Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Марина Александровна Шумова

 Занятие является итоговым до данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №6 «СЕМИЦВЕТИК» комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской области

Конспект

Непосредственно организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

общеразвивающей направленности

Тема: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости»

Образовательные области:

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное»

Подготовила и провела

воспитатель                                                                        

Шумова

Марина Александровна

Шарья 2017 г.

Цель:  создавать условия для развития умения ориентировки в пространстве и на плоскости.

Задачи:

Обучающие 

  • Продолжать создавать условия для развития умения ориентировки в пространстве и на плоскости.
  • Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги).

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  •  Воспитывать самостоятельность, понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно;
  •  Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

    Здоровье сберегающие

  •     Учить детей следить за своей осанкой.
  •     Продолжать развивать координацию движения.
  • Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП , разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Планируемый результат:

- Дети трудятся в коллективе дружно. Проявляют интерес к математике

- Демонстрируют мыслительные умения: сравнивают, анализируют. Развивают познавательные процессы восприятие, память, внимание.

- Дети демонстрируют интегративно-личностные качества: «Любознательный, активный (принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе)«Овладевший средствами общения» (адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью).

- Дети знают геометрические фигуры

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словесный.

Практический .

Материал: 

Демонстрационный:   карточки с заданиями , мультимедийная презентация,  лазерная указка, сундук с раскрасками и приглашениями

Раздаточный:  карточки с заданиями , цветные карандаши (на каждого ребенка),простой карандаш

Части НООД

Цель деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки

Детской инициативы

1 часть-вводная

Цель :создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность

  Колокольчик наш  звенит, заливается

Мальчики и девочки в круг собираются

Добрый день ,и добрый час,

Мы приветствуем всех вас

Собрались все дети в круг,

Слева друг и справа друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раздается  звук (на  планшете)

-Дети,что за звук,откуда он? –Кажется ,нам на электронную почту , пришло письмо.давайте подойдем , прочитаем и узнаем,от кого оно.

Слайд 1.

«Здравствуйте дети,пишет вам Царица Математики.Я долго наблюдала  за вашими успехами и радовалась за вас в течении года. Скоро вы пойдете в 1 класс и я приготовила для вас сюрприз, за которым приглашаю вас к себе,в Страну Математики. Но попасть ко мне совсем не просто, для этого нужно выполнить задания сказочных героев,которые вам встретятся на пути ко мне. Назад вы сможете вернуться, если выполните все задания»

Готовы, не испугаетесь трудностей?

Молодцы, я тоже в вас верю!

(Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)

дети здороваются

Слушают письмо

Привлечение детей с помощью колокольчика

Дети эмоционально откликают-

ся на звук

Дети эмоционально откликаются на просьбу героя

2 часть-основная 

цель: Расширение  главных задач НООД за счет использования разнообразных форм и методов работы.

цель: Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку(актуализировать пространственные представления: вверх, вниз,вправо, влево.);

цель:развитие памяти,внимания,пространственного восприятия и мышления 

цель: повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий. Обеспечение непродолжительного динамичного отдыха.

цель: развивать пространственное воображение, - развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, - воспитывать желание помочь друг другу.

цель;предупреждение нарастающего утомления,укрепление глазных мыщц,снятие напряжения,коррекция зрения.

цель;  Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под» и т.д);

Цель: развитие навыков ориентировки в схемах.

Цель: развивать умение находить предметы по словесной инструкции.воспитывать любознательность

-И так,в путь!.Посмотрим какие задания для нас приготовили сказочные герои.

СЛАЙД 2 (перед нами река. Водяной спрашивает,как нам ее преодолеть.На чем?)

Правильный ответ мы узнаем,когда выполним графический диктант

Предлагаю пройти за столы и занять места.(осанка)

графический диктант «кораблик» 

Возьмите в руку карандаш и поставьте его на точку. От этой точки начнем рисунок. Слушаем внимательно и выполняем задание

-Что у вас получилось?

Сравните свои рисунки с правильным ответом.

Молодцы!Реку мы преодолеем беспрепятственно.

Смотрите,что же впереди?

СЛАЙД 3 .

 Василиса Премудрая

- Злой кощей заточил меня в высокий замок, как мне выбраться отсюда не знаю.Помогите мне пожалуйста .

-Дети,как мы сможем помочь Василисе?

Ковер самолет волшебным станет лишь тогда,когда вы правильно выполните залание.

-Что находиться в центре ковра?

-В правом верхнем углу? ит.д.)

задание «Нарисуй такой же» 

Ну вот, Василиса Премудрая тебе ковер самолет. Садись на него, он доставит тебя в твое царство,а мы пойдем дальше по дорожке.

СЛАЙД .4

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.
Через лес пешком пойдем.

Дети,смотрите,нас встречает Баба-Яга и просит у нас помощи

СЛАЙД 5.

 Баба –Яга( ребята ,помогите ,моя избушка совсем устарела,перестала поворачиваться,только вы сможете мне помочь)

Из счетных палочек по образцу следует выложить дом.Далее переложить одну палочку так,чтоб дом повернулся в другую сторону.

Какие вы молодцы! Но расслабляться еще рано,дорога предстоит долгая

СЛАЙД 6.

гимнастика для глаз с применением лазерной указки

Давайте глазами проследим какой путь нам предстоит пройти.

Дети.смотрите,кто- то грустит.

СЛАЙД 7.Буратино

Мальвина приготовила для меня задание,но я не могу спавиться с ним,т.к я не хочу ходить в школу.

-Дети ,а вы желаете ходить в школу?

пальчиковая гимнастика «ШКОЛА»

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду

-Не переживай,Буратино,дети тебе помогут,только дай слово,что ты тоже будешь учиться.

«Найди и расскрась» 

Раскрась рисунок, где круг за квадратом, в синий цвет; круг в квадрате - в жёлтый; квадрат на круге - в коричневый; круг перед квадратом - в оранжевый; квадрат под кругом - в красный; квадрат слева от круга -взелёный.

Молодцы,помогли Буратино.

Смотрите ,дети,а вот и сама Царица Математики нас встречает и предлагает

СЛАЙД .8

Найди домик, в котором спрятан сюрприз

 «Найди по схеме»

СЛАЙД 9 сундук

СЛАЙД 10 сундук исчезает

А куда же делся сундук?

Нам предстоит его найти. 

Если вы будете далеко от сундука,я говорю"холодно", если будете близко находиться с предметом "горячо"

игра «горячо-холодно»

Молодцы дети,нашли сундук,есть желание узнать,что там за сюрприз?

А сейчас пора возвращаться в детский сад .Давайте произнесем слова:

Скажем тихо: «1,2.3 волшебство, произойди,в детский сад нас приведи»

ответы детей

Дети выполняют графический диктант

Сравнивают свои рисунки с ответом на слайде

(ответы детей)

дети рассматривают совместно с воспитателем рисунок ковра и отвечают на вопросы

На экране появляется узор из семи геометрических фигур.дети смотрят в течении 1 мин.запоминают и воспроизводят такой же рисунок у себя на листе.Далее дети в парах меняются листами и проверяют правильность выполнения.После этого на экране вновь появляется геометрический рисунок,дети сверяют с образцом.

Дети выполняют

(Подскоки на правой ноге.)

(Подскоки на левой ноге.)

(Бег на месте.)

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

(Ходьба на месте.)

Дети выполняют задание.правильность  выполнения сверяют  с рисунком на слайде.

Выполняют гимнастику для глаз

Ответы детей

Выполняют пальчиковую гимнастику

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

(Загибают по одному пальчику.)

(Грозят указательным пальчиком правой руки.)

Выполняют задание,правильность выполнения сверяют с рисунком на слайде

Дети по схеме находят дом,где спрятан сюрприз, правильность выполнения сверяют с рисунком на слайде.

Дети находят сундук,открыв его видят приглашения от царицы Математики в первый класс.

Дети эмоционально откликаются на выполнение графического диктанта

Пояснения, поощрения.

Самостоятельное выполнение задания

Смена деятельности

Двигательная активность.

Смена деятельности

Приглашение в первый класс.

3 часть-заключительная

Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.

Рефлексия

- А теперь давайте вспомним какие задания вы выполняли путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой?

- Что вам понравилось

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу жестом.

Во!-Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями  и ему все понравилось и было интересно

Скрестите руки на груди-Еслибыло грустно и скучно

Мне тоже сегодня понравилось все .

Я и не сомневалась,что вы у меня умники и достойны идти в 1 класс!

А сейчас предлагаю расскрасить сказочных героев или нарисовать тех,кто больше всего вам понравился.

Дети отвечают на вопросы

Оценивают свое отношение к занятию

Поощрение,похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»

Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...

Конспект занятия по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Конспект занятия и самоанализ к конспекту по математическому развитию «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царс...

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовка в Тридевятом царстве»

Закрепить в самостоятельной деятельности навыки решения примеров. Актуализировать знания детей о способах составления и решения простых арифметических задач. Совершенствовать умение формировать свои о...

НОД по математике "Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости" 5-6 лет

ИНТЕГРИРОВАННАЯНЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Интегрируемые образовательные области – «Познание» «Коммуникация», «Социализация», «Чт...