Мастер класс на тему: «Игры и занятия с использование блоков Дъенеша»
методическая разработка по математике

Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в детском саду.

Поэтому сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, какие разновидности  игр и занятий с блоками Дъенеша 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_bloki_denysha.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57», г.Люберцы

Мастер класс на тему:

 «Игры и занятия с  использование

блоков Дьенеша»

             Подготовила: воспитатель

                                                  Мешалкина Марина Алексеевна

Люберцы - 2019

Слайд 1 Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в детском саду.

Поэтому сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, какие разновидности  игр и занятий с блоками Дъенеша Слайд 2 мы можем использовать, чтобы наши дети получили от нас прекрасное образование и воспитание.

- Если говорить научным языком, мы найдём новые способы создания условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

     Слайд 3 Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи: с ними вы можете ознакомиться на слайде

1.Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.

2.Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.

3.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 4   У нас в к каждой группе имеются такие наборы, но мы  свами чаще всего используем их только на занятиях или же просто даем детям с ними играть, хотя если углубится в эту игру то мы увидим какой замечательный это материал, и что его можно использовать практически во всех областях также в совместной и самостоятельной игровой деятельности в разных формах. С ними вы тоже можете ознакомиться на слайде

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

  • Образовательная деятельность (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
  • Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
  • Деятельность в свободное  время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.) Логические блоки можно использовать:

Слайд 5 

Почемучка – двигатель прогресса.

Он взрослых изводил вопросом “Почему?”

Его прозвали “Маленький философ”.

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с той поры он больше никому

Не задает вопроса “Почему?”.

Не правда ли, обыкновенная история взаимоотношений взрослого и ребенка? Ребенок – маленький исследователь: он получает благодаря органам чувств разлиную информацию о мире и остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. А мы, как всегда, очень заняты… И все реже нам дети задают вопросы.

Парадоксально, но в дальнейшем перед родителями и нами  встает задача научить малыша задавать такие вопросы, чтобы из ответов он мог получать исчерпывающую информацию о предмете. Благодаря играм с блоками ребенок не только учиться задавать вопросы, но  и делать выводы.

Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

Какие же есть игры которые, нам помогают учить детей задавать вопросы?

Слайд 6 Например: игра «Найди клад»

(Подготовить блоки с кладом)

Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать  только «да» или «нет». «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке. 

Прошу вас разделиться на две группы.

Слайд 7. Игра «Сколько?»

(Работа с педагогами,  материал на слайде)

Материал: логические фигуры.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - звездочка. Выигрывает команда, набравшая большее количество звездочек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Задание для 1 группы.  (слайд 8) Перед вами лежат блоки, смотря на слайд,  выложите, пожалуйста, данное изображение согласно  подсказкам, а затем мы с вами отгадаем какую загадку нелепицу нам загадали.

Пока первая группа работает,  мы с вами побеседуем (работа с 2 группой)

Вопрос – ответ (Для молодых специалистов)

1.Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?

Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»

2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша.

Ответ: Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.

3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?

Ответ: развивают логического мышления.

4.Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?

Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.

5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию ребёнка?

Ответ: Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др.,  охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.

6.Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

Ответ: В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

В настольно-печатных играх (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд», «Аптека», «Водители», «Автобус» билеты, места).

В конструкторских играх: построение плоскостных конструкций (домик, дорога, река, мост, забор и т. д).

Ну что наша 1 группа готова, и мы сейчас попробуем отгадать загадку – нелепицу. (На болоте во весь дух. Громко квакает….)

Слайд 9 Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки, например: «Три медведя», «Колобок», «Курочка ряба» и т.д.

Слайд 10 с помощью блоков можно загадывать загадки, например:

Круглая, а не мяч,

желтая, а не солнце,

с хвостом, а не мышь (репка)

Сказка «Теремок» вы начинаете рассказывать сказку и по ходу обговариваете,  мышка была такой: круглая, маленькая, желтая (четвертое свойство «тонкий-толстый» можно пока не вводить)

(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой с лева на право; вы  выполняет те же действия, что и дети).

