Мастер класс на тему: «Игры и занятия с использование блоков Дъенеша»
методическая разработка по математике
Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в детском саду.
Поэтому сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, какие разновидности игр и занятий с блоками Дъенеша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_bloki_denysha.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57», г.Люберцы
Мастер класс на тему:
«Игры и занятия с использование
блоков Дьенеша»
Подготовила: воспитатель
Мешалкина Марина Алексеевна
Люберцы - 2019
Слайд 1 Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в детском саду.
Поэтому сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, какие разновидности игр и занятий с блоками Дъенеша Слайд 2 мы можем использовать, чтобы наши дети получили от нас прекрасное образование и воспитание.
- Если говорить научным языком, мы найдём новые способы создания условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Слайд 3 Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют собой дидактическое пособие, позволяющее решать следующие задачи: с ними вы можете ознакомиться на слайде
1.Развитие логического мышления. Развивать представление о множестве, операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формировать представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
2.Развивать умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
3.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Слайд 4 У нас в к каждой группе имеются такие наборы, но мы свами чаще всего используем их только на занятиях или же просто даем детям с ними играть, хотя если углубится в эту игру то мы увидим какой замечательный это материал, и что его можно использовать практически во всех областях также в совместной и самостоятельной игровой деятельности в разных формах. С ними вы тоже можете ознакомиться на слайде
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
- Образовательная деятельность (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
- Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
- Деятельность в свободное время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.) Логические блоки можно использовать:
Слайд 5
Почемучка – двигатель прогресса.
Он взрослых изводил вопросом “Почему?”
Его прозвали “Маленький философ”.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с той поры он больше никому
Не задает вопроса “Почему?”.
Не правда ли, обыкновенная история взаимоотношений взрослого и ребенка? Ребенок – маленький исследователь: он получает благодаря органам чувств разлиную информацию о мире и остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. А мы, как всегда, очень заняты… И все реже нам дети задают вопросы.
Парадоксально, но в дальнейшем перед родителями и нами встает задача научить малыша задавать такие вопросы, чтобы из ответов он мог получать исчерпывающую информацию о предмете. Благодаря играм с блоками ребенок не только учиться задавать вопросы, но и делать выводы.
Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».
Какие же есть игры которые, нам помогают учить детей задавать вопросы?
Слайд 6 Например: игра «Найди клад»
(Подготовить блоки с кладом)
Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только «да» или «нет». «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
Прошу вас разделиться на две группы.
Слайд 7. Игра «Сколько?»
(Работа с педагогами, материал на слайде)
Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - звездочка. Выигрывает команда, набравшая большее количество звездочек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.
Задание для 1 группы. (слайд 8) Перед вами лежат блоки, смотря на слайд, выложите, пожалуйста, данное изображение согласно подсказкам, а затем мы с вами отгадаем какую загадку нелепицу нам загадали.
Пока первая группа работает, мы с вами побеседуем (работа с 2 группой)
Вопрос – ответ (Для молодых специалистов)
1.Как вы считаете, что такое блоки Дьенеша?
Ответ: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки»
2.Как вы считаете, с какого возраста можно заниматься блоками Дьенеша.
Ответ: Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.
3. Что развивают у ребёнка блоки Дьенеша?
Ответ: развивают логического мышления.
4.Знаете ли вы, какие 4 свойства фигур различаются в блоках?
Ответ: В блоках – идет различие по четырем свойствам: форма, цвет, размер и толщина.
5. Как вы считаете, способствуют ли блоки Дьенеша речевому развитию ребёнка?
Ответ: Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: дети учатся рассуждать, вступают в диалог со своими сверстниками, строят свои высказывания, используя в предложениях союзы «и», «или», «не», и др., охотно вступают в речевой контакт со взрослыми, обогащается словарный запас, пробуждается живой интерес к обучению.
6.Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
Ответ: В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
В настольно-печатных играх (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд», «Аптека», «Водители», «Автобус» билеты, места).
В конструкторских играх: построение плоскостных конструкций (домик, дорога, река, мост, забор и т. д).
Ну что наша 1 группа готова, и мы сейчас попробуем отгадать загадку – нелепицу. (На болоте во весь дух. Громко квакает….)
Слайд 9 Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка.
За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки, например: «Три медведя», «Колобок», «Курочка ряба» и т.д.
Слайд 10 с помощью блоков можно загадывать загадки, например:
Круглая, а не мяч,
желтая, а не солнце,
с хвостом, а не мышь (репка)
Сказка «Теремок» вы начинаете рассказывать сказку и по ходу обговариваете, мышка была такой: круглая, маленькая, желтая (четвертое свойство «тонкий-толстый» можно пока не вводить)
(Остальные герои рассматриваются по этому принципу; блоки дети выкладывают перед собой с лева на право; вы выполняет те же действия, что и дети).
Лягушка - квакушка: треугольная, маленькая, красная.
Зайчик - попрыгайчик: треугольный, большой, синий.
Лисичка - сестричка: треугольная, большая, красная.
Волчок – серый бочок: квадратный, большой, желтый.
В конце сказки вы показываете один из блоков детям.
- Кто это? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и, глядя на блок, определяет все три свойства).
Сегодня мы сочиним свою собственную сказку. Вам нужно разделиться на 3 команды и выбрать цвет своего царства. У каждой команды коробка с блоками. Я вам буду рассказывать сказку, а вы назначаете фигуры на роли персонажей в зависимости от цвета вашего царства.
Слайд 11 «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок — большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок — большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники). И вот однажды…» Дальше вы должны продолжить сказку самостоятельно. В качестве варианта можно использовать тему недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т.д.
Я вижу, что вы немного засиделись, пора нам немного подвигаться и убедится на практике как же можно использовать блоки Дьенеша на физкультурных занятиях и подвижных играх. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кошки –мышки» Слайд 12
Описание игры: «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы. Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами: Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот И разгонит хоровод. На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется. Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.
Ну вот вы немного размялись. Прошу вас присаживаться.
Также на физкультурных занятиях можно использовать и такие игры как «Космический корабль», или например эстафеты «Собираем урожай» «Рыбалка», «Перевозка грузов».
Описание игры: «Космический корабль». Дошкольники делятся на команды, у каждой — свой набор Дьенеша. Воспитатель на полу раскладывает обручи красного, жёлтого и синего цвета, над ними располагается изображение ракеты. Задача игроков — как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь.
Есть очень огромное множество дидактических игр с блоками, и за один мастер класс о них рассказать невозможно, я думаю, что большинство этих игры вы знаете.
Слайд 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Например: «Клубок для котят», «Мыльные пузыри», «Капитошка»,
«Поезд», «Ваза с цветами», «Засели жильцов», «Построй дорожку», «Найди заданный блок», «Изменить по одному признаку», «Декодирование» и т.д.
Слайд 21 Как же можно использовать блоки Дьенеша на музыкальных занятиях. С помощью блоков мы можем разучивать танец, если заранее приготовить алгоритм, и обозначить блоками высоту звучания ноты. Например большой красный круг – это высокий звук, а маленький синий круг – это низкий голос.
Благодаря использованию блоков на музыкальном занятии дети научатся ориентироваться в пространстве, развиваться внимание, память.
Слайд 22 Как использовать блоки Дьенеша в художественно – эстетическом развитии можно нарисовать картинку при помощи блоков, обвести геометрические фигуры. В младшем возрасте раскрасить фигуры не выходя за контур. В конструировании мы строим постройки по образцу или алгоритму. В аппликации мы можем наклеивать по образцу или алгоритму, вырезать по контуру и т.д.
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»).
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Для блоков Дьенеша разработаны специальные альбомы по каждому возрасту.
Слайд 23 В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.
Слайд 24 «Альбомы для детей 2-4 лет» в этих альбомах представлены игры способствующие развитию предпосылок логического мышления.
Слайд 25 Также есть в продаже развивающий материал «Удивляйка 1,2,3, 4» начальная ступень к играм с блоками.
Слайд 26 Для старших групп разработаны альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков»
Такие альбомы можно купить, ну а если купить нет возможности можно сделать самостоятельно. Для этого вам нужен картон, цветная бумага, клей и шаблоны блоков, которые должны соответствовать реальному размеру. (показать карточки которые сделала)
Казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка.
В завершение нашего мастер – класса предлагаю сочинить «Синквейн» по определенному алгоритму:
1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.
2 строчка – 2 прилагательных.
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.
Пример:
«Мастер-класс
Интересный, захватывающий
Учит. Вдохновляет. Увлекает
Мысли будоражит, уверенность будит!»
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения и я думаю, что занятия с логическими блоками Дьенеша могут способствовать развитию таких качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"
мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"...
Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...
Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...
Мастер-класс на тему "Игры с волшебным песком"
Мастер-класс знакомит со свойствами кинетического песка и гидрофобного песка. Материал содержит описание игр....
Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...
Мастер-класс на тему «Игры на бизиборде в национальном стиле, как средство патриотического воспитания»
Мастер-класс на тему «Игры на бизиборде в национальном стиле, как средство патриотического воспитания»...
Мастер - класс по теме «Игры в обучении грамоте».
В последнее время резко возросло количество детей дошкольного возраста со сложными речевыми патологиями, ОНР. Острота проблемы состоит в том, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи отсутствует готовн...