LEGО В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»
материал по математике (подготовительная группа)

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы. Целью работы является изучить мир флексагонов и  показать, что головоломки бывают не только из дерева и железа - привычных для нас форм, но и из бумаги, которые мы можем сделать своими руками.

Задачи:

В соответствии с поставленной целью решалась  основная задача:

- познакомиться с методикой изготовления флексагонов.

Конструирование перед участниками мастер – класса своей модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

Обучение педагогов конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_uvlekatelnyy_mir_matematiki.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «LEGО В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»

Сергейчук Елена Анатольевна, воспитатель.

МАДОУ «Верхнекетский детский сад»

Россия, Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы. Целью работы является изучить мир флексагонов и  показать, что головоломки бывают не только из дерева и железа - привычных для нас форм, но и из бумаги, которые мы можем сделать своими руками.

Задачи:

В соответствии с поставленной целью решалась  основная задача:

- познакомиться с методикой изготовления флексагонов.

Конструирование перед участниками мастер – класса своей модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

Обучение педагогов конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.

Ход матер – класса

Уважаемые коллеги, в настоящее время одним из перспективных подходов

к математическому развитию ребенка является ориентация на

математическое моделирование, с помощью которого дети активно

овладевают построением и использованием разного рода предметных,

графических и мысленных моделей. Под математическим моделированием

мы понимаем организацию педагогом эвристически ориентированного

процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных

и пространственных математических абстракций.

Мы, сегодня с вами рассмотрим технологию пространственного

моделирования на базе оригами. Эта технология весьма привлекательна, так

как особенность игровых материалов для них состоит в неограниченных

комбинаторных возможностях обычного листа бумаги. Если считать, что

идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью

которой создается бесконечное разнообразие форм, то оригами – именно такой конструктор.

Классическое оригами не допускает разрезов, склеиваний. Тем не менее на основе простого складывания, минимального склеивания и разрезания можносмоделировать интересные и полезные математические «игрушки» -флексагоны.

Флексагон  -  «гнущийся многоугольник» - одна из простейших

математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы.

При правильной сборке флексагон содержит «скрытые» поверхности.

Такие модели обладают одним очень интересным свойством: при

перегибании их наружные поверхности оказываются внутри, а внутренние —

проявляются снаружи. Если раскрасить грани флексагона в разные цвета,

то при каждом перегибе модели можно получать эффект настоящего

калейдоскопа или наклеить картинки в зависимости от темы. Дети от такой

игрушки просто в восторге.

Первый флексагон был изобретен в 1939 году 23 – летним английским

студентом Артуром Стоуном.

Флексагоны, как средство математического моделирования, имеют

следующие отличительные черты:

1. Экономичность. Для изготовления флексагонов нужна бумага, клей,

ножницы и эталоны форм.

2. Доступность. При минимальной помощи взрослого ребенок не только

находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует флексагоны по

готовой развертке. При этом игровая и поисковая задачи доминируют, а

усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной

математике становятся мотивированными и активными.

3. Многоплановый развивающий характер. Флексагоны способствуют

развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти,

внимания, терпения; при специально продуманной раскраске активизируют

формирование представлений по всем разделам математики для

дошкольников.

Рекомендации по знакомству детей с флексагонами.

Первые два занятия - используются разноцветные хексахексафлексагоны.

Дети открывают для себя новую «игрушку», изучают ее свойства на готовых

моделях и структуру на их развертках.

Третье занятие посвящено репродуктивному моделированию

хексахексафлексагону по готовой развертке.

Четвертое занятие заключается в организации самостоятельного

моделирования детьми трихексафлексагона по схеме с использованием

готовой развертки.

На пятом занятии вводится тритетрофлексагон, свойства которого

отличны от свойств двух предыдущих флексагонов. Он самостоятельно

изготовляется детьми по готовой развертке и изучается в групповой работе с

использованием логико – математических игр типа «Четвертый – лишний» и

в индивидуальной работе с детьми.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

1. Начиная занятие по знакомству с флексагоном, советую параллельно закреплять у детей различение цветов, их оттенков, т. к. в группу вносятся разноцветные флексагоны.