Лягушка - квакушка: треугольная, маленькая, красная.

Зайчик - попрыгайчик: треугольный, большой, синий.

Лисичка - сестричка: треугольная, большая, красная.

Волчок – серый бочок: квадратный, большой, желтый.

В конце сказки вы показываете один из блоков детям.

- Кто это? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и, глядя на блок, определяет все три свойства).

Сегодня мы сочиним свою собственную сказку. Вам нужно разделиться на 3 команды и выбрать цвет своего царства. У  каждой команды  коробка с блоками. Я вам буду рассказывать сказку, а вы назначаете фигуры на роли персонажей в зависимости от цвета вашего царства.  

Слайд 11  «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»  Дальше вы должны  продолжить  сказку самостоятельно. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т.д.

Я вижу, что вы немного засиделись, пора нам немного подвигаться и убедится на практике как же можно использовать блоки Дьенеша на физкультурных занятиях и подвижных играх. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кошки –мышки» Слайд 12 

Описание игры: «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы. Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами: Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот И разгонит хоровод. На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется. Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

Ну вот вы немного размялись. Прошу вас присаживаться.

Также на физкультурных занятиях можно использовать и такие игры как «Космический корабль», или например эстафеты «Собираем урожай» «Рыбалка», «Перевозка грузов».

Описание игры: «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.

Есть очень огромное множество дидактических игр с блоками, и за один мастер класс о них рассказать невозможно, я думаю, что большинство этих игры вы знаете. 

        Слайд 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Например: «Клубок для котят», «Мыльные пузыри», «Капитошка»,

«Поезд», «Ваза с цветами», «Засели жильцов», «Построй дорожку», «Найди заданный блок», «Изменить по одному признаку», «Декодирование» и т.д.

        Слайд 21 Как же можно использовать блоки Дьенеша на музыкальных занятиях. С помощью блоков мы можем разучивать танец, если заранее приготовить алгоритм, и обозначить блоками высоту звучания ноты. Например  большой красный круг – это высокий звук, а маленький синий круг – это низкий голос.

Благодаря использованию блоков на музыкальном занятии дети научатся ориентироваться в пространстве, развиваться внимание, память.

Слайд 22 Как использовать блоки Дьенеша в художественно – эстетическом развитии можно нарисовать картинку при помощи блоков, обвести геометрические фигуры. В младшем возрасте раскрасить фигуры  не выходя за контур.  В конструировании мы строим постройки по образцу или алгоритму. В аппликации мы можем наклеивать по образцу или алгоритму, вырезать по контуру и т.д.

Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). 

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Для блоков Дьенеша разработаны специальные альбомы по каждому возрасту.

Слайд  23 В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.

Слайд 24 «Альбомы для  детей 2-4 лет» в этих альбомах представлены игры способствующие развитию предпосылок логического мышления.  

Слайд  25 Также есть в продаже развивающий материал «Удивляйка 1,2,3, 4» начальная ступень к играм с блоками.

Слайд 26 Для старших групп разработаны  альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада»,  «Праздник в стране блоков»

Такие альбомы можно купить, ну а если купить нет возможности можно сделать самостоятельно.  Для этого вам нужен картон, цветная бумага, клей и шаблоны блоков, которые должны соответствовать  реальному размеру.   (показать карточки которые сделала)

Казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка.

В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму:

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:

«Мастер-класс

Интересный, захватывающий

Учит. Вдохновляет. Увлекает

          Мысли будоражит, уверенность будит!»

         В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с  логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...

Мастер-класс на тему "Игры с волшебным песком"

Мастер-класс знакомит со свойствами кинетического песка и гидрофобного песка. Материал содержит описание игр....

Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...

Мастер-класс на тему «Игры на бизиборде в национальном стиле, как средство патриотического воспитания»

Мастер-класс на тему «Игры на бизиборде в национальном стиле, как средство патриотического воспитания»...

Мастер - класс по теме «Игры в обучении грамоте».

В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовн...