Программа кружка «Знайка»
рабочая программа по математике (старшая группа)
Программа кружка «Знайка»
по развитию логического мышления и математических способностей детей посредством развивающих игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Знайка»
по развитию логического мышления и математических способностей детей посредством развивающих игр.
Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…».
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
- Дидактические игры (сенсорные: «Матрёшки», «Найди по указанным признакам», «Подбери узор», «Витрины магазина», «Сравни и подбери»; моделирующего характера: «Найди по контуру», «Волшебная дощечка», «Найди и назови», и другие).
- Развивающие игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Б.П. Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точки», «Счетные палочки», игры Воскобовича).
- Математические развлечения (игры на плоскостное моделирование – «Пифагор», «Танграм», «Геоконт», «Чудо-крестики», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Монгольская игра», игры-головоломки; задачи – шутки; кроссворды; ребусы; головоломки, шашки, игры-ходилки, математические фокусы), универсальное игровое обучающее средство: «Игровизор».
- Задачки на развитие логического мышления.
Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи реализации программы:
- Обучение пониманию и решению логических задач.
- Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
- Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
- Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
- Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
- Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
- Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
- Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Возраст детей – 5-6 лет
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут.
Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с математическими счетными палочками, с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети научатся:
- Различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу.
- Использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность.
- Ориентироваться в пространстве и на плоскости.
- Активности в самостоятельной деятельности.
- Высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Формирование интереса к развивающим играм.
Тема занятия | Содержание занятия | Цель |
ОКТЯБРЬ | ||
Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. | Оценка образно-логического мышления: Д/и «Нелепые картинки» «Перепутанные стихи» «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки» «Дополни картинку», «Что для чего» «Чем похожи и чем отличаются» Оценка словесно-логического мышления: Занимательные вопросы, загадки – шутки. «Логические цепочки». | Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей. Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление. |
Математические игры «Поиграй-ка» | Д/и «Черный, серый, белый», «Волшебные краски», Игра с крупой «Разбери гречку и рис» Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов. | Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. |
Игры с геометрическими фигурами. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Игра «Фигурки спрятались» Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки» Игра «Ожившие фигуры» Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы. | Учить называть геометрические фигуры, их отличительные признаки, находить их в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. |
Игры со счетными палочками. | Игра «Волшебные палочки», Д/и» «Собери фигуру из счетных палочек» (или верёвочки). Выкладывание картин из счётных палочек. | Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу. |
НОЯБРЬ | ||
Логические игры со счетными палочками. | Игры –преобразования. Игры по образцу: «Очки» «Грузовик» «Ёлочка» «Корабль» «Звездочка» «Башня» «Ракета» «Флаг» «Фонарь» «Окно» «Портфель» | Учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику; Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов. |
Знакомство с Блоками Дьенеша | Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. Д/игры: «Сколько?» «Художники» «Что изменилось?» «Хоровод» «Второй ряд» «На свою веточку» Составление Петрушки из геометрических фигур. | Развивать умение задавать вопросы, выделять свойства, анализировать форму предметов, сравнивать по их свойствам Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения (композиции). |
Игра с блоками Дьенеша. | Знакомство с карточками – символами. Игра с блоками Дьенеша: «Где спряталась мышка?». Д/и «Логический поезд» «Назови одним словом» Д/и «Картинки последовательные» Графический диктант. | Познакомить с карточками- символами, учить с ними работать. Учить подбирать обобщающее понятие для каждой группы слов, объяснять свой выбор. Познакомить с клеточкой в тетради. |
