Игралочка или золотой ключик
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Фихтер Лариса Петровна

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию (ФЭМП) в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД в подготовительной группе

Тема. «Игралочка»  или «Золотой ключик».

Цель: закрепление и получение новых знаний в игровой форме по темам: «Состав числа 5 из двух меньших»,  «Ориентировка в пространстве с помощью плана», «Сравнение предметов по длине», «Свойства воды».

Задачи:

  • Учить составлять число 5 из двух меньших чисел раскладывать его на два меньших числа.
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление и отражать в речи пространственное положение объектов плана.
  • Развивать глазомер. Совершенствовать умение сравнивать предметы по длине, располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
  • Развивать познавательный интерес, любознательность.
  • Формировать предпосылки к обучению в школе: умение работать самостоятельно, в парах, в подгруппе детей; находить решение  в проблемной ситуации.

Оборудование: магнитофон, магнитная доска, столы.

Материал: разрезные картинки с изображением Буратино (3 шт.); дипломы для детей- участников олимпиады «Царство знаний».  Демонстрационный: цифры: 1,2,3,4 (по 2 шт.), 5 (1шт.); 5 огурцов плоскостных, 5 помидоров плоскостных; карта-схема группового помещения; 5 конвертов с  наклеенными на них цифрами от 1 до 5; кукла Буратино; картонный «золотой ключик»; коробка с карандашами. Раздаточный: наборы цифр от 1 до 5 ( по два на каждого ребенка), картонная полоска для выкладывания цифр( на каждого ребенка);  набор для эксперимента: глубокая тарелка, стакан с водой, пищевой краситель, чайная ложка, 2 кусочка сахара ( на каждого ребенка); картонные «золотые ключики»  ( на каждого ребенка);

Ход НОД

I.Организационный момент.

Звучит музыка из м/ф «Малышарики», как призыв к тому,  чтобы собраться вместе для какого-то общего дела. Дети убирают игрушки и находят в группе «золотой ключик» из картона (подбрасывает педагог).

- Давайте присядем и подумаем, кто же мог потерять этот ключ. Наверное, это кто-то из сказочных героев, живущих в нашей группе (Буратино).

Звучит отрывок из песни «Буратино».

- Буратино расстроен. Он должен был выполнить задания, которые подготовила для него Мальвина, но кот Базилио и Лиса Алиса выкрали их и где-то спрятали.

-Можем мы чем-то помочь Буратино? Что мы можем  сделать?

-Алиса и Базилио вручили Буратино этот сверток и сказали, что здесь подсказка, где искать задания (педагог разворачивает сверток на ковре. Это - карта-схема группового помещения, на которой цифрами обозначены места, где спрятаны конверты с заданиями).

-Что же это такое? (предположения детей)

- И я думаю, что это карта-схема. Только не пойму, что за объект здесь изображен.   Давайте вместе подумаем. ( Дети приходят к выводу, что это карта группы).

- Почему вы решили, что это наша группа?

 -Где же может быть спрятано первое задание? (предполагается, что под цифрой 1).

Рассматриваем карту и ищем место в группе, где спрятано задание под номером 1.

Буратино (игрушка) находится около карты, которая закрепляется на магнитной доске и  «наблюдает» за действиями детей

II. Основная часть

1. Задание «Сложи картинку» (проблемная ситуация).

Дети находят конверт с цифрой 1.

В конверте лежат три разные разрезные картинки с  изображением Буратино. На оборотной стороне каждой  части картинки написаны цифры: 1,2,3.

 Вместе с педагогом  дети открывают конверт.

-Что в конверте?

-И что же делать с этими картинками?

Дети предлагают из разрезных картинок составить целую. Разбирают по одной части.  Педагог тоже берет часть картинки. Все пытаются сложить одну целую картинку, но не получается.

-Может на  частях картинки есть подсказка? Давайте рассмотрим их со всех сторон.

Рассматривают и замечают цифры. Предполагают, что нужно части картинок с одинаковыми цифрами сложить в одну. Участники с одинаковыми цифрами объединяются  в группы и  вместе собирают из частей целую картинку( место выбирают самостоятельно).

2.  Новый материал. Состав числа 5. Задание « Рецепт овощного салата для Буратино».

а) фронтальная работа

 Возвращаемся к карте и  смотрим,  где находится второе задание. Находим конверт с цифрой 2 и открываем его. В конверте демонстрационный материал: цифра 5,  5 морковок плоскостных, 5 огурцов плоскостных.

Педагог читает задание:

- Приготовьте овощной салат и запишите его рецепт с помощью цифр.

Дети садятся за столы на любое место.

- Посмотрите, Буратино уже  приготовил для себя салат из 5 овощей.  (Выкладываю 4 моркови и 1 огурец)

-Сколько всего овощей взял Буратино?

-Сколько каких овощей он взял?

-Как вы составили число 5?

-Теперь Буратино хочет, чтобы мы приготовили салат из  овощей по другому рецепту.  Но есть два  условия:

1) в  салате  должно  быть  только 5 овощей (не больше и не меньше!)

       2) салат не может состоять только из моркови или только из огурцов ( т.е. в салате должны быть и морковь, и огурец обязательно)

Все варианты выкладываются на доске с помощью цифр.

б) самостоятельная работа

-А теперь поможем Буратино записать рецепты салата, используя для обозначения ингредиентов  две цифры.

Дети работают самостоятельно.  Пары проверяют записи друг друга.

3. Проблемная ситуация «Коробка с карандашами или найди самый длинный карандаш» (самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах).

 Возвращаемся  к карте, смотрим , где находится 3  задание. Находим конверт с цифрой 3 и коробку с карандашами.  Конверт приклеен к коробке. Педагог пытается взять конверт, но не получается.

- Наверное, задание в коробке.

 Открываем. Звучит строчка из песни  «Коробка с карандашами»:

«Вот  она перед вами – коробка с карандашами…»

-Здесь карандаши.

Педагог читает задание:

- На карандаш ты посмотри и самый длинный покажи.

-Можно сразу сказать, какой карандаш самый длинный? А что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (сравнить карандаши).

Педагог предлагает детям взять по два карандаша и расположиться в кругу на ковре в спальне.

а) сравнение по длине двух карандашей каждым ребенком самостоятельно;

б) объединение в пары и сравнение по длине четырех карандашей;

в) разделение на группы (мальчики и девочки) и сравнение длины карандашей в каждой группе.

- А какой же из карандашей самый длинный? (сравнивают по длине два карандаша : самый длинный в группе мальчиков и самый длинный в группе девочек).

 4.Эксперимент «Пизанская башня».

 Возвращаемся к карте и определяем, где находится  четвертое  задание. Ищем конверт под ту же музыку. Находим конверт с цифрой 4.

Открываем конверт, читаем:

- Отгадайте загадку:

Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Интересные моменты-

Это все…(эксперименты).

Задание: показать эксперимент.

 

Дети занимают место за столами.  На столах материал для эксперимента:

  • глубокая тарелка
  • стакан с водой
  • пищевой краситель
  • чайная ложка
  • 2 кусочка сахара

-  Эксперимент называется «Пизанская башня». И он познакомит нас еще с одним свойством воды.

- Посмотрите, что нам понадобится для эксперимента (обращаю внимание на пищевой краситель).

- Для начала нужно сделать воду в стакане цветной. Как это сделать?

Дети окрасили воду.

-Из кусочков сахара в центре тарелки построим башню. Она должна быть устойчивой.

Внимание!

-Аккуратно нальем цветную воду в тарелку (не на башню! Иначе, эксперимент не получится)

- Что происходит с сахаром? ( он окрашивается и тает)

- Чем он  окрашивается? (цветной водой).

-Сахар сразу весь окрашивается или постепенно?

- Вода поднимается вверх и  окрашивает  сначала основание башни, а потом  весь кубик сахара и следующий тоже.

- А знаете, почему вода поднимается?  Потому что вода состоит из маленьких частичек- молекул , которые сильно притягиваются друг к другу. Это новое свойство воды, с которым мы сегодня познакомились.

-Что случилось с башней, когда сахар  весь пропитался водой? (она рухнула).

-Почему рухнула башня?  (сахар растворился)

- Что  растворило сахар? (вода)

III. Заключительная часть. Сюрприз от Буратино.

В ходе эксперимента кто-то незаметно прячет  куклу Буратино.

 

Возвращаемся к карте. Смотрим, что все задания выполнены.  

-А где же Буратино? Он исчез. Давайте позовем его.

Зовем Буратино. Входит « живой» Буратино с сюрпризом в руках ( портфель с «ключиками» и дипломы).

Благодарит  детей за помощь.

Звучит отрывок из песни « Да здравствует сюрприз».

Буратино достает дипломы, которыми награждены дети- участники олимпиады «Царство знаний» и портфель, в котором лежат «золотые ключики» для каждого ребенка.

Сначала вручаются дипломы, а потом ключики.

Ключики можно украсить.

Составитель: Фихтер Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике во второй младшей группе"Золотой ключик"

Данный конспект предназачен для детей второй младшей группы, как итоговое занятие. Я использовала его на день открытых дверей в детском саду....

Конспект НОД по ритмике в старшей группе "В поисках золотого ключика"

Образовательные области:Физическая культура.       Здоровье....

«Игра-путешествие с героями сказки «Золотой ключик»».

конспект по математике в подготовительной группе...

Развлечение в бассейне "В поисках золотого ключика"

Развлечение в бассейне показанное на городском МО инструкторов ФК и для родителей в "День открытых дверей"...

Профессия - корреспондент газеты "Золотой ключик"

научить детей играть в газетное издательство...

Новогодняя сказка "Золотой ключик"

Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы...

"Поиск золотого ключика"

Конспект физкультурного занятия с использованием степов...