Конспект занятия по ФЭМП: "Состав числа - 3"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для детей самостоятельно выполнять задания, развивать сообразительность, смекалку, находчивость, умение сосредоточиться, мыслить. Познакомить детей с составом числа 3.
Задачи:
Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление, внимание, память, достаточно быстро выполнять команды.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Закреплять в речи детей употребление сложносочиненного предложения с противоположным союзом «а».
4. Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они согласуются.
5. Закреплять правильное произношение поставленных звуков у детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение слушать сверстников, желание оказывать помощь персонажу сказки.
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок;
- Дидактические игры: «Найди такую же фигуру», «Подбери по форме», «Кто в каком доме живет»;
- Выполнение зрительных диктантов;
- Пальчиковые игры: «1,2,3,4, кто живет в моей квартире», «1,2,3,4 - мы посуду перемыли», «В понедельник я кроила».
- Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино;
- Игра «Танграм»;
- Беседа об осени
Условия для развития мелкой моторики рук
1. Разложи правильно (баночки с разными наполнителями).
2. Обведение и штриховка с использованием трафаретов.
3. «Волшебная пуговица»: создание рисунков путем обведения пуговиц.
4. «Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук).
Двигательные упражнения и игры для развития
координации речи в движении (Л.Н. Смирнова)
1. Речевая игра «Маша и куклы» - ритмично подняться на носочки, опуститься на пятки.
2. Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол.
3. Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.
4. Считалка под мяч «Снегопад»
5. «Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку четыре удара пальцем по ладони.
6. Считалка под мяч «Верещунья - белобока, все зовут ее сорока».
7. Речевая п/и «Кошка». Импровизация движений. Сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.
8. Считалка под мяч «Коза».
9. Прошагать двустишие, затем отпрыгнуть. «Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки».
10. Прошагать загадку: Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает - когда это бывает?
Индивидуально - дифференцированный подход
По степени сложности материала
- дети среднего уровня развития отвечают самостоятельно и объясняют, обосновывают ответ.
- дети низкого уровня развития повторяют ответ за сверстниками и воспитателем.
В задании «Развитие внимания»
- дети среднего уровня развития сложнее треугольник
-дети низкого уровня развития простой
Состав числа:
- дети среднего уровня развития выполняют самостоятельно.
- дети низкого уровня развития повторяют за сверстниками.
По методам и приемам
- для детей среднего уровня развития - проблемные вопросы, упражнение на смекалку.
- для детей низкого уровня развития - наводящие вопросы, повторение, ответ хором.
Средний уровень развития -
Низкий уровень развития -
Форма организации занятия - групповая
Методы и приемы
- Проблемные вопросы, задания на смекалку
- Поощрения
- Физкультминутка
- Комментарии
- Объяснение
- Вопросы
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
- Набор карточек с цифрами от 0 до 9,
- 3 желтых и 3 темно-желтых круга,
- квадрат, сделанный из счетных палочек,
- картинка с изображением ЛИСЫ, составленной из многоугольников, - запись песни Шаинского- «Дважды два - четыре» на ноутбуке. - видеообращение Буратино, - модель «Времена года», - магнитная доска, -магниты.
Раздаточный материал:
- Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка),
-3 желтых и 3 красных круга (для каждого ребенка),
-пластилин,
-конверты с геометрическими фигурами (для каждого ребенка).
Ход НОД.
Вводная часть: Ребята, я сегодня под дверью нашла письмо. Пишет нам Буратино, он просит посмотреть видео (включаем проектор).
Слушаем обращение: Здравствуйте ребята, когда Мальвина в очередной раз задала мне задачу, я сбежал от неё, потому что не смог ее решить. Здесь столько много заданий. А ещё она сказала, что у меня нет никаких способностей к математике. Она смеялась надо мной, что я ничего не знаю. Мне стыдно признаться, но я не умею считать. И я пришел посмотреть, нужны ли мне вообще знания.
Основная часть: Ребята, он очень расстроен и боится, что кот Базилио и лиса Алиса снова его обманут, потому что не умеет считать. Ребята, поможем Буратино разобраться в этом деле?
Буратино, наши дети лучшие математики. Они быстро и правильно считают, хорошо решают задачи, любознательны, сообразительны, живут весело и дружно. Смотри и учись.
«Разминка»:
Задание 1. «Расставь цифры по порядку». Давайте подойдем к магнитной доске и расставим цифры по порядку.
Задание 2. «Отгадай загадки».
По дороге на полянку
Две морковки зайка съел,
На пенёк потом он сел
И ещё морковку съел.
Ну- ка, быстро сосчитай - ка,
Сколько съел морковок зайка?(3)
На поляне у дубка
Ёж увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашёл ещё один. Сколько грибов нашёл ёжик? (3)
Как быстро вы решили эти задачки. Сегодня мы с вами узнаем, а заодно и научим и Буратино как составить число 3 из двух меньших чисел.
3. Игровое упражнение «Составь число».
Воспитатель выкладывает на магнитной доске 3 желтых круга и сообщает, что это 3 золотых монеты, принадлежащих коту Базилио и лисе Алисе. Воспитатель уточняет: «Сколько всего монет? Сколько монет какого цвета? Как вы составили число три?» (Один, один и еще один.)
Воспитатель говорит детям, что лиса Алиса и кот Базилио, которые перехитрили Буратино и похитили его монеты, пытаются разделить монеты между собой. Воспитатель заменяет последний круг кругом темно-желтого цвета и спрашивает: «Сколько монет у Алисы? Сколько монет какого цвета? Как у Алисы получилось три монеты?» (Две и одна монета.)
Под монетами дети выкладывают соответствующие цифры.
«Кот Базилио предлагает разделить монеты по-другому: одна желтая монета и две темно-желтых, – продолжает воспитатель. – Сколько монет у Базилио? Сколько монет какого цвета? Как у Базилио получилось три монеты?» (Одна желтая и две темно-желтых.)
Дети выкладывают цифры 1 и 2.
Воспитатель продолжает: «Лиса Алиса утверждает, что два и один будет три и один, и два тоже будет три. Права ли Алиса?» (Дети высказывают свои предположения.)
4. Игровое упражнение «Поможем коту Базилио и лисе Алисе разделить три монеты».
Воспитатель дает детям задание: «Составьте число три с помощью желтых и красных кругов: расположите круги одного цвета слева, а другого – справа».
После выполнения задания воспитатель уточняет у детей, как они составили число 3 (2 и 1, 1 и 2).
Затем воспитатель предлагает детям разделить 3 монеты между котом Базилио и лисой Алисой поровну. Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод: «Нельзя разделить три монеты поровну, так как число три состоит из чисел два и один или один и два».
5. Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?».
Дети делятся на два звена. Дети одного звена берет по одной карточке с цифрой от 1 до 10. Остальные дети – судейская команда.
Дети выполняют разнообразные движения под музыку. С окончанием музыки дети строятся по порядку (от 1 до 10). Судейская команда проверяет правильность построения детей.
Затем дети меняются ролями и карточками и игра повторяется 2 раза.
В конце игры воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие цифры они использовали для обозначения числа 10 и с какой стороны от единицы расположен 0.
6. Составь квадрат из палочек.
У детей 4 счетных палочки и кусочек пластилина. Воспитатель предлагает детям сравнить палочки по длине и соединить их с помощью пластилина. Затем уточняет: «Какая фигура у вас получилась? (Квадрат.) Что есть у квадрата? (Стороны и углы.) Сколько сторон у квадрата? Сколько углов?»
Воспитатель показывает такую же модель квадрата и объясняет (одновременно показывая, что точка соединения сторон квадрата называется вершиной. Воспитатель просит детей показать и сосчитать вершины у квадратов.
«Как еще можно назвать квадрат? – уточняет воспитатель.
Правильно, многоугольник (четырехугольник)».
7. Дидактическая игра «Танграм». Воспитатель предлагает детям достать из конвертов фигуры для игры «Танграм» и спрашивает: «Как называются фигуры? Как еще их можно назвать одним словом? Что есть у этих фигур? (Стороны, углы, вершины.)
Ребята, а кто делил монеты в сказке Буратино? (Лиса Алиса и кот Базилио)
А теперь давайте соберем из геометрических фигур лису Алису. (Показывает образец).
Из каких многоугольников вы составили лису Алису? (ответы детей)
8.Физкультминутка
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать.
Нужно на носочки встать.
9. Игровое упражнение «Времена года».
Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтый цвета. Желтая часть разделена еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый цвета.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет и их названия.)
Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь три части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку» (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Воспитатель показывает месяцы на модели.
10. Рефлексия.
Кто помнит, какая перед нами стояла задача?
Как вы думаете, мы смогли помочь Буратино рассказать о составе числа 3?
Давайте вспомним, как можно составить число 3? (1+1+1; 2+1; 1+2)
А что называется вершиной квадрата? (ответы детей)
Какое задание для вас было самым интересным?
Какое задание вызвало затруднения?
Какой совет дадите Буратино?
(Нужно учиться,учись, не ленись)
Буратино:
В школу я теперь пойду и ребят с собой возьму.
Обещаю быть послушным,
Никого не обижать,
Буду я теперь учиться,
На четыре и на пять.
Литература
1. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М - 1991. Сост. Т. Бориличева, Г.В. Чиркина.
2. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М: Мозаика - Синтез, 2002. 80 с.
3. Энциклопедия обучающих загадок. СПб: Издательский дом «Нева». М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 384 с. Гурин Ю.В.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная группа. – М.: (МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017. – 168 с.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП "Состав числа 8" в подготовительной группе.
«Состав числа 8». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Цель: Познакомить с составом числа 8 из двух меньших чисел. Программные задачи: 1) Познакомить с образованием числа 8, цифро...
Конспект занятия по ФЭМП " Состав числа 7"
Конспект разработан в соответствии с программой " Радуга" для детей 5-6 лет...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 3» для детей старшей группы
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 3» для детей старшей группы...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 7»
Цель: закрепление знаний о составе числа 7. Задачи: Образовательные:- закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 20, различать и называть цифры п...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 3» старший дошкольный возраст
Конспект занятия для старшей группы. Задачи: Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц, а также Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геоме...
Конспект занятия по ФЭМП. Состав числа 10
Конспект занятия...
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 9»
Возрастная группа: подготовительная группа (6 -7 лет)...