LEGО В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»
материал по математике (подготовительная группа)
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы. Целью работы является изучить мир флексагонов и показать, что головоломки бывают не только из дерева и железа - привычных для нас форм, но и из бумаги, которые мы можем сделать своими руками.
Задачи:
В соответствии с поставленной целью решалась основная задача:
- познакомиться с методикой изготовления флексагонов.
Конструирование перед участниками мастер – класса своей модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
Обучение педагогов конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_uvlekatelnyy_mir_matematiki.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«LEGО В УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»
Сергейчук Елена Анатольевна, воспитатель.
МАДОУ «Верхнекетский детский сад»
Россия, Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы. Целью работы является изучить мир флексагонов и показать, что головоломки бывают не только из дерева и железа - привычных для нас форм, но и из бумаги, которые мы можем сделать своими руками.
Задачи:
В соответствии с поставленной целью решалась основная задача:
- познакомиться с методикой изготовления флексагонов.
Конструирование перед участниками мастер – класса своей модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
Обучение педагогов конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов.
Ход матер – класса
Уважаемые коллеги, в настоящее время одним из перспективных подходов
к математическому развитию ребенка является ориентация на
математическое моделирование, с помощью которого дети активно
овладевают построением и использованием разного рода предметных,
графических и мысленных моделей. Под математическим моделированием
мы понимаем организацию педагогом эвристически ориентированного
процесса создания ребенком моделей посредством простейших плоскостных
и пространственных математических абстракций.
Мы, сегодня с вами рассмотрим технологию пространственного
моделирования на базе оригами. Эта технология весьма привлекательна, так
как особенность игровых материалов для них состоит в неограниченных
комбинаторных возможностях обычного листа бумаги. Если считать, что
идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью
которой создается бесконечное разнообразие форм, то оригами – именно такой конструктор.
Классическое оригами не допускает разрезов, склеиваний. Тем не менее на основе простого складывания, минимального склеивания и разрезания можносмоделировать интересные и полезные математические «игрушки» -флексагоны.
Флексагон - «гнущийся многоугольник» - одна из простейших
математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы.
При правильной сборке флексагон содержит «скрытые» поверхности.
Такие модели обладают одним очень интересным свойством: при
перегибании их наружные поверхности оказываются внутри, а внутренние —
проявляются снаружи. Если раскрасить грани флексагона в разные цвета,
то при каждом перегибе модели можно получать эффект настоящего
калейдоскопа или наклеить картинки в зависимости от темы. Дети от такой
игрушки просто в восторге.
Первый флексагон был изобретен в 1939 году 23 – летним английским
студентом Артуром Стоуном.
Флексагоны, как средство математического моделирования, имеют
следующие отличительные черты:
1. Экономичность. Для изготовления флексагонов нужна бумага, клей,
ножницы и эталоны форм.
2. Доступность. При минимальной помощи взрослого ребенок не только
находит скрытые поверхности флексагона, но и моделирует флексагоны по
готовой развертке. При этом игровая и поисковая задачи доминируют, а
усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной
математике становятся мотивированными и активными.
3. Многоплановый развивающий характер. Флексагоны способствуют
развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти,
внимания, терпения; при специально продуманной раскраске активизируют
формирование представлений по всем разделам математики для
дошкольников.
Рекомендации по знакомству детей с флексагонами.
Первые два занятия - используются разноцветные хексахексафлексагоны.
Дети открывают для себя новую «игрушку», изучают ее свойства на готовых
моделях и структуру на их развертках.
Третье занятие посвящено репродуктивному моделированию
хексахексафлексагону по готовой развертке.
Четвертое занятие заключается в организации самостоятельного
моделирования детьми трихексафлексагона по схеме с использованием
готовой развертки.
На пятом занятии вводится тритетрофлексагон, свойства которого
отличны от свойств двух предыдущих флексагонов. Он самостоятельно
изготовляется детьми по готовой развертке и изучается в групповой работе с
использованием логико – математических игр типа «Четвертый – лишний» и
в индивидуальной работе с детьми.
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
1. Начиная занятие по знакомству с флексагоном, советую параллельно закреплять у детей различение цветов, их оттенков, т. к. в группу вносятся разноцветные флексагоны.
