перспективное планирование по пяти образовательным областям на 2019-2020 учебный год. Старшая группа
учебно-методический материал по математике (старшая группа)
Перспективное планирование в старшей группе на 2019-2020год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
планирование по 5 образовательным областям программа Детство в старшей группе | 100.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование в старшей группе на 2019-2020год.
Математика
месяц | НОД №, тема | Задачи | Литература |
сентябрь | 1.Ознакомительное занятие | Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики. | |
2. Счет в пределах 5. | Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Старшая гр. С.13 | |
3. «Сравнение двух предметов по длине и ширине». | Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»). Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.15 | |
4. «Сравнение 5 предметов по длине». | Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов(цвета, формы и величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче.. самый короткий ( и наоборот). Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.17 | |
октябрь | 1. «Геометрические фигуры». | Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма , величина). Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.18 |
2. «Счет в пределах 6». | Учить считать в пределах 6. Продолжать учить сравнивать до 6 предметов по длине. Закреплять представления об объемных геометрических фигурах. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.19 | |
3. «Образование числа 7». | Учить считать в пределах 7, образование числа 7. Сравнение до 6 предметов по ширине. Учить ориентироваться на местности относительно себя. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.21 | |
4. « Сравнение до 6 предметов по высоте». | Учить считать в пределах 6и познакомить с порядковым значением числа 6. Учить сравнивать до 6 предметов по высоте. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.22 | |
ноябрь | 1. «Счет в пределах 8». | Учить считать в пределах 8. Упражнять в счете отсчете предметов в пределах 7 по образцу. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.24 |
2.«Счет в пределах 9». | Учить считать в пределах 9. Закреплять представление о геометрических фигурах ( Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Продолжать определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.25 | |
3.«Сравнение предметов по величине». | Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9. Упражнять в сравнении предметов по величине ( до 7 предметов). Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.27 | |
4.«Части суток». | Познакомить с образованием числа 10. Закреплять представления о частях суток. Совершенствовать представления о треугольнике , его свойствах и видах. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.28 | |
декабрь | 1.«Сравнение 8 предметов по высоте». | Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте. Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.29 |
2.«Четырехугольник». | Счет в пределах 10. Дать представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.30 | |
3.«Дни недели». | Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Познакомить с названиями дней недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.32 | |
4.«Больше, меньше». | Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.34 | |
январь | 1.«Сравнение рядом стоящих чисел». | Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины , равные образцу. Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.36 |
2.«Сравнение по ширине». | Продолжать учить понимать отношение между рядом стоящими числами 9 и 10. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины. Закреплять пространственные представления. Упражнять в последовательном назывании дней недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.39 | |
3.«Ориентация на листе бумаги». | Учить составлять группы предметов по заданному числу. Развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты. Учить ориентироваться на листе бумаги. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.41 | |
4.«Геометрические фигуры». | Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.43 | |
февраль | 1.«Ориентация на листе бумаге». | Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.44 |
2.«Треугольник и четырехугольник». | Познакомить с количественным составом числа 5. Совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в реи положение предметов по отношению к другому и свое местоположение. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.46 | |
3.«Целое и часть». | Закреплять представление о составе числа 5 из единиц. Формировать представление о том что предмет можно разделить на две равные части. Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.48 | |
4.«Сравнение с помощью условной меры». | Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Учить делить предмет на две равные части. Учить сравнивать два предмета по длине с помощью условной меры. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.49 | |
март | 1.«Ориентация в окружающем пространстве относительно себя». | Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах . совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя. Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.51 |
2.«Деление круга». | Продолжать учить делить круг на 2 равные части. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.53 | |
3.«Деление квадрата». | Учить делить квадрат на 2 равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.55 | |
4.«Деление круга на 4 части». | Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. Совершенствовать представления о треугольниках четырехугольниках. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56 | |
апрель | 1.«Деление квадрата на 4 части». | Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части. Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56 |
2.«Ориентация на бумаге». | Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.60 | |
4. «Сравнение величины предметов по представлению». | Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.61 | |
5. «Дни недели». | Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.63 | |
Май | 1. «Количество и счет». | Совершенствование умения считать в пределах10. Закрепление навыков порядкового счета. Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами в пределах 10. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64 |
2. «Ориентировка в пространстве». | Упражнения в умении двигаться в заданном направлении. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64 | |
3. «Ориентировка во времени». | Цели: Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки». | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64 | |
4. «Форма». | Цели: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. | И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. |
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в группе старшего возраста
№ П.п. | Тема занятия | Целевые ориентиры | ||
Сентябрь | ||||
1 | Поэзия Заучивание стихотворения А.Майков. «Пролетело лето» | Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь. | ||
2 | Сказка «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы. | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | ||
3 | Поэзия Заучивание наизусть А.Плещеев. «Осень наступила…» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. | ||
4 | Сказка «Кукушка», ненец, обр. К. Шавровой | Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки. | ||
5 | Поэзия А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин») | Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. | ||
6 | Литературная сказка. В.Бианки. «Сова» | Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы о жизни обитателей леса. Воспитывать любовь к природе. | ||
7 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «Под веником кто – то был» | Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. | ||
8 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «Банька» | Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. | ||
9 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «Олелюшечки» | Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовёнка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь. | ||
10 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «То тепло, то холодно». | Пробуждать у детей интерес к художественной литературе, учить оценивать поступки героев, вызвать эмоциональный отклик на сказку. | ||
11 | Песенка «Гречку мыли», литов, обр. Ю. Григорьева. | Продолжать знакомить детей фольклором народов мира; закреплять знания детей о жанровых особенностях народных песен, развивать образное мышление, воображение. Предложить выполнить рисунки по мотивам песенки. | ||
12 | Поэзия А.Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака. | Помочь детям понять содержание произведения, учить чувствовать ритм, выделять средства выразительности | ||
13 | Песенка «Уж я колышки тешу…». | Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества | ||
14 | Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» в обр. И. Карнауховой | Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять её смысл. Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. | ||
15 | Поэзия Заучивание наизусть И.Белоусова. «Осень» (в сокращении). | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. | ||
16 | Сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы. | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своём впечатлении от новой сказки. | ||
17 | Поэзия М. Цветаева «У кроватки». | Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров. | ||
18 | Проза В. Дмитриева. «Малыш и жучка» (главы) | Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало. | ||
19 | Песенка «Николенька – гусачок…» | Учить детей внимательно слушать, понимать содержание, отличать фольклор от других литературных жанров. | ||
20 | Поэзия Я. Аким. «Жадина» | Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. | ||
21 | Литературная сказка Г.А. Скребицкий. «Всяк – по-своему» | Пробуждать у детей интерес к жизни диких зверей, любовь к природе. Учить осмысливать полученную из книг информацию, отвечать на вопросы по тексту. | ||
22 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | ||
Октябрь | ||||
1 | Песенка «Старушка» Пер. с англ. С. Маршака | Предложить детям внимательно прослушать песенку, сопоставить её содержание с иллюстрациями, рассказать с опорой на рисунки запомнившиеся фрагменты. Учить отслеживать своё эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказать о том, понравилось ли песенка. | ||
2 | Поэзия Заучивание наизусть М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова. | Учить детей выразительно декламировать стихотворение, развивать поэтический слух, формировать умение понимать и чувствовать образный язык произведения. | ||
3 | Считалка Заучивание наизусть «Шли бараны по дороге…» | Продолжать знакомить детей произведениями устного народного творчества; пояснить значение считалок; предложить использовать новую считалку для организации игры. | ||
4 | Поэзия Чтение в лицах Э. Успенский.«Разгром» | Формировать у детей умение чувствовать , понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев. | ||
5 | Проза Г.Снигерёв «Пингвиний пляж» | Познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе. | ||
6 | Проза Г.Снигерёв «К морю» | Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе, свободно , без повторов пересказывать понравившиеся эпизоды. | ||
7 | Проза Г.Снигерёв «Отважный пингвинёнок» | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | ||
8 | Сказка «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки в пер. О. Кустовой и В. Андреева). | Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку. | ||
9 | Поэзия С. Маршак «Пудель» | Познакомить детей с произведением – перевёртышем. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные. | ||
10 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Ураган») | Познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше. | ||
11 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в удивительной стране Жевунов») | Продолжать знакомить детей со сказкой, вызывать заинтересованность. Учить детей высказывать предположения относительно её продолжения. | ||
12 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Страшила») | Продолжать знакомить детей с произведением, учить понимать характеры и поступки героев, видеть связь сказочного и реального. | ||
13 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Спасение Железного Дровосека») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
14 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в плену у Людоеда») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
15 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Встреча с трусливым Львом») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
16 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Саблезубые тигры») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
17 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Переправа через реку») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
18 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Коварное маковое поле») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
19 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «На кого похож Гудвин») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
20 | Поэзия Заучивание наизусть А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | Учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение. | ||
21 | Поэзия А.Барто. «Вовка - добрая душа» | Познакомить детей с новым произведением, учить слушать внимательно, оценивать поступки главного героя, выделять добрые дела, сделанные мальчиком, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к чтению. | ||
22 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Ноябрь | ||||
1 | Поэзия В.Смит. «Про летающую корову» в пер. Б. Заходера. | Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее весёлое настроение. | ||
2 | Сказка «Хаврошечка», обр. Л.Н. Толстой. | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке Л.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных; обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать переносное значение. | ||
3 | Поэзия А.К. Толстой. «Осень, осыпается весь наш бедный сад…». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Учить детей понимать содержание произведения, поэтические образы. Учить находить в природе картины, «нарисованные» поэтическим словом. | ||
4 | Поэзия Заучивание наизусть С. Городецкий. «Пять маленьких щенят» | Работать над выразительностью речи детей, развивать память, отрабатывать произнесение звуков в словах стихотворения. | ||
5 | Сказка «Айога», обр. Д.Нагишкина (в сокрвщении) | Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки; учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать отрицательное отношение к лени. | ||
6 | Проза Пересказывание. В.Бианки. «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, старясь правильно строить предложения. | ||
7 | Проза Л. Толстой. Быль «Косточка» | Уточнить, какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привёл обман, как нужно было поступить. | ||
8 | Проза Л. Толстой. Быль «Прыжок» | Продолжать знакомить детей с произведениями Л. Толстого. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев. | ||
9 | Поэзия Заучивание наизусть М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» | Формировать у детей умения декламировать стихотворение: правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность). | ||
10 | Песенка «Как на тоненький ледок…» | Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста. | ||
11 | Поэзия Р. Сеф. «Бесконечные стихи» | Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка. | ||
12 | Проза Н. Носов. «Живая шляпа» | Продолжать знакомить с творчеством писателя. Учить понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его компетенции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. | ||
13 | Литературная сказка Х. Мякеля. «Господин Ау» (глава «Господин Ау идёт на работу») | Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. | ||
14 | Литературная сказка Х. Мякеля. «Господин Ау» (глава «Господин Ау и больное дерево») | Продолжать знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения. | ||
15 | Литературная сказка Г. Сапгир. «Как лягушку продавали» | Продолжать прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. | ||
16 | Литературная сказка Г. Сапгир. «Небылицы в лицах» | Продолжать знакомить детей с произведениями Г. Сапгира. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и мотивы поведения персонажей. | ||
17 | Поэзия И. Бунин. «Первый снег» | Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь почувствовать напевность мелодики стихотворения. | ||
18 | Проза Б. Житков. «Белый домик» | Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению, интерес к литературным произведениям. | ||
19 | Проза Б. Житков. «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков». | ||
20 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, былины, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Декабрь | ