Педагогический инновационный опыт
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Занимательный  игровой материал поможет ребёнку познать радость при преодолении трудностей, встретится с любимыми героями, выполнить увлекательные задания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детство» структурное подразделение

«Красносельцовский детский сад»

Рузаевского муниципального района

Представление инновационного

педагогического опыта

  1. Введение

             Тема: «Использование занимательного материала

  по  математике в детском саду»

   Воспитатель Носкова Анастасия Анатольевна.

   Педагогический стаж 20 лет, в данной образовательной организации 11 лет.

    Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, способов умственной деятельности. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение для  умственного развития ребёнка, его любознательности и познавательных интересов, логических операций.

     Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то математические знания я предоставляю детям в игровой форме с использованием смешных заданий, забавных фигур, весёлых героев, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия, увлекательных путешествий, дидактических игр.

     Я считаю, что занимательный материал поможет ребёнку выполнить увлекательные задания, встретиться с любимыми героями, познать радость при преодолении трудностей, а также способствует развитию познавательного интереса, воображения, любознательности и закрепит такие понятия как количество и счёт, величина, форма, пространственные и временные ориентиры.

Актуальность

     Использование занимательного математического материала непосредственно влияет на умственное развитие детей, формирует образовательную деятельность и обеспечивает полноценное усвоение знаний. Занимательные игры вызывают у детей интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического содержания воспитывают способность к исследовательскому и творческому поиску, желание учиться.

     С помощью задач-шуток, математических игр и заданий я уточняю и закрепляю представления детей о геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях, о числах, отношениях между ними. С помощью математических игр  совершенствую у ребёнка внимание, наблюдательность, мышление, память, речь. Занимательный материал побуждает детей лучше мыслить, рассуждать, быстрее находить правильный ответ. Знания и умения, полученные в игре, усваиваются детьми легче, быстрее, прочнее. Важно игры использовать так, чтобы элементы познавательного, учебного и игрового общения сохранились и синтезировались.

Основная идея опыта.

     Ведущей идеей моего опыта «Использование занимательного материала по математике в детском саду» является обучение детей хорошо ориентироваться в пространстве и окружающем мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, думать и принимать  правильные самостоятельные решения.

     Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при развитии математических представлений можно добиться, если использовать занимательные упражнения, логические задачи, дидактические игры, загадки и развлечения. Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала данную тему.

   Работая по этой теме, я поставила перед собой цель: обеспечить успешное развитие математических способностей и мышления детей, создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений.

   Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

 1) Закреплять знания;

 2) Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;

 3) Способствовать развитию мыслительных операций;

 4) Обогащать знания детей новыми математическими представлениями и понятиями;

 5) Упражнять в применении их в других видах деятельности.

 Теоретическая база

       Для того чтобы плодотворно и результативно проводить работу по данной теме, а также перейти к накоплению педагогического опыта, я использовала идеи З.А. Михайловой, Т.И. Ерофеевой.

       Они предоставляют материалы, позволяют мне направлять знакомство дошкольника с элементарной математикой в русло общего развития ребёнка. Они учат меня с чего начинать и в каком направлении двигаться, выделяют аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников, демонстрируют методы работы, которые позволяют мне сделать образовательную деятельность разнообразной, интересной и увлекательной.

       Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Они могут не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких играх формируются важные качества ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Новизна

     Работая по данной теме, я пришла к выводу, что новизна заключается в комбинировании известных методик посредством использования занимательного игрового материала, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными и экономическими путями. Также я думаю  новизна состоит в использовании дидактических игр в образовательной, игровой деятельности, в процессе утренней гимнастики, режимных моментах, прогулок, труда. В работе я использую нетрадиционные формы и методы, которые стимулируют детей к использованию дидактических и математических игр, созданию ситуаций, побуждающих к творческим действиям, что служит  базой для формирования математических представлений детей. Дидактические игры и математические упражнения основаны на осознании ребёнком своей деятельности. Выполнение математических упражнений требует активное включение таких функций, как внимание, мышление, память. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая из игр решает конкретную задачу по совершенствованию математических представлений у детей. К дидактическим играм которые я применяю, относятся логические блоки Дьеныша, цветные палочки Кюизенера. Наглядный материал  плоскостные дидактические игры (Пифагор, Танграм, Волшебный круг), игры-головоломки, ребусы, дидактические игры сенсорно-моделирующего характера, способствующие развитию умственных способностей детей.  

     

  2.  Технология опыта

       В своей работе    для развития у детей математических представлений  я  использую занимательный игровой математический материал, который обеспечивает взаимосвязь работы воспитателя и детей в образовательной деятельности.

     В организованной образовательной деятельности я стараюсь применять различные математические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки.  Я думаю, развивать мышление детей помогают логические задачи и упражнения, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. При обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений я применяю задачи, загадки-шутки. Дети описывают предметы, выделяют их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение в  правильной форме высказываться: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» я использую несложные занимательные задачи.

   Различные виды игр  я включаю в ход самого мероприятия или в конце, когда наблюдаю снижение активности у детей.

      Используя различные математические игры в своей работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

      В работе я использую такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

     Необходимым условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной, развивающей среды.

    Чтобы развитие умственных способностей детей было качественным, я в группе создала уголок «Занимательная математика». В него я включила развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами. В уголке занимательный материал я разместила так, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Предлагая ребёнку игру, я ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.

       Организацию развивающей среды я осуществляю с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.

      Работая по теме «Использование занимательного  материала математике в детском саду» я разработала перспективный план работы по математике с детьми  старшего  дошкольного возраста. Разработала систему работы с детьми и педагогами. Представила конспекты занятий с детьми по математике, консультации для родителей; подобрала физкультминутки, пальчиковые гимнастики, математические сказки, дидактические игры и упражнения, развивающие игры, задачи-шутки, а также подобрала методическую литературу по теме.

     В дальнейшем я планирую продолжать использовать занимательный игровой материал  для развития  математических представлений у детей дошкольного возраста.

                                     3. Результативность опыта

   Применение игрового математического материала не только  повышает качество педагогического процесса, но и способствует развитию памяти, мышления детей, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы дети получали удовольствие от занятий.  

      Для оценки уровня развития  математических представлений детей моей группы, я использую следующие методы контроля:

- анализ деятельности детей на занятиях;

- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений.

- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.

       В процессе работы у детей сформировались следующие умения и навыки:

- навыки порядкового счёта;

- навыки сравнения смежных чисел;

- навыки раскладывать числа на 2  числа;

- навыки различать и правильно называть геометрические фигуры;

- навыки сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, и толщине;

- навыки ориентироваться на плоскости и в пространстве.

     Благодаря использованию придуманной системе работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

   В процессе работы я обратила  внимание на то что использование занимательного математического материала в организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений помогает детям лучше усваивать программный материал, правильно выполнять задания, активно отвечать на вопросы, а также обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.

       В качестве  оценки уровня математического развития использовала пятибалльную систему.

5 - баллов – ребёнок считает в пределах 20, оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимость и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте; проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в другой обстановке.

4 - балла – ребёнок считает в пределах 15, различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам; выполняет действия по группировке  фигур; обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру; самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины, но затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1- 3 балла – ребёнок считает в пределах 10, различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной деятельности со взрослым; выполняет игровые практические действия в определенной последовательности, связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

 Диагностика на начала учебного года.

5 - баллов  - 3чел.

4 – балла  - 10чел.

1 - 3 балла  - 7чел.

Диагностика  на конец года.

5- баллов  - 10чел.

4- балла - 7чел.

1-3 балла - 3чел.

    Благодаря использованию игрового занимательного материала,  математические знания и умения по программе дети усвоили без перегрузок и утомительных занятий.

                                        4. Список литературы

1. З.А. Михайлова, «Игровые задачи для дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015г.

2. Т.И.Ерофеева, «Математика для дошкольников» -М.: «Просвещение» 1997г.

3. З.А. Михайлова, Е.А. Носова, «Логико-математическое развитие дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.

4. Т.М. Бондаренко Практический материал по освоению образовательных областей» - Воронеж: ООО «Метода», 2013г

 5. Е. В. Колесникова «Математика для детей детского сада» - Творческий центр Сфера, 2015г.

6. А.А. Смоленцова, «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», - М.: «Просвещение», 1993г.

7. З.А.Михайлова, А.С.Каменная, О.Б.Васильева, «Образовательные ситуации в детском саду» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г.

8. Е.Н. Панова, «Дидактические игры – занятия в ДОУ»: Практическое пособие для воспитателей и методистов – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.

9.   А.А. Смоленцова «Математика до школы» - Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2003г.

10. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, «Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г.

11. В.П. Новикова, «Математика в детском саду». Учебно-методическое пособие. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007г.

 5.Приложение.

Конспект ООД

Тема: «Порядковый счёт от 1 до 15»

Цель: формировать навыки устного счёта в пределах 15; закрепить знания об образовании двузначных чисел в пределах 15.

Задачи. Обучающие: Закрепить умение проводить сравнение (больше, меньше, столько же), знания детей о последовательности дней недели; продолжать учить детей счёту в пределах 15, учить в задачи выделять условие и вопрос; упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Развивающие: Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать интерес к математическим занятиям, усидчивость, умение слушать; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических задач.

Наглядный материал: Письмо, конверты с геометрическими фигурами, игрушка «Незнайка».

Раздаточный материал: Счётные палочки, простой карандаш на каждого ребёнка, математические тетради Е.В. Колесникова.

Ход ООД

Воспитатель:   Ребята, сегодня утром на столе я нашла вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Незнайка. Хотите узнать, что в нём.

Дети:   Да!

Воспитатель читает письмо:   «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка  не отпускает меня погулять. Он меня отпустит только тогда, когда я отвечу на его вопросы. А, я не знаю ответы. Ребята, пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте с цифрой 1».

