем ход.

13. Мосты и берега (фото 16).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180315_170718.jpg

Фото 16

Главное правило – правило согласованной стыковки: карточки кладут вплотную друг к другу, при этом белый цвет рядом с белым, а зеленый с зеленым.

14. Дидактические фетровые картины «Посчитай-ка» (фото 17).

E:\Вероника\Фото\дс 17\математический чемоданчик\IMG_20180312_102705.jpg

Фото 17

В ходе игры игроки знакомятся со счетом до пяти, сравнивают  две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар); определяют каких предметов больше, меньше, равное количество.

Я пришла к выводу, что применение логических и математических игр повышает эффективность педагогического процесса и способствует развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Таким образом, современные технологии позволяют разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями.

Благодарю за сотрудничество! Желаю всем эмоционального благополучия, совершения добрых дел, творческих успехов!

Список использованной литературы

  1. Дидактика. Мосты и берега. Кайе В.А. – М.: Издательство «Карапуз», 2003.
  2. Игротека речевых игр. Выпуск 10. Местоимения «мой», «моя», «моё», «мои». Сошина И.В. – М.: Издательство Гном, 2016.
  3. Нищева Н.В. «Играйка-собирайка – 7. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей» - СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  4. Познавательная игра-лото «Большой, средний, маленький» - М.: «Весна-дизайн», 2017.
  5. Познавательная игра-лото «Математика» - М.: «Весна-дизайн», 2017.
  6. Познавательная игра-лото «Цвет и форма» - М.: «Весна-дизайн», 2017.
  7. Развивающая игра-занятие «Логические цепочки» - М.: «Весна-дизайн», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...

Мастер-класс «Культура речи воспитателя дошкольной образовательной организации» (технология синквейна)

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации....

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Взаимодействие с родителями –одна из важнейших компетенций педагога "Дружная семейка "

По завершении мастер-класса его участники  :         1. Узнают про имеющийся педагогический опыт   ГБДОУ №26 сотрудничества с...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей (методистов) "Номенклатура дел старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения"

На данном мастер-классе предложен практический материал по номенклатуре дел: перечень документов, правила оформления дел и др....

Мастер – класс для педагогического сообщества дошкольных образовательных учреждений

Тема: «Приемы развития логического мышления на основе моделирования - декодирования и кодирования информации о предметах»...