Игра с блоками Дьенеша «Найди клад». | Игры с использованием блоков Дьенеша и карточек-символов: «Угощение медвежат», «Рассели жителей» «Кот и мыши». Игра «Отгадай фигуру по загадке» (Блоки Дьенеша) | Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Воспитывать внимание. |
ДЕКАБРЬ | ||
Игра - Сказка «В царстве блоков» | «Игра с одним обручем» «Игра с двумя обручами» «Заселим в домики» «Цепочка» «Помоги сказочному герою» «Космический корабль» «Домино» | Знакомить с блоками, их свойствами. Развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. |
Игра Б. Никитина «Сложи квадрат» | Игра «Собери квадрат». Д/и «Какой фигуры не стало?». Считалки. Логические задачи. | Познакомить с новой игрой, учить подбирать фигуры для квадрата. Способствовать развитию интеллектуальных, творческих способностей, сообразительности, пространственного воображения, логического мышления. |
«Головоломки» | Занимательные вопросы, загадки – шутки. Игра «Лишняя фигура» «Лабиринты» «Найди фигуру» «Математический цветок». Лингвистические задачки. | Развивать логическое мышление. Закрепить знание геометрических фигур. Развивать умение отгадывать математические загадки. |
Знакомство с палочками Кюизенера. | Игры с палочками Кюизенера: Игра «Числовая лесенка» Игра «Кростики» Игра «Посудная лавка» Игра «Слоненок» Игра «Море волнуется» Игра «Сделай фигуру» Игра «Печенье» Д/и «Что делать?» | Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету). Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине). Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. |
ЯНВАРЬ | ||
Игры с палочками Кюизенера: | Игры с палочками Кюизенера: Игра «Книги на полке» Игра «Журавушка» Игра «Изменение конструкции дома» Игра «Мастерим стул» Игра «Выставка собак» Игра «Телевизор» Игра «Стулья для семьи» Игра «Кораблик» Игра «Строим мост через реку» | Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. Развитие пространственных представлений. |
Игра «Колумбово яйцо» | «Колумбово яйцо» Д/и «Математический цветок» Игра «Посели фигуру в свой дом» Д/и «Путаница» П/и «Весёлый счёт» Игра «Летел лебедь» | Развивать произвольное внимание и логическое мышление, самостоятельность, активность. Закрепить умение по сигналу строиться по 2, 3 и 4 человека. |
Разгадываем кроссворд «Ёлочка математическая» | Игра «Украсим елку бусами» «Чего не хватает» «Необычные фигуры» «Четвёртый лишний» «Нелепицы» «Найди нужное слово» «Кто самый, самый?» «Лишнее слово». | Учить находить связи между предметами, явлениями. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли, восприятие, воображение. Способствовать развитию речи, мышления. |
Игры с кругами Эйлера | Игры с кругами Эйлера (Блоки Дьенеша, игрушки). Игры с Блоками: «Дорожки», «Домино» «Найди пару» «Поймай тройку». | Формировать понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». Развивать внимание, умение анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам. |
ФЕВРАЛЬ | ||
Игра «Танграм» | Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» Графический диктант | Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему». Закреплять навыки порядкового счета. |
Математические задачки | Математические задачки в стихах Д/и «Весёлые часы» Д/и «Весёлые задачи» Логические задачи. Д/и «Счётная машина» Считалки. Задачи-шутки. | Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. |
Знакомство с играми Б. Никитина | «Сложи узор» «Кубики для всех» Графический диктант | Познакомить детей с новыми играми. Учить самостоятельно придумывать игры. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, логическое мышление, смекалку. |
Игры Б. Никитина | «Сложи квадрат» «Уникуб» «Точечки» | Познакомить детей с новыми играми. Учить самостоятельно придумывать игры. Развивать логическое мышление, смекалку. |
МАРТ | ||
Игра «Архитекторы» | Блоки Дьенеша, игрушки Игра «Волшебные палочки» Игра «Как узнать номера домов?» «Как разговаривают числа?» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. |
Игра-головоломка «Пифагор» | Игра-головоломка «Пифагор» Считалки. Логические задачи. | Закреплять умения составлять фигуры из частей. Способствовать развитию мыслительной деятельности, пространственного представления, воображения, смекалки и сообразительности. |
Учимся разгадывать ребусы. | Детские ребусы в картинках. Загадки. Логические задачки. Весёлые задачки | Дать детям понятие, что ребус - это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками, например нотами. Ребусы -это замечательный тренажер логики, мышления, развития речи. |
«Двухцветный квадрат Воскобовича» | Знакомство с «Двухцветным квадратом Воскобовича» «Домик «(фигура 1) «Конфета» (фигура 2) «Летучая мышь» (фигура 3) | Познакомить с новой игрой. Развивать умение анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть. Развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие и конструктивные способности детей. |
АПРЕЛЬ | ||
Игры «Квадрат и пространство» | Положить квадрат красным цветом (зелёным). Положить квадрат зеленым ромбиком. Сгибаем уголки. Сколько их? Согнуть верхний левый (правый нижний) уголок. Положить квадрат зеленым ромбиком, нижний угол за квадрат, верхний на квадрат. Положить квадрат зеленым ромбиком, все уголки, кроме верхнего – на квадрат. Положите квадрат зеленой стороной, правые уголки на квадрат, левые – за квадрат. Положите квадрат красным ромбиком, согните верхнюю половинку на квадрат. | Продолжать знакомить с новой игрой. Развивать умение анализировать геометрические фигуры, соотносить целое и часть. Развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие и конструктивные способности детей. |
Весёлые превращения квадрата | Путешествие с вороном «Конверт» «Домик» «Конфета» «Письмо» «Летучая мышь» «Звездочка» | Учить детей играть с квадратом Воскобовича. Развивать внимание, логическое мышление, пространственное воображение, конструктивные умения, счетные навыки, мелкую моторику руки. |
«Геоконт-математический планшет» | «Столбики» «Линии» «Геометрические фигуры» «Пространственное ориентирование» «Деление круга на части» «Геометрия». «Изучаем цифры и буквы» «Загадки» | Способствовать познавательно – математическому развитию детей. Развивать умение ориентироваться на плоскости. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями; Развивать мелкую моторику и координацию движений руки; Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение. |
Игра – путешествие во времени. | Игра: «Весёлые человечки». Игра: «Что сначала, что потом». Игра: «Цветная неделя» Игра: «12 месяцев» Игра: «Живая неделя» Игра: «Назови пропущенное слово» | Закрепить знания детей о днях недели, о месяцах и временах года. Учить анализировать предметы ближайшего окружения, по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д |
МАЙ | ||
Учимся разгадывать кроссворды. | Кроссворд «Сказочные герои» «Игрушки» «Посуда» Загадки. Картинки-загадки. | Объяснить детям принцип разгадывания кроссвордов и предложить справиться с заданием с помощью взрослого. Развивать сообразительность и воображение детей, учить нестандартно мыслить, проявляя смекалку. |
Волшебные клеточки | Знакомимся с тетрадью в клетку Графомоторика «Дорожки». Самомассаж карандашом. Пальчиковая гимнастика. «Повстречались». Обведи кошку по точкам и дорисуй по образцу. Зрительный диктант «Горшок с цветком» с использованием счетных палочек. | Научить детей ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги Познакомить с основными правилами штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения Развивать у детей мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие. |
Игра «В стране геометрических фигур». | Игра «Найди фигуру». «Угадай, какая фигура» Игра «Волшебный мешочек» Игра «Фигурки спрятались» Графический диктант. | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец). Учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. |
Итоговое занятие «Я- математик!» | Математические задачки в стихах Логическая задача «Детская железная дорога». Игра «Раздели фигуры» «Математический лабиринт» Логическая задача на цветовую последовательность. Игра «Узнай длину ленты» Игра «Целое-часть» Графические умения. Счет в пределах 10. Состав чисел от 1 до 10. | Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур. Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта. Закрепить умения отгадывать математическую загадку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей математического кружка «ЗНАЙКА»
Пояснительная записка, содержание программы математического кружка, календарное планирование...
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста Воспитатель:Сенцова М.В.2015...
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗНАЙКИ» СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПРОГРАММАКРУЖКА «ЗНАЙКИ»СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Рабочая программа кружка "Знайки" (подготовительная группа)
В программе спланирована деятельность педагога с детьми на весь учебный год.кружок "Знайки" поможет подготовить детей к школе....
Дополнительная образовательная программа кружка «Знайка» естественнонаучной направленности для детей среднего возраста
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие...
Программа кружка "Знайка" Для детей Подготовительной группы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенст...
Программа кружка "Знайки".Старшая группа
Программа кружка "Знайки".Старшая группа...