Математический досуг с детьми старшего дошкольного возраста «У Лукоморья»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Виноградова Наталья Сергеевна

Математическое развлечение "У Лукоморья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_razvlecheniya.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Математический досуг с детьми старшего дошкольного возраста «У Лукоморья»

Подготовила: Виноградова Н.С.

Цель:

– доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности; 
– поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявляя настойчивость, внимание, память;
– способствовать сотрудничеству детей через решение совместных заданий.

ХОД:
Ведущая: “ У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…”

Приглашаем вас в сказочное лукоморье. Только попасть туда непросто.

Ребята, вы хорошо сказки знаете? Вот сейчас и проверим.

Кто отгадает загадку – получит пропуск в сказку (цветная звездочка по цвету радуги.)

Внимание!

– “Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла, серый волк за ней следил, обманул и проглотил” Как называется сказка?

– “В детстве все над ним смеялись, и прогнать его старались: ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден!”

– Девочка спит и пока что не знает, что в этой сказке ее ожидает. Жаба под утро ее украдет, в нору упрячет бессовестный крот. Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Что же за сказка?

– “Красна девица грустна – ей не нравится весна, ей на солнце тяжко – слезы льет бедняжка.”

– “Удивляется народ: едет печка, дым идет, а Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотенью”. А сказка называется ..

– “Прогулялась я по полю и купила самовар. А потом на мне женился храбрый маленький комар”

Много сказок есть на свете,
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.

Приглашаем вас в сказочное лукоморье.

Мы сейчас туда пойдем,
В добру сказку попадем!

(Под музыку ведущий, подходит к дубу. Выходит Ученый кот – педагог.)

Кот: “Здравствуйте!

Я ученый, мудрый кот!
У меня полно хлопот:
Коль направо я пойду -
Звонку песню заведу.
А налево поверну -
Сказки сказывать начну.”

– Узнали меня? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире! Я ведь совсем необычный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, невероятно трудолюбивый: одновременно работаю в нескольких сказках.

Вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот? Я сейчас проверю!

– В какой сказке мне пришлось выручить своего друга Петушка из когтей Лисы? (“Кот, Петух и Лиса”.)

– В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда, словно мышку проглотил? (“Кот в сапогах”.)

– В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне и даже завел себе корову? (“Каникулы в Простоквашино”.)

– Неплохо, неплохо. Знаете, сказки, в которых я работаю Котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа – я кот ученый– математик.

– Сегодня вы не будете соревноваться друг с другом, а будете играть, вместе дружно решать общие задачи. В моем лукоморье все необычно. Даже желуди на дубе, и те сказочно– загадочные.

1. (Снимаю желудь красного цвета.)

(Приглашаю игроков со звездочками такого же цвета. Вы задачи решать умеете, а считать? Проверю вас сейчас, проверю!)

– Герда испекла пять пирожков, а Кай сделал изо льда звездочки, их было на три больше, чем пирожков. Сколько звездочек получилось у мальчика?

– Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

– Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”. Сколько варежек свяжет баба? (12) Сколько получится пар? Почему только 6 пар?

– Молодцы, как вы хорошо умеете считать!

2. (Снимаю желудь оранжевого цвета) – выходят игроки со звездочками такого же цвета).

Задание: выложите из игры “!Танграм” и “Колумбово яйцо” персонажей сказки “Царевна –лягушка” Дети, не глядя выбирают героев: Иван-царевич, Василиса– прекрасная, лягушка (контурное изображение).

Пока игроки заняты заданием, зрители подумайте и назовите сказки, в названиях которых встречаются числа (“ 3 толстяка”, “3 поросенка”, “3 медведя”, “Белоснежка и 7 гномов”, “12 месяцев”, “2 мороза”, “Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях”, “Цветик–семицветик”…).

3. Следующий желтый желудь – выходят игроки с желтыми звездочками.

Проверю – какие вы сообразительные:

– Плывут два цыпленка. Один гребет лапками, Другой крылышками. Который быстрее до берега доберется?

– Сколько меду соберут 2 бабочки. Если у них по 1 ведру?

– Можно ли в решете воды принести?

– Летели 2 стрижа, 2 чижа и 2 ужа. Сколько птиц летело?

– В 12 часов ночи шел дождь. Может ли через 2 дня в это же время быть солнечная погода?

– Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 1 ногу?

– Что будет с вороной, когда ей исполнится 6 лет?

– Молодцы, какие вы сообразительные!

А хотелось бы и гостей наших проверить, как они знают сказки. Проверим?

Помогите навести порядок в названиях сказок!

– “Царевна-индюшка”, “По собачьему велению”, “Сивка-будка”, “Петушок-золотой пастушок”, “Сестрица Аленушка и братец Никитушка”, “Лапша из топора”, “Баба-Бяка”, “Василиса Преглупая”, “Жар-муха”, “Кощей Бесстрашный”, “Крошечка-горошечка”, “Сестрица–Гуленушка”, “Сивка-Мурка”

Спасибо вам, ребята, помогли мне навести порядок в сказках. Премного вам благодарен!

4. (Желудь зеленого цвета.) Ага! Вот задание для игроков с зелеными звездочками.

В предложенных загадках пропущены числа (записанные словами). Ответ на загадку известен.

Ваша задача – вставить правильные числа-слова (числительные) в текст загадки.

Рук много, а нога …
(Дерево)

– … брюшка –… ушка.
(Подушка)

В году у дедушки … имени. Как это?
(Зима, весна, лето, осень)

… ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка.
(Ноты)

– Цифру … , цифру 
На носу всегда мы носим.
Цифра эта плюс крючки –
Получаются …
(Очки)

– У него … лапки
И на каждой есть царапки.
… чутких ушей,
Он гроза для всех мышей.
(Кот)

 

…мальчиков живут в зелёном чуланчике.
(Стручок)

– Хоть имеет он … глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда … ,
Ну а мы – следим за ним.
(Светофор)

Закутан ребёнок в … пелёнок.
(Капуста)

… ног – как …рук:
Вышивает шёлком круг.
(Паук)

Ответы: одна; четыре; два и четыре; пять;  восемь и восемь;  четыре и пара; десять; три и одним; сорок; восемь и восемь.

5. (Желудь голубого цвета.) Чья очередь выполнять задание?

“Разгадайте кроссворд”.

1 – сколько жадных медвежат не могли разделить головку сыра? (Два.)

2 – из скольких букв составлено имя деревянного мальчика? (Восемь.)

3 – сколько детей было у козы? (Семь.)

4 – сколько персонажей тянуло репку? (Шесть.)

5 – сколько раз старик закидывал невод? (Три.)

6 – сколько мальчиков путешествовало со стаей гусей? (Один.)

hello_html_34242b96.gif

6. Синий желудь: для вас синие звездочки настольная игра “Что сначала, что потом” – разложите картинки впо порядку действия в сказке (“Репка”, “Колобок”).

Пока игроки занимаются картинками, для зрителей путанки – обманки (загадки о сказочных героях).

1. С голубыми волосами
И огромными глазами.
Эта кукла-актриса,
И зовут ее
…Мальвина

2. Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок.
Этот грустный…
ослик Иа

3. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его…
Карлсон

4. Много дней он был в пути,
Чтоб жену свою найти,
А помог ему клубок.
Его звали…
Иван-царевич

5. Все узнает, подглядит.
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее…
Старуха Шапокляк

6. Жил в бутылке сотни лет.
Наконец увидел свет.
Бородою он оброс,
Этот добрый …
старик Хоттабыч

7. В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали песика…
Шарик

8. Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали…
Колобок

7. Последний волшебный желудь для фиолетовых звездочек.

“Найди дорогу к замку. Помогите коту в сапогах найти дорогу к замку (пройди по лабиринту).

Кот: мне пора в свою сказку. Игра игрой сменяется-кончается игра, но дружба не кончается УРА! УРА! УРА! (Вручаются призы.)

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать познавательную и интеллектуальную сферу старших дошкольников.

Задачи:

развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия;

развитие коммуникативных навыков;

воспитание выдержки, терпения, усидчивости;

развитие рефлексии.

проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Правила игры. Группа детей делится на две равные команды, им предлагаются одинаковые задания, правильность выполнения которых оценивается жюри. Выполнять задания нужно самостоятельно и быстро по сигналу ведущего.

Материал и оборудование: карточки – набор цифр в пределах 10, счетные палочки, конверты с разрезанными квадратами, конверты с квадратами, разрезанными на 11 частей и схемы для построения, таблицы с нарисованными фигурами.

Ход игры

Ведущий. Все вы знаете, что КВН – это игра весёлых и находчивых. Сегодня мы с вами поиграем в Математический КВН и посмотрим, какие все находчивые, любознательные и дружные. Для начала нужно разделиться на команды (дети делятся на команды). Команда, которая правильно и быстро сделает задание и наберет по результатам всех заданий больше очков - выиграет, т.е. станет победителем. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по сигналу. Придумайте названия вашим командам (дети предлагают названия). После обоюдного приветствия участники последовательно выполняют задания.

1. Задание: “Добавлялки”.

Задание: прослушайте стихи-загадки. Подберите подходящее слово.

Ры-ры-ры – у мальчиков …(шары).
Ро-ро-ро – у Раи новое … (пальто).
Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).
Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).
Ар- ар-ар – кипит наш … (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа … (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).
Ло-ло-ло – на улице … (тепло).
Лу-лу-лу – стол стоит в … (углу).
Ша-ша-ша – мама моет … (малыша).
Шу-шу-шу – я письмо - …(пишу).
Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа).
Жу-жу-жу – молока дадим … (ежу).
Са-са-са – в лесу бегает … (лиса).
Су-су-су – было холодно в … (лесу).
Ра-ра-ра – начинается … (игра).

2. Задание: Упражнение со счетными палочками.

Из пяти палочек построить два одинаковых треугольника. Побеждает команда, которая первая составила заданный узор.

3. Задание: “Умники и умницы”.

Детям предлагается ответить на ряд вопросов. Побеждает команда, ответившая быстро и правильно на все вопросы.

Вопросы

Кто написал сказку "Гадкий утенок"? (Ганс Христиан Андерсен)

Какая героиня сказки, могла поместится в ореховой скорлупе? (Дюймовочка)

Когда бывают самые длинные каникулы в школе? (Летом)

В море купаются зимой или летом? (Летом)

Дискотека для принцев и принцесс. (Бал)

Ради нее прерывают фильм. (Реклама)

В комнате над головой. (Потолок)

Очень кровожадная рыба. (Пиранья)

Назовите самое большое морское животное? (Кит)

Каких насекомых вы знаете? (Паук, комар, бабочка, пчела, клоп, и т.д.)

Назовите лекарственные растения? (Укроп, чабрец, шалфей, лаванда и т.д.)

Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке “Три медведя”? (3 шт.)

4. Задание: “Сложи квадрат” по Никитину Б.П.

Детям раздаются конверты с разрезанными квадратами. Предлагается сложить квадраты из разрезанных кусочков как неразрезанный образец СК-1.

5. Задание: “Порядковый счёт”.

Командам дается набор цифр в пределах 10 и предлагается построиться по порядку.

6. Задание: “Монгольская игра”.

Детям раздаются конверты с квадратами, разрезанными на 11 частей и схемы для построения. Предлагается сложить рисунки по схемам

7. Задание: “Дополнить ряд”. 

Детям раздаются таблицы с нарисованными фигурами. Предлагается дорисовать недостающие фигуры в пустых клетках, соблюдая закономерность.

В конце игры жюри подводит итоги. Награждение победителей.

Используемая литература

Е.Ф. Черенкова “Развиваем логику и мышление”.

З.А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”.

Б.П. Никитин “Ступеньки творчества или развивающие игры”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "М...

Математический досуг для детей старшего дошкольного возраста.

Это развлечение предназначено для дошкольников старшего возраста....

Конспект математического досуга для детей старшего дошкольного возраста «Тридевятое царство»

Досуг разработан в форме квест-игры, в котором закрепляются полученные в процессе ООД знаний у детей. В процессе выполнения заданий у детей развивается логическое мышление, смекалка, воспитываются нав...

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала камешки "Марблс".

Конспект ООД по развитию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по математическим тропинкам" с использование нетрадиционного материала ...