Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в средней группе "Счет до четырех. Число и цифра 4."
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Алисултанова Галина Темирбековна

Сценарий НОД на основе технологии «Ситуация».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_do_4._chislo_i_tsifra_4.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Счёт до четырёх. Число и цифра 4»

Цель: Познакомить детей с числом и цифрой 4.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру с количеством;
  • закреплять счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар.

Развивающие:

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • развивать двигательную и мыслительную активность.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;
  • воспитывать умение слушать ответы товарищей,
  • воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у детей в процессе занятия.

Демонстрационный материал:    Карточки с числами от 1 до 4 (4 по количеству детей)

Раздаточный:

1) лист с изображенными на нем 3 бельчатами;

2) изображение 1 бельчонка;

3) 4 маленьких круга (витаминки);

4) 8 больших грибов;

5) 8 маленьких грибов

6) 1 большой круг (сковорода),

8) Тарелочки для грибов и витаминок (2 шт. на стол)

Ход занятия.

1.Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

- мотивировать детей на включение в деятельность,

- актуализировать знания об окружающем мире.

 Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы ходить в детский сад?

- Знаете ли вы, кто, кроме воспитателя, каждый день приходит на работу в детский сад? (ответы детей)

- Что делает медицинская сестра? (ответы детей)

Воспитатель рассказывает, что в лесу тоже есть детский сад, куда ходят малыши зверушки.

Сегодня в лесном детском саду медсестра проводит осмотр группы бельчат. В конце осмотра она хочет раздать бельчатам витамины.

- Для чего нужно пить витамины? - Можно ли принимать витамины без разрешения взрослых? (ответы детей)

- Хотите вместе с медсестрой раздать витамины бельчатам?

- Сможете?

Мы пойдем в лесной детский сад, чтоб раздать витамины бельчатам.

2.Актуализация знаний

Дидактические задачи:

- актуализировать счет до трех,

- сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар и пересчетом.

Дети садятся за столы парами по нескольку человек, на которых для каждого приготовлен игровизор с распечатанными на нем тремя бельчатами, а также тарелочка, на которой лежат 3 круга –витаминки.

- Сколько бельчат сегодня привели в детский сад (3)

- Сколько витаминок принесла медсестра в эту группу (3)

- Хватит ли каждому бельчонку витаминки?

- Почему вы думаете, что хватит? (Бельчат 3 и витамино3) три - три поровну

А вот бельчата пока считать не умеют и беспокоятся, хватит ли всем витаминок.

-Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, что витаминок хватит, то есть три и три –поровну?

Ответы детей (Надо каждому бельчонку дать по одной витаминке).

Дети выкладывают по одному кругу около каждого бельчонка.

3.Затруднение в ситуации 

Дидактические задачи:

- создать мотивационную ситуацию для введения числа 4. Счет до 4;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель говорит, что в лесной детский сад привели еще одного бельчонка, и кладет на каждый стол столько изображений бельчат, сколько за столом детей сидит. Каждый ребенок берет по одному бельчонку и располагает его на листе рядом с остальными бельчатами.

- Сосчитайте, сколько теперь бельчат в группе лесного детского сада?

Дети хором считают бельчат: один, два, три, ..…

После этого некоторые дети могут сбиться,  так  как еще не знают счета до 4х.

Возникает затруднение, как правильно сосчитать дальше?

- Сумели ли вы сосчитать бельчат? Нет

- Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше)

4.Открытие нового знания

Дидактические задачи:

- закреплять представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, формировать представление о числе, четыре, умение считать до 4 предметов;

- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

-Что можно сделать если чего то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Можно спросить у того кто знает)

Воспитатель предлагает спросить у мудрой совы, которая живет в лесу. (Видео ролик)

Мудрая Сова отвечает: При счете за числом 3 идет 4.

Если же кто-либо из детей посчитает правильно, обратить на это внимание, а затем попросить всех детей посчитать до 4.

Воспитатель фиксирует внимание детей на технике счета: при счете надо дотрагиваться до каждого предмета один раз, проговаривая:  «Всего четыре бельчонка»

Дети хором считают бельчат и говорят: «Всего 4 бельчонка»

- Как получилось 4 бельчонка? (Было три, пришел еще один, стало 4).

- Поровну ли теперь бельчат и витаминов? ( Не поровну)

 -Кого  больше? (Бельчат больше, витаминов меньше)

- Что нужно сделать, чтоб их было поровну?

 Ответы детей (Надо принести еще одну витаминку)

Воспитатель кладет на столы дополнительные круги-витаминки.

Дети берут по одному кругу и уравнивают группы бельчат и витаминов.

- Сколько витаминов?

- Как получилось 4 витаминки?

Ответы детей (сначала было 3, добавили еще одну, и получилось 4).

Дети совместно с воспитателем делают вывод:

- Бельчат - 4, витаминок – 4 .Четыре и 4 поровну.

5.Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

создавать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 4;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель рассказывает детям, что медсестра каждый день должна записывать количество детей в каждой группе для того, чтобы повар знал, сколько порций готовить на завтрак, обед и полдник.

- Хотите помочь медсестре записать количество бельчат?

Ответы детей (да, хотим)

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых находятся карточки с числами 1,2,3,4,5 и взять карточку где записано число 4

Возникает затруднение.

- Смогли вы выбрать карточку, на которой записано число 4?

- Почему не смогли? Потому что не знаем, как записывается число 4

6.Открытие нового знания

Дидактические задачи:

- познакомить  детей с цифрой 4;

- закреплять умение преодолевать затруднения способом «спросить у того, кто знает»

- Что можно сделать, если чего –то не знаешь, а очень хочешь узнать?

Ответы детей (Можно спросить у того, кто знает)

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает карточку с числом 4.

- Этот значок говорит о том, что предметов четыре.

Дети выбирают карточку с числом 4.

Воспитатель предлагает показать свои карточки друзьям и проверить правильность выполнения задания, хвалит детей и собирает у них карточки с числом 4 для, того чтобы отдать медсестре.

7.Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

закреплять счет до четырех, умение соотносить число с количеством,

- развивать двигательную и мыслительную активность.

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что сейчас у группы бельчат прогулка.

Бельчата на прогулке любят играть так: пока играет музыка, надо прыгать. Как только музыка заканчивается и воспитатель показывает  карточку с числом, надо собраться в команду с таким количеством человек, сколько показывает число. Всем детям в команде нужно взяться за руки.

- Хотите поиграть вместе с бельчатами?

Воспитатель показывает карточка 2,3,4. И еще раз 4

Дидактические задачи:

- закреплять умения считать до 4, соотносить число с количеством.

- развивать умение работать в паре

Воспитатель собирает детей около себя.

- Кто готовит обед в детском саду?

- Хотите помочь повару приготовить обед для бельчат?

Дети садятся  за столы по 2 чел на середине каждого стола вперемешку лежат 8 больших и 8 маленьких  грибов. Кроме этого перед каждым  ребенком находиться игровизор с нарисованным большим кругом –сковородка.

Воспитатель рассказывает, что сегодня у бельчат на обед грибы.

- Положите на сковородку вот столько (показывает детям карточку с числом 4) небольших гриба.

Дети отсчитывают от общего количества 4 маленьких гриба.

- Положите на сковородку столько же больших грибов.

- Посолите грибы.

Дети делают движение пальцами, как будто солят.

- Попробуйте, вкусно получилось?

Дети берут в руки «ложку». Пробуют грибы.

- Вкусно! Бельчата будут довольны.

8.Осмысление

Дидактические задачи:

- восстановить в памяти детей то, что  делали на занятии,

- создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях мы побывали?

- Кому и чем мы помогали?

- Когда мы помогали медицинской сестре и повару, мы познакомились с какой цифрой?    С каким числом?

- Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до 4 или не знали, как пишется цифра 4, то бельчата остались бы без витаминов и без обеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц.

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в средней группе для детей с ТНР «Цыпленок потерялся». Формирование фонетической стороны речи Звук Ц....

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

laquo;Домашние животные» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детёнышей.Задачи:Образовательные:Продолжать учить употреблять в речи существительные, обозначающие домашних ж...

«Одуванчик для бабочки» (конспект непосредственно образовательной изобразительной деятельности в средней группе)

Развитие  умения детей работать с акварельными красками и кистью, рисовать способом примакивания  кисти; проведения сплошной линии сверху вниз всем ворсом. Знакомить детей с фазами развития ...

. Конспект непосредственно образовательной познавательной деятельности в средней гр «Путешествие в Страну мальчиков и девочек»

Цель: Закрепление представлений детей об особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, женские и мужские имена, любимые игрушки и т. д, о своей половой принадлежности.Задачи:1. Закрепить пр...

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» «Счет до 8. Число и цифра 8.» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Тема: «Счет до 8. Число и цифра 8.»Возрастная группа: старшаяЦель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры восемь.Задачи:1. Формировать представление о числе и цифре 8; умен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему:"Числа и цифры" для детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста "Число и цифра 7"

Цель занятия: -познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7;- закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей; - учить отгадывать математическую загадку, за...