«Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами занимательного материала»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Кунгурова Алёна Александровна

 «Математическое развитие детей дошкольного возраста

средствами занимательного материала»

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Хорошо использовать занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, формирует важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Занимательный материал мы включаем, как в основную часть занятия, так используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи.

Многообразие занимательного математического материала классифицируем по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений, выделив в нем условно три основные группы:

Первая группа занимательного математического материала – это развлечения. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д. Дети сами исполняют роли. Сюжеты для инсценирования берем простые по форме, доступные по содержанию. Лучше всего этим требованиям отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Также проводим развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ещё проводим развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». (Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.)

Вторая группа занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Детям предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Третья группа занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В своей работе использую различные методические материалы, методики, технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, Математическая обезьянка, палочки Кюизенера, Сложи узор, Математический планшет, Логика, Математическое лото, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами.

Постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.

Любимый нами математический материал – это математическая сказка. Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например, сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказка «Три медведя» - это математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.

Стараемся развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Большие возможности для творчества имеются в играх «Сложи узор», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др. Дети придумывают новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используем также магнитную доску, фланелеграф с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр стараемся разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Особо важным считается развитие у детей умения догадываться. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

При использовании занимательного математического материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

 

 

 

 

Используемая литература.

1.Данилова В.В. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

2.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. – М.: Просвещение, 1992.

3.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1991.

4.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М., 1984.

5.Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство – Пресс, 2008. – 384 с.

6.Щербакова Е.И.Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. -  М.: 2005. - 392 с.

7.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.

8.Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.

9.Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.

10.Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.

11.Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит. Изд. Центр «Владос» - 64 стр.

12.Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г. 128 стр.

13.Г.П. Попова, В.И. Усачёва; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.

14.Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

Желаю вам творчества и успехов!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Математическое развитие детей дошкольного возраста

средствами занимательного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности.

Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Хорошо использовать занимательный материал и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, формирует важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Занимательный материал мы включаем, как в основную часть занятия, так используем в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. В процессе игры дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают логические задачи.

Многообразие занимательного математического материала классифицируем по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений, выделив в нем условно три основные группы:

Первая группа занимательного математического материала – это развлечения. Развлечения проводятся с использованием нарядных костюмов, праздничного украшения зала, музыки, песен. В таких развлечениях используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д. Дети сами исполняют роли. Сюжеты для инсценирования берем простые по форме, доступные по содержанию. Лучше всего этим требованиям отвечают известные сказки: «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Также проводим развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др. В сценарий развлечения включается занимательный математический материал. Ещё проводим развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок». (Группа детей делится на две команды. Чья команда быстрее отгадывает загадку, получает балл или фишку. В конце развлечения определяется победитель.)

Вторая группа занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Применяя в своей работе нестандартные развивающие средства, были разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию. В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Детям предоставляется возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.

Третья группа занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения. 

В своей работе использую различные методические материалы, методики, технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, Математическая обезьянка, палочки Кюизенера, Сложи узор, Математический планшет, Логика, Математическое лото, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами.

Постепенно игры усложняем как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества, разбивать множества на подмножества.

Любимый нами математический материал – это математическая сказка. Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например, сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказка «Три медведя» - это математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.

Стараемся развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Большие возможности для творчества имеются в играх «Сложи узор», «Волшебный круг», «Кубики для всех» и др. Дети придумывают новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников используем также магнитную доску, фланелеграф с набором фигур, счётных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур. В течение года по мере освоения детьми игр стараемся разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Особо важным считается развитие у детей умения догадываться. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

При использовании занимательного математического материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

Используемая литература.

1.Данилова В.В. Обучение математики в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. – М.: Академия, 1998. – 160 с.

2.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. – М.: Просвещение, 1992.

3.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1991.

4.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М., 1984.

5.Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова. – СПб.: Детство – Пресс, 2008. – 384 с.

6.Щербакова Е.И.Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. -  М.: 2005. - 392 с.

7.Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.

8.Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.

9.Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.

10.Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.

11.Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит. Изд. Центр «Владос» - 64 стр.

12.Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г. 128 стр.

13.Г.П. Попова, В.И. Усачёва; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.

14.Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

Желаю вам творчества и успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.

Этот материал о том, что такое занимательный математический материал, видызанимательного математического материала, его характеристика. Также рассмотрены особенности работы воспитателя и детей с заним...

Математическое развитие детей дошкольного возраста средствами народной педагогики

Математическое развитие детей дошкольного возраста Актуальной проблемой современ­ного образования и воспитания детей является математическое развитие детей средствами народной педагогики.Средства...

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицирова...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенк...