Методика формирования первичных математических представлений у детей 3,4,5-го года жизни. План.
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая группа)
Занятия № 1
Методика формирования первичных математических представлений
у детей 3,4,5-го года жизни.
План.
1. Математическое развитие дошкольников.
2. Этапы освоения математических представлений детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни.
3. Свойства
4. Отношения
5. Сохранение количества и величин.
6. Алгоритмы
7. Числа и цифры
8.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Этапы освоения математических представлений детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни
Таблица 1
| Третий год | Четвертый год | Пятый год |
Свойства | Цвета: красный, синий, желтый и др. Размер предметов: большой, маленький; длинный, короткий. Форма предметов: как мячик, как кирпичик, как квадратик. Геометрические тела и фигуры: шар, куб, круг, квадрат. Связи признаков в предметах по цвету и форме, форме и размеру и др.
| Размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела (шар, куб), их форма, цвет, размер; форма предметов (круглый, квадратный, треугольный). Фигуры разного размера, цвета, вида относятся к определенной группе фигур (родовое обобщение: круг
| Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький). Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических |
Отношения | Количественные отношения групп предметов (один/много, много/мало, один/мало); отношения предметов по размеру (длиннее/короче, больше/меньше). Первичное представление о соответствии двух (трех, четырех) предметов по количеству (столько же); о неравенстве, о чём свидетельствует наличие предмета в одной из групп (больше/меньше). Обобщение нескольких предметов | Отношения групп предметов по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше. Пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения | Отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, массе) и т.д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3—5 предметов («Широкая, поуже, еще уже... самая узкая ленточка»). Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном |
Сохранение количества и величин |
| Неизменность и обобщение количественных групп (3—5 предметов) в случае иного их расположения, различий в размере и качественных признаках.
| Независимость количества, числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности (на одном и том же количестве и с добавлением одного предмета, на неравных количествах). Неизменность размеров, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда. Обобщение по размеру, числу (такие же, столько же, больше, меньше) |
Алгоритмы |
| Последовательность выполнения игровых действий по условному знаку — стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур | Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Использование простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных). |
Числа и цифры |
|
| Обозначение количества числом и цифрой в пределе 5—10. Количественное и порядковое назначение числа. Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять, их поровну; кукол и звуков по восемь»). Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и разнородных |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no_1_-345_god_zhizni.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия № 1
Методика формирования первичных математических представлений
у детей 3,4,5-го года жизни.
План.
- Математическое развитие дошкольников.
- Этапы освоения математических представлений детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни.
- Свойства
- Отношения
- Сохранение количества и величин.
- Алгоритмы
- Числа и цифры
Под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
Этапы освоения математических представлений детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни
Таблица 1
Третий год | Четвертый год | Пятый год | |
Свойства | Цвета: красный, синий, желтый и др. Размер предметов: большой, маленький; длинный, короткий. Форма предметов: как мячик, как кирпичик, как квадратик. Геометрические тела и фигуры: шар, куб, круг, квадрат. Связи признаков в предметах по цвету и форме, форме и размеру и др. | Размер предметов: длинный/короткий, высокий/низкий, широкий/узкий, толстый/тонкий, большой/маленький. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; геометрические тела (шар, куб), их форма, цвет, размер; форма предметов (круглый, квадратный, треугольный). Фигуры разного размера, цвета, вида относятся к определенной группе фигур (родовое обобщение: круг | Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий); по ширине (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький). Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических |
Отношения | Количественные отношения групп предметов (один/много, много/мало, один/мало); отношения предметов по размеру (длиннее/короче, больше/меньше). Первичное представление о соответствии двух (трех, четырех) предметов по количеству (столько же); о неравенстве, о чём свидетельствует наличие предмета в одной из групп (больше/меньше). Обобщение нескольких предметов | Отношения групп предметов по количеству: столько же, поровну, один, мало, много, больше, меньше; по размеру: длиннее/короче, шире/уже, выше/ниже, толще/тоньше, больше/меньше. Пространственные отношения: выше/ниже (по месту расположения предмета); вверху/внизу, впереди/сзади, справа/слева, рядом, в ряд, друг за другом. Временные отношения | Отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство их, выраженное числами); по размеру (длине, ширине, толщине, массе) и т.д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3—5 предметов («Широкая, поуже, еще уже... самая узкая ленточка»). Пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном |
Сохранение количества и величин | Неизменность и обобщение количественных групп (3—5 предметов) в случае иного их расположения, различий в размере и качественных признаках. | Независимость количества, числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности (на одном и том же количестве и с добавлением одного предмета, на неравных количествах). Неизменность размеров, объема жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда. Обобщение по размеру, числу (такие же, столько же, больше, меньше) | |
Алгоритмы | Последовательность выполнения игровых действий по условному знаку — стрелке, показывающей направление движения в пространстве; порядок расположения предметов, геометрических фигур | Обозначение последовательности и этапности учебно-игрового действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой). Использование простейших алгоритмов разных типов (линейных и разветвленных). | |
Числа и цифры | Обозначение количества числом и цифрой в пределе 5—10. Количественное и порядковое назначение числа. Обобщение групп предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять, их поровну; кукол и звуков по восемь»). Связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывание как однородных, так и разнородных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования первичных математических представлений у детей 3,4,5-го года жизни. План.
Этапы освоения математических представлений детьми 3-го, 4-го, 5-го годов жизни...
Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)
Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район Образовательный про...
Методическая разработка Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста ( 2 – 3 года )
Актуальность проекта: Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный...
Презентация для педагогов "Развивающие игры на формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Презентация развивающих игр для средней группы ДОУ на формирование первичных математических представлений у детей дошкольного возраста....
Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни. План.
Занятия № 2 Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни. План.1. Формирование представлений о числах натурального ряда и обучение ...
Методическая разработка "Формирование сенсорно - математических представлений детей раннего возраста (2 – 3 года) "
Настоящая методическая разработка адресована воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Основная задача: помочь практическим работникам в формировании сенсорно – математичес...
Статья " Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни"
На шестом году жизни в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счете, отношения между числами, формируются представления об образовании чисел до десяти. Основное, ч...