2. Для младших дошкольников флексагоны могут при правильной сборке составлять какой - либо предмет, соответствующей цвету фона (помидор, клубника, и т. д.). Собрать силуэт предмета можно одним способом, получить однотонную сторону – двумя. Поэтому когда ребенок действует с флексагоном, он невольно усложняет себе познавательную задачу, что стимулирует развитие моторики, мышления и получения положительного эмоционального заряда.
3. Старшим дошкольникам можно предложить собрать хексахексафлексагоны по цвету. Например, каждая сторона хексахексафлескагона может состоять их шести треугольников дополнительных цветов, отличающихся на 1-3 тона от основного цвета. Данное упражнение рекомендуется использовать для развития мелкой моторики и стимулирования интеллектуальной активности детей.
Следует обратить внимание на следующие аспекты использования флексагонов с дошкольниками на занятиях по математике.
Как средство порядкового и количественного счета. С помощью флексагонов можно знакомить детей с составом числа из единиц; отношениями «больше – меньше» и др; цифрами, учить составлять и решать простые и косвенные арифметические задачи. Для этого используются разнообразные раскраски сторон флексагона, учитывающие интересы детей конкретной группы.
В разделе «Геометрические фигуры» - знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, четырехугольником как с классами фигур. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.
Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». Можно с их помощью демонстрировать циферблат часов, удобно показывать сезонные явления, дни недели, месяцы.
Если вы решили использовать в своей работе флексагоны, то имеет смысл познакомить родителей с этой «игрушкой», научить их составлять развертки и моделировать простейшие флексагоны. Если этим занятием увлекутся родители, то усилится и мотивация детей.
Использование рассмотренных нами видов флексагонов как средство математического развития ребенка показало их эффективность для решения проблемы гармонизации аффекта и интеллекта, что в свою очередь позволяет решать широкий спектр задач, требующих высокого уровня обобщения без классической формализации. При этом процесс развития сенсорики, интеллектуальной культуры и творческой активности сопровождается положительными эмоциями детей за счет вариантов «познавательной» раскраски флексагонов.
Список используемой литературы:
- «Формирование элементов логического мышления». - Е.Н. Агаева «Дошкольное воспитание №1», 1982г.
- «Воспитание и возрастные особенности детей». – Н.В. Савин Москва. «Просвещение»,1972г.
- «Развитие познавательных способностей у детей на занятиях по математике». – С.И. Волкова., Н.Н. Столярова. – Москва. «Просвещение», 1995г.
- «Логические и математические игры». – Р.Ф. Соболевский Минск. «Народная Асвета»,1977г.
- «Игровые занимательные задачи для дошкольников».- З.А. Михайлова
- « Умные занятия».- Е. Синицына Москва. Изд. «Лист»,1999г.
- «Математические ребусы, загадки, игры».- В.В. Волина Москва. Изд. «Дрофа»,2001г.
- «365 увлекательных занятий для дошкольников».- Л. Бабич Москва. Изд. «Айрис – Пресс»,2000г.
- « Интеллектуальное развитие. Формирование элементарных представлений у дошкольников». – Г.Е. Сычёва Изд. «Книголюб»,2003г.
«Логика и математика для дошкольников».- Е.А. Носова, Р.Л.НепомнящаяСанкт – Петербург. Изд. «Акцидент», 1997г.
«Домашняя школа мышления». – Л. А. Венгер
Москва. Изд. « Знание»,1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Путешествие в увлекательный мир математики»
математическая голактика...
Конспект открытого НОД по ФЕМП в подготовительной группе "Увлекательная математика"
Конспект НОД по ФЕМП в подготовительной группе:Увлекательная математика"...
Конспект открытого НОД по ФЕМП в подготовительной группе "Увлекательная математика"
Конспект НОД по ФЕМП в подготовительной группе:Увлекательная математика"...
Конспект открытого НОД по ФЕМП в подготовительной группе "Увлекательная математика"
Конспект НОД по ФЕМП в подготовительной группе:Увлекательная математика"...
Конспект итогового занятия по математике в средней группе "Увлекательное путешествие в страну Математики»
Цель:1. Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике. - Уточнить знания о прямом счете в пределах 5, умение соотносить цифры от 1-...
Презентация "Развитие познавательных представлений у детей с конструктором LEGO в увлекательный мир математики.
LEGO–конструирование способствует формированию умению у детей учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности....
Доклад "С конструктором LEGO и робототехникой в увлекательный мир математики"
LEGO-конструирование и робототехника – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей)....