2. Для младших дошкольников флексагоны могут при правильной сборке составлять какой - либо предмет, соответствующей цвету фона (помидор, клубника, и т. д.). Собрать силуэт предмета можно одним способом, получить однотонную сторону – двумя. Поэтому когда ребенок действует с флексагоном, он невольно усложняет себе познавательную задачу, что стимулирует развитие моторики, мышления и получения положительного эмоционального заряда.

3. Старшим дошкольникам можно предложить собрать хексахексафлексагоны по цвету. Например, каждая сторона хексахексафлескагона может состоять их шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1-3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуется использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.

Следует обратить внимание на следующие аспекты использования флексагонов с дошкольниками на занятиях по математике.

Как средство порядкового и количественного счета. С помощью флексагонов можно знакомить детей с составом числа из единиц; отношениями «больше – меньше» и др; цифрами, учить составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для этого используются разнообразные раскраски сторон флексагона, учитывающие интересы детей конкретной группы.

В разделе «Геометрические фигуры» - знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, четырехугольником как с классами фигур. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.

Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». Можно с их помощью демонстрировать циферблат часов, удобно показывать сезонные явления, дни недели, месяцы.

Если вы решили использовать в своей работе флексагоны, то имеет смысл познакомить родителей с этой «игрушкой», научить их составлять развертки и моделировать простейшие флексагоны. Если этим занятием увлекутся родители, то усилится и мотивация детей.

Использование рассмотренных нами видов флексагонов как средство математического развития ребенка показало их эффективность для решения проблемы гармонизации аффекта и интеллекта, что в свою очередь позволяет решать широкий спектр задач, требующих высокого уровня обобщения без классической формализации. При этом процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождается положительными эмоциями детей за счет вариантов «познавательной» раскраски флексагонов.

Список используемой литературы:

  1. «Формирование элементов логического мышления».  - Е.Н. Агаева «Дошкольное воспитание №1», 1982г.
  2.  «Воспитание и возрастные особенности детей». –  Н.В. Савин Москва. «Просвещение»,1972г.
  3. «Развитие познавательных способностей у детей на занятиях по математике». –  С.И. Волкова.,  Н.Н. Столярова. – Москва. «Просвещение», 1995г.
  4. «Логические и математические игры». – Р.Ф. Соболевский Минск. «Народная Асвета»,1977г.
  5. «Игровые  занимательные задачи для дошкольников».- З.А. Михайлова
  6.  « Умные занятия».- Е. Синицына Москва. Изд. «Лист»,1999г.
  7. «Математические ребусы, загадки, игры».- В.В. Волина Москва. Изд. «Дрофа»,2001г.
  8. «365 увлекательных занятий для дошкольников».- Л. Бабич Москва. Изд. «Айрис – Пресс»,2000г.
  9. « Интеллектуальное развитие. Формирование элементарных представлений у дошкольников». – Г.Е. Сычёва Изд. «Книголюб»,2003г.

«Логика и математика для дошкольников».- Е.А. Носова, Р.Л.НепомнящаяСанкт – Петербург. Изд. «Акцидент», 1997г.

  «Домашняя школа мышления». – Л. А. Венгер

    Москва. Изд. « Знание»,1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого НОД по ФЕМП в подготовительной группе "Увлекательная математика"

Конспект НОД по ФЕМП в подготовительной группе:Увлекательная математика"...

Конспект открытого НОД по ФЕМП в подготовительной группе "Увлекательная математика"

Конспект НОД по ФЕМП в подготовительной группе:Увлекательная математика"...

Конспект открытого НОД по ФЕМП в подготовительной группе "Увлекательная математика"

Конспект НОД по ФЕМП в подготовительной группе:Увлекательная математика"...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе "Увлекательное путешествие в страну Математики»

Цель:1. Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике. -  Уточнить знания о прямом счете в пределах 5, умение соотносить цифры от 1-...

Презентация "Развитие познавательных представлений у детей с конструктором LEGO в увлекательный мир математики.

LEGO–конструирование способствует формированию умению у детей учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности....

Доклад "С конструктором LEGO и робототехникой в увлекательный мир математики"

LEGO-конструирование и робототехника  – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей)....