Воспитатель:   Ну, что, ребята, поможем Незнайке?

Дети:   Да!

Воспитатель:   Принесите конверт  с цифрой 1.

(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт листок из конверта и читает задание)

Задание №1. «Не зевай на вопросы отвечай»

  1. Если стул ниже стола, то стол? (Выше стула)
  2. Если тропинка уже дороги, то дорога? (Шире тропинки)
  3. Если карандаш короче линейки, то линейка? (Длиннее карандаша)
  4. Если верёвка толще нитки, то нитка? (Тоньше верёвки)
  5. Если брат младше сестры, то сестра? (Старше брата)
  6. Какой сегодня день недели?
  7. Какой день недели будет завтра?
  8. Какой день недели был вчера?
  9. Сколько в недели дней?
  10. Как называются выходные дни недели?
  11. Как называется четвёртый день недели?
  12. Какой день недели идёт после вторника?
  13. О  каких днях недели мы говорим рабочие дни?
  14. Какой день недели между четвергом и субботой?

Воспитатель:   Молодцы! Второе задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки (Он от зайца ушёл и от волка ушёл…). Что же это за геометрическая фигура?

Дети:   Круг!

Воспитатель:   Молодцы! Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой – круг.

(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт листок и читает задание)

Задание №2. «Посчитай»

Воспитатель:   Отсчитайте 10 палочек. Сколько палочек вы отсчитали?

Дети:   Десять.

Воспитатель:   А как можно сказать по-другому?

Дети:   Один десяток.

Воспитатель:   Отсчитайте ещё пять палочек. Сколько палочек вы сейчас отсчитали?

Дети:   Пять.

Воспитатель:   Сколько получилось палочек?

Дети:   Пятнадцать.

Воспитатель:   Давайте проверим и посчитаем количество всех палочек.

Счет до 15.

Воспитатель:   Молодцы! Следующее задание нужно искать в конверте с изображением  фигуры,  у которой 4 стороны и  все они равны. Все стороны равны, у какой фигуры?

Дети:   У квадрата.

(Ребёнок приносит конверт)

Воспитатель:   Но прежде чем мы откроем конверт нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?

Дети:   Гимнастика.

Воспитатель:   Давайте на время превратимся в Незнаек и проведём гимнастику.

Физкультминутка «Незнайка»

Незнайка потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на пояс, наклон вперёд)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, вытянуть руки перед собой)

И руками помахать (махи руками)

Воспитатель:   А теперь откроем конверт с изображением квадрата.

Задание №3. «Весёлые задачки»

Воспитатель:   Ребята, скажите, сколько частей в задаче?

Дети:   Две.

Воспитатель:   Назовите их.

Дети:   Условие и вопрос.

Воспитатель:   Сейчас вы послушайте задачу 1. На ветке сидели 2 вороны. Прилетели и сели рядом 2 грача. Сколько птиц сидит на ветке?

1 – вопрос. Есть ли в задаче условие? (Да). Назовите его.

2 – вопрос. Есть ли в  задаче вопрос? (Да). Назовите его.

А теперь решите эту задачу и скажите ответ.

Задача 2. На ветке висели  4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке?  (2)

Задача 3.

В сад я к бабушке вошёл

И копеечку нашёл.

Что купил я? Шапку, кепку,

А в придачу тряпку, щепку,

Ложку, плошку, шайку, лейку –

Всё купил я за копейку

Сколько всего купил вещей мальчик? (8)

Задача 4.

    Пригласил жираф к себе на день рождения гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всем угодить? Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе : салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты. Сколько разных блюд приготовил жираф? (10)

Воспитатель:   Молодцы! А вот и следующая подсказка. Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?

Дети:   3 угла у треугольника.

(Ребёнок приносит конверт; воспитатель читает задание)

Задание №4. «Волшебная тетрадь»

Воспитатель:  Прежде чем откроем наши тетради, мы сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы считали,

Глазки у ребят устали (поморгать глазками)

Посмотрите все в окно (посмотреть вправо, влево)

Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем  (закрыть ладошками глаза)

В группе радугу построим,

Вправо, влево повернём (посмотреть по дуге)

А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Воспитатель:   А теперь откройте свои тетради (занятие 18 задания: 1,2)

Работа в тетрадях.

Воспитатель:   Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и помогли Незнайке. Знайка открыл дверь и отпустил его.

Незнайка:   Ребята! Большое спасибо вам. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, о что скажет Знайка. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу много знать и уметь как вы. До свидания!

Итог занятия:   Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самое лёгкое? А какое самое трудное? И какое задание было самое интересное? Наше занятие закончено, всем спасибо!.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Опыт работы

Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образова...

Районная педагогическая конференция - Инновационный опыт как показатель качества образования

Использование современных форм взаимодействия с родительским сообществом....

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...

Районные педагогические чтения работников ДОУ Инновационный опыт-основа системных изменений"

Представленна презентация по теме "Проектная деятельность ,как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями....

Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника

Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника...