Конспект занятия по математике: «Определение времени по часам».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Сумбулова Елена Викторовна

Конспект занятия по математике: «Определение времени по часам».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Вид занятия: комбинированное

Тип занятия: усвоения новых и закрепления ранее приобретённых знаний

Тема: Определение времени по часам

Возраст детей: 6-7 лет

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка, цифры (для будильника, иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.

Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей, мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».

Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.

Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Задачи:

1. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация) , развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация) , сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье) .

2. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

 3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Основные части занятия:

1. Сюрпризный момент (появление в группе будильника)

2. Беседа об устройстве часов. Игра «Который час? »

 3. Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.

 4. Физкультминутка «Тик-так»

 5. Игры «Назови часы» (с мячом, «Ходят стрелочки по кругу» (подвижная,

 «Режим дня» (развивающая)

 6. Посещение музея часов.

Последующая работа: рисование по полученным впечатлениям, игры.

Список литературы:

 1. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Часы// М. : Издательство «Ювента», 2004

 2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. -М. :Просвещение, 1991

 3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени», ТЦ «Сфера», 2009

 Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось? » А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

Игра «Который час? »

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)

 Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но … прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

 И люди поняли ответ,

 Что лишь песок, он есть один

 И бог, и царь, и господин.

 Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов) . Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

 Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.

Физкультминутка

 Тик-так, тик-так —

 Все часы идут вот так:

 Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

 Смотри скорей, который час:

 Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

 Налево — раз, направо — раз,

 Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

 Тик-так, тик-так.

 Чтоб совсем проснуться

 Чтоб совсем проснуться,

 Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

 Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

 Спину тоже разминаем,

 Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

 Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

 Выполняем упражненье,

 Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

 Отдохнули мы чудесно,

 И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

 Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.

 - Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.

Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

 - часы, которые стоят на полу … напольные

 - часы, которые висят на стене … настенные

 - часы, которые звонят по утрам … будильник

 - часы, которые стоят на камине … каминные

 - часы, которые работают на батарейках … электронные

 - часы с песком … песочные

 - часы, которые носят на руке … наручные

 - часы на башне Кремля … Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

 На полу по кругу разложены карточки с цифрами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель встает в центре и произносит вместе с детьми:

 Мы – часы, наш точен ход,

 Водят стрелки хоровод.

 Ходят стрелочки по кругу

 И ходят догнать друг друга. (Дети ходят по кругу, взявшись за руки)

 Стрелки, стрелки, не спешите,

 Вы нам время подскажите! (Дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)

 Воспитатель: Пять часов!

 (Встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12) .

 Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение Валентина Берестова «Часы», которое нам расскажут ребята (2 человека) .

 Без четверти шесть!

 Без пятнадцати шесть!

 Хотите услышать приятную весть?

 Так что же случилось

 Без четверти шесть?

 Какая такая приятная весть?

 А то, что я сам,

 Понимаете, САМ

 Умеют часы узнавать по часам.

 Ты прав. Так и есть,

 Без пятнадцати шесть!

 Спасибо тебе за приятную весть!

Воспитатель: Вы тоже умеете определять время по часам. А сейчас снова игра.

Развивающая игра «Режим дня».

 Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.) . На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак - 8 часов, прогулка – 10 часов и т. д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.

 Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.

 Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?

Дети: 12

Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.

(Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)

 Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям. А сейчас я предлагаю вам посетить музей часов, а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились.

Похожие записи:

Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов»

Дидактические пособия по теме «Часы, время»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Вид занятия: комбинированноеТип занятия: усвоения новых и закрепления ранее приобретённых знанийТема: Определение времени по часамВозраст детей: 6-7 летСпособ организации детей на занятии: с под...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

НОД "Определение времени по часам"

Конспектнепосредственно образовательная деятельностьв подготовительной группе«Определение времени по часам». С использованием ЦОР...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса организации обучения детей подготовительной к школе группы определению времени по часам посредством применения дидактических игр....

"Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста определению времени по часам"

Проблема формирования временных ориентировок у детей дошкольного возраста очень актуальна и значима на сегодняшний день. Практика показывает, что затруднения у детей связаны, как правило, с незнанием ...

«Определение времени по часам»

Конспект занятия по математике: «Определение времени по часам»....