Педагогический инновационный опыт
консультация по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Занимательный игровой материал поможет ребёнку познать радость при преодолении трудностей, встретится с любимыми героями, выполнить увлекательные задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детство» структурное подразделение
«Красносельцовский детский сад»
Рузаевского муниципального района
Представление инновационного
педагогического опыта
- Введение
Тема: «Использование занимательного материала
по математике в детском саду»
Воспитатель Носкова Анастасия Анатольевна.
Педагогический стаж 20 лет, в данной образовательной организации 11 лет.
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, способов умственной деятельности. Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большое значение для умственного развития ребёнка, его любознательности и познавательных интересов, логических операций.
Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то математические знания я предоставляю детям в игровой форме с использованием смешных заданий, забавных фигур, весёлых героев, которые сопровождают детей на протяжении всего занятия, увлекательных путешествий, дидактических игр.
Я считаю, что занимательный материал поможет ребёнку выполнить увлекательные задания, встретиться с любимыми героями, познать радость при преодолении трудностей, а также способствует развитию познавательного интереса, воображения, любознательности и закрепит такие понятия как количество и счёт, величина, форма, пространственные и временные ориентиры.
Актуальность
Использование занимательного математического материала непосредственно влияет на умственное развитие детей, формирует образовательную деятельность и обеспечивает полноценное усвоение знаний. Занимательные игры вызывают у детей интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического содержания воспитывают способность к исследовательскому и творческому поиску, желание учиться.
С помощью задач-шуток, математических игр и заданий я уточняю и закрепляю представления детей о геометрических фигурах, пространственных и временных отношениях, о числах, отношениях между ними. С помощью математических игр совершенствую у ребёнка внимание, наблюдательность, мышление, память, речь. Занимательный материал побуждает детей лучше мыслить, рассуждать, быстрее находить правильный ответ. Знания и умения, полученные в игре, усваиваются детьми легче, быстрее, прочнее. Важно игры использовать так, чтобы элементы познавательного, учебного и игрового общения сохранились и синтезировались.
Основная идея опыта.
Ведущей идеей моего опыта «Использование занимательного материала по математике в детском саду» является обучение детей хорошо ориентироваться в пространстве и окружающем мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, думать и принимать правильные самостоятельные решения.
Изучив литературу, я пришла к выводу, что максимального эффекта при развитии математических представлений можно добиться, если использовать занимательные упражнения, логические задачи, дидактические игры, загадки и развлечения. Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала данную тему.
Работая по этой теме, я поставила перед собой цель: обеспечить успешное развитие математических способностей и мышления детей, создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1) Закреплять знания;
2) Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте;
3) Способствовать развитию мыслительных операций;
4) Обогащать знания детей новыми математическими представлениями и понятиями;
5) Упражнять в применении их в других видах деятельности.
Теоретическая база
Для того чтобы плодотворно и результативно проводить работу по данной теме, а также перейти к накоплению педагогического опыта, я использовала идеи З.А. Михайловой, Т.И. Ерофеевой.
Они предоставляют материалы, позволяют мне направлять знакомство дошкольника с элементарной математикой в русло общего развития ребёнка. Они учат меня с чего начинать и в каком направлении двигаться, выделяют аспекты обучения, являющиеся наиболее важными для умственного развития дошкольников, демонстрируют методы работы, которые позволяют мне сделать образовательную деятельность разнообразной, интересной и увлекательной.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Они могут не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу. В таких играх формируются важные качества ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Новизна
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что новизна заключается в комбинировании известных методик посредством использования занимательного игрового материала, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными и экономическими путями. Также я думаю новизна состоит в использовании дидактических игр в образовательной, игровой деятельности, в процессе утренней гимнастики, режимных моментах, прогулок, труда. В работе я использую нетрадиционные формы и методы, которые стимулируют детей к использованию дидактических и математических игр, созданию ситуаций, побуждающих к творческим действиям, что служит базой для формирования математических представлений детей. Дидактические игры и математические упражнения основаны на осознании ребёнком своей деятельности. Выполнение математических упражнений требует активное включение таких функций, как внимание, мышление, память. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая из игр решает конкретную задачу по совершенствованию математических представлений у детей. К дидактическим играм которые я применяю, относятся логические блоки Дьеныша, цветные палочки Кюизенера. Наглядный материал плоскостные дидактические игры (Пифагор, Танграм, Волшебный круг), игры-головоломки, ребусы, дидактические игры сенсорно-моделирующего характера, способствующие развитию умственных способностей детей.
2. Технология опыта
В своей работе для развития у детей математических представлений я использую занимательный игровой математический материал, который обеспечивает взаимосвязь работы воспитателя и детей в образовательной деятельности.
В организованной образовательной деятельности я стараюсь применять различные математические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Я думаю, развивать мышление детей помогают логические задачи и упражнения, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. При обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений я применяю задачи, загадки-шутки. Дети описывают предметы, выделяют их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение в правильной форме высказываться: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» я использую несложные занимательные задачи.
Различные виды игр я включаю в ход самого мероприятия или в конце, когда наблюдаю снижение активности у детей.
Используя различные математические игры в своей работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.
В работе я использую такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Необходимым условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно-пространственной, развивающей среды.
Чтобы развитие умственных способностей детей было качественным, я в группе создала уголок «Занимательная математика». В него я включила развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами. В уголке занимательный материал я разместила так, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Предлагая ребёнку игру, я ориентируюсь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их.
Организацию развивающей среды я осуществляю с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Работая по теме «Использование занимательного материала математике в детском саду» я разработала перспективный план работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста. Разработала систему работы с детьми и педагогами. Представила конспекты занятий с детьми по математике, консультации для родителей; подобрала физкультминутки, пальчиковые гимнастики, математические сказки, дидактические игры и упражнения, развивающие игры, задачи-шутки, а также подобрала методическую литературу по теме.
В дальнейшем я планирую продолжать использовать занимательный игровой материал для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Результативность опыта
Применение игрового математического материала не только повышает качество педагогического процесса, но и способствует развитию памяти, мышления детей, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы дети получали удовольствие от занятий.
Для оценки уровня развития математических представлений детей моей группы, я использую следующие методы контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений.
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В процессе работы у детей сформировались следующие умения и навыки:
- навыки порядкового счёта;
- навыки сравнения смежных чисел;
- навыки раскладывать числа на 2 числа;
- навыки различать и правильно называть геометрические фигуры;
- навыки сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, и толщине;
- навыки ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Благодаря использованию придуманной системе работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
В процессе работы я обратила внимание на то что использование занимательного математического материала в организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений помогает детям лучше усваивать программный материал, правильно выполнять задания, активно отвечать на вопросы, а также обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.
В качестве оценки уровня математического развития использовала пятибалльную систему.
5 - баллов – ребёнок считает в пределах 20, оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимость и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения, устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте; проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в другой обстановке.
4 - балла – ребёнок считает в пределах 15, различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам; выполняет действия по группировке фигур; обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру; самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины, но затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1- 3 балла – ребёнок считает в пределах 10, различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной деятельности со взрослым; выполняет игровые практические действия в определенной последовательности, связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Диагностика на начала учебного года.
5 - баллов - 3чел.
4 – балла - 10чел.
1 - 3 балла - 7чел.
Диагностика на конец года.
5- баллов - 10чел.
4- балла - 7чел.
1-3 балла - 3чел.
Благодаря использованию игрового занимательного материала, математические знания и умения по программе дети усвоили без перегрузок и утомительных занятий.
4. Список литературы
1. З.А. Михайлова, «Игровые задачи для дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2015г.
2. Т.И.Ерофеева, «Математика для дошкольников» -М.: «Просвещение» 1997г.
3. З.А. Михайлова, Е.А. Носова, «Логико-математическое развитие дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015г.
4. Т.М. Бондаренко Практический материал по освоению образовательных областей» - Воронеж: ООО «Метода», 2013г
5. Е. В. Колесникова «Математика для детей детского сада» - Творческий центр Сфера, 2015г.
6. А.А. Смоленцова, «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», - М.: «Просвещение», 1993г.
7. З.А.Михайлова, А.С.Каменная, О.Б.Васильева, «Образовательные ситуации в детском саду» - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014г.
8. Е.Н. Панова, «Дидактические игры – занятия в ДОУ»: Практическое пособие для воспитателей и методистов – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.
9. А.А. Смоленцова «Математика до школы» - Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2003г.
10. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, «Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г.
11. В.П. Новикова, «Математика в детском саду». Учебно-методическое пособие. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007г.
5.Приложение.
Конспект ООД
Тема: «Порядковый счёт от 1 до 15»
Цель: формировать навыки устного счёта в пределах 15; закрепить знания об образовании двузначных чисел в пределах 15.
Задачи. Обучающие: Закрепить умение проводить сравнение (больше, меньше, столько же), знания детей о последовательности дней недели; продолжать учить детей счёту в пределах 15, учить в задачи выделять условие и вопрос; упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие: Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математическим занятиям, усидчивость, умение слушать; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, решение логических задач.
Наглядный материал: Письмо, конверты с геометрическими фигурами, игрушка «Незнайка».
Раздаточный материал: Счётные палочки, простой карандаш на каждого ребёнка, математические тетради Е.В. Колесникова.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Незнайка. Хотите узнать, что в нём.
Дети: Да!
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Знайка не отпускает меня погулять. Он меня отпустит только тогда, когда я отвечу на его вопросы. А, я не знаю ответы. Ребята, пожалуйста, помогите! Первый вопрос в конверте с цифрой 1».
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Принесите конверт с цифрой 1.
(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт листок из конверта и читает задание)
Задание №1. «Не зевай на вопросы отвечай»
- Если стул ниже стола, то стол? (Выше стула)
- Если тропинка уже дороги, то дорога? (Шире тропинки)
- Если карандаш короче линейки, то линейка? (Длиннее карандаша)
- Если верёвка толще нитки, то нитка? (Тоньше верёвки)
- Если брат младше сестры, то сестра? (Старше брата)
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Сколько в недели дней?
- Как называются выходные дни недели?
- Как называется четвёртый день недели?
- Какой день недели идёт после вторника?
- О каких днях недели мы говорим рабочие дни?
- Какой день недели между четвергом и субботой?
Воспитатель: Молодцы! Второе задание ищите в конверте, на котором изображена геометрическая фигура похожая на героя сказки (Он от зайца ушёл и от волка ушёл…). Что же это за геометрическая фигура?
Дети: Круг!
Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, есть ли конверт с геометрической фигурой – круг.
(Ребёнок приносит конверт; воспитатель достаёт листок и читает задание)
Задание №2. «Посчитай»
Воспитатель: Отсчитайте 10 палочек. Сколько палочек вы отсчитали?
Дети: Десять.
Воспитатель: А как можно сказать по-другому?
Дети: Один десяток.
Воспитатель: Отсчитайте ещё пять палочек. Сколько палочек вы сейчас отсчитали?
Дети: Пять.
Воспитатель: Сколько получилось палочек?
Дети: Пятнадцать.
Воспитатель: Давайте проверим и посчитаем количество всех палочек.
Счет до 15.
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание нужно искать в конверте с изображением фигуры, у которой 4 стороны и все они равны. Все стороны равны, у какой фигуры?
Дети: У квадрата.
(Ребёнок приносит конверт)
Воспитатель: Но прежде чем мы откроем конверт нам нужно укрепить свой организм. А что укрепляет организм?
Дети: Гимнастика.
Воспитатель: Давайте на время превратимся в Незнаек и проведём гимнастику.
Физкультминутка «Незнайка»
Незнайка потянулся, (встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться)
Вот нагнулся, разогнулся, (руки на пояс, наклон вперёд)
Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)
Ключик видно не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)
Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)
Надо на носочки встать (встать на носочки, вытянуть руки перед собой)
И руками помахать (махи руками)
Воспитатель: А теперь откроем конверт с изображением квадрата.
Задание №3. «Весёлые задачки»
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько частей в задаче?
Дети: Две.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Условие и вопрос.
Воспитатель: Сейчас вы послушайте задачу 1. На ветке сидели 2 вороны. Прилетели и сели рядом 2 грача. Сколько птиц сидит на ветке?
1 – вопрос. Есть ли в задаче условие? (Да). Назовите его.
2 – вопрос. Есть ли в задаче вопрос? (Да). Назовите его.
А теперь решите эту задачу и скажите ответ.
Задача 2. На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)
Задача 3.
В сад я к бабушке вошёл
И копеечку нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку –
Всё купил я за копейку
Сколько всего купил вещей мальчик? (8)
Задача 4.
Пригласил жираф к себе на день рождения гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всем угодить? Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе : салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты. Сколько разных блюд приготовил жираф? (10)
Воспитатель: Молодцы! А вот и следующая подсказка. Какая геометрическая фигура имеет 3 угла?
Дети: 3 угла у треугольника.
(Ребёнок приносит конверт; воспитатель читает задание)
Задание №4. «Волшебная тетрадь»
Воспитатель: Прежде чем откроем наши тетради, мы сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Ах, как долго мы считали,
Глазки у ребят устали (поморгать глазками)
Посмотрите все в окно (посмотреть вправо, влево)
Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (закрыть ладошками глаза)
В группе радугу построим,
Вправо, влево повернём (посмотреть по дуге)
А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Воспитатель: А теперь откройте свои тетради (занятие 18 задания: 1,2)
Работа в тетрадях.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, и помогли Незнайке. Знайка открыл дверь и отпустил его.
Незнайка: Ребята! Большое спасибо вам. Я обещаю вам, что буду выполнять всё, о что скажет Знайка. И постараюсь многому научиться, потому что я хочу много знать и уметь как вы. До свидания!
Итог занятия: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Какое задание было самое лёгкое? А какое самое трудное? И какое задание было самое интересное? Наше занятие закончено, всем спасибо!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология. Опыт работы
Актуальность и перспективность опыта заключается в том, что проектный метод побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образова...
Районная педагогическая конференция - Инновационный опыт как показатель качества образования
Использование современных форм взаимодействия с родительским сообществом....
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".
В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....
Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
Статья "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".
Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...
Районные педагогические чтения работников ДОУ Инновационный опыт-основа системных изменений"
Представленна презентация по теме "Проектная деятельность ,как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями....
Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника
Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника...