Картотека дидактических игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве детей от 3-х до 7 лет.
учебно-методический материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека игр и упражнений для развития ориентировки в пространстве детей от 3-х до 7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТЕЙ ОТ 3-Х ДО 7 ЛЕТ
МЛАДШАЯ ГРУППА
Игра.
Цель: научить детей ориентироваться в пространстве.
Задачи:
-Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;
-Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);
-Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.
«Вверху – внизу. Кто выше?»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.
В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.
Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».
В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа,
вверху, внизу.
Содержание: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т.д.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
«Рассели жильцов»
Цель: Закреплять умение ориентироваться в направлениях пространства на плоскости; употреблять в речи слова «справа», «слева», «наверху», «внизу».
Оборудование: Макет дома с четырьмя окнами: вверху, внизу, слева, справа. Плоскостные изображения зверей. Педагог говорит детям о том, что однажды разные звери собрались и решили жить вместе. И построили себе дом. (На доске выставляются макет дома и изображения зверей). А потом стали спорить, кто где будет жить.
Содержание: Педагог: «Давайте поможем зверям заселиться в дом».
«Ежик будет жить справа». Один из детей помещает ежика в окно справа.
Аналогично проводится работа с остальными зверями. В конце игры педагог спрашивает детей: «Где живет ежик? Где живет лягушка?» и т. д.
«Путаница»
Цель: Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки.
Ход игры: Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянутся левой рукой до правого носка, а правой рукой – до левой пятки и т. д.
СТАРШАЯ ГРУППА
«Назови соседей»
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Ход: используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
-что изображено справа от него,
-что нарисовано под ним,
-что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
«Муха»
Цель: Учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять пространственное отношение «вверх-вниз», «вправо-влево».
Материал: карточка, разделенная на девять клеточек и фишки.
Ход: Каждый ребенок получает карточку и фишку. Воспитатель предлагает
положить фишку в определенную клеточку, например, в правую нижнюю клеточку. Затем произносит задания, а дети передвигают фишки в заданном направлении.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
«Сделай картинку»
Цель: Закреплять умение различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.
Оборудование: Изображение дерева на большом листе бумаги, плоскостные солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.
Ход игры: Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д. - Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом. Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия («Ежик под деревом», «Облако над деревом»).
«Водители»
Цель: Развитие мышления и пространственной ориентировки.
Материалы: Изображения дорожных знаков. Движение только прямо. Движение направо. Движение налево. Движение прямо и налево. Движение прямо и направо. Автозаправочная станция. Техническое обслуживание автомобилей. Пункт медицинской помощи. Несколько вариантов игровых полей, распределяемых по степени сложности.
Карточки с изображениями различных машин.
Ход игры:
Вариант 1
Ребенку предлагается ознакомиться с изображением игрового поля. Например, предлагается следующая инструкция: «Ты шофер автомобиля. Тебе нужно отвезти друга в больницу, заправиться на бензоколонке и починить машину. Рисунок внизу обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтоб не нарушать правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
Вариант 2
Играющие сидят за столами. Они водители. «Милиционер» показывает карточки с изображениям различных машин. Водители должны определить в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо, а сколько налево. Эту игру можно провести как соревнование между детьми, подсчитав по окончании общее количеств красных и синих фишек.
Усложнить игру можно путем увеличения количества правил, участников, вводимых предметов, или посредством изменения формы организации детей темпа проведения.
Д/и «Незнайка в лесу»
Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.
Дети должны исправить ошибки Незнайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для развития ориентировки в пространстве детей с ТНР.
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над,...
Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве
Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве ...
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве детей с ЗПР
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве детей с ЗПР...
Методическая разработка КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ дошкольников
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ детей дошкольного возраста поможет педагогогу построить образовательный процесс....
Картотека игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве.
Данный материал полезен, как для педагогов так и для родителей....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
ПредисловиеПонятие пространственного представления в Большом психологическом словаре интерпретируется как «представление пространственных и пространственно-временных свойств и отношений: форма, ...
Картотека дидактических игр и упражнений для развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Представлены игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...