Сенсорное воспитание детей младшего возраста
методическая разработка по математике (младшая группа)

Лагутина Светлана Николаевна

Моя разработка по сенсорному воспитанию детей младшей группы с помощью дидактических игр

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Автор: воспитатель ГБДОУ д /с № 50 Калининского района Лагутина Светлана Николаевна

Слайд 2

Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания, совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие процессов ощущения и восприятия, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

Слайд 3

Значение сенсорного воспитания Значение сенсорного развития в раннем и младшем дошкольном детстве играет огромную роль. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития! Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Слайд 4

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Слайд 5

Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие. Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям). Наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники: 1. Система мер веса; 2. Система мер длины; 3. Система направлений; 4. Система геометрических фигур; 5. Система цвета; 6. Система величины; 7. Система звуков; 8. Система запахов; 9. Система фактуры. Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит умственное развитие и развитие речи.

Слайд 6

Можно выделить этапы освоения сенсорных эталонов детьми: I. Этап освоения сенсорных предэталонов (это яркие особенности предметов – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.). Длится этот этап со второй половины первого года жизни до первой половины третьего года жизни. II. Знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом. Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т.д. Ещё один пример, ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т.д. Этот этап длится с трёх до семи лет. III. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка. Длится этот этап от шести до семи лет. Ребёнок усваивает все эталоны через активную деятельность с предметами.

Слайд 7

Одной из основных средств сенсорного развития у детей являются дидактические игры и упражнения Это игры на знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Таким образом, нужно использовать игры, направленные на:

Слайд 8

Игры для развития осязания (тактильного ощущения) К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.). Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Чудесный мешочек» «Определи на ощупь» Угадай на ощупь из чего сделан этот предмет» «Узнай фигуру» «Что в мешочке » Игры на развитие тактильных ощущений :

Слайд 9

Можно сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку.

Слайд 10

Развитие восприятия цвета решается в следующих задачах: 1. Развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами, действовать по подражанию. 2. Познакомить детей с названиями основных цветов 3 .Развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, производить выбор цвета по слову . Дидактически игры и упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет?» «Сложи радугу» «Какие цвета использованы?» «Уточним цвет предмета»

Слайд 11

Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах : 1. Развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках. 2. Развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности. 3 . Развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания. 4. Осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета. 5. Закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

Слайд 12

Игры «Цвет и форма», «Геометрическое лото» позволяют закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счете фигур не зависимости от формы и цвета. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления. Игры на классификацию предметов по двум признакам (цвету форме)

Слайд 13

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют: * Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. * Развивать пространственные представления. * Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). * Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. * Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. * Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. * Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. * Развивать речь.

Слайд 14

1 . развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; 2 . закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше »); 3. формировать отношение к величине как к значимому признаку ; 4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий »; 5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин ; 6. обратить внимание на относительность величины предметов; 7 . развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию. Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:

Слайд 15

Дидактические игры на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте» «Палочки в ряд» «Пирамидки» «Матрешки» «Разноцветные кружки» «Разложи по размеру» «Расставь по порядку»

Слайд 16

Развитие слухового восприятия Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. Игры: Что шумит? (шумовые коробочки”. «Далеко – близко» (определить тихое – громкое звучание колокольчика). «Самолет высоко – низко» (высота голоса). «Звуковые ручейки»: высокое звучание: « буль – Буль», низкое звучание «буль-буль». «Ветер – шалун» (слышать тихое и громкое шуршание листьев). «Кто летит?»( жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”, комарики звенят: “З – З- З- З”).

Слайд 17

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка. При грамотном, умелом использовании дидактической игры в сенсорном развитии и воспитании детей, можно достичь высокий результатов, как в сенсорном, так и в общем развитии детей.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей младшего возраста

Уважаемые родители, тема нашего собрания«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразны...

Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Краткие рекомендации.

Практика психолого-педагогической деятельности показывает, что успешность умственного и физического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того наскольк...

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»...

«Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В»

В нашем дощкольном учреждении создана развивающая среда "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича и широко используется в разных возрастных группах....

Педагогический игровой проект «Сенсорное воспитание детей младшего возраста в игре»

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе....

Сенсорное воспитание детей младшего возраста.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В"

Сенсорное воспитание детей составляет фундамент общего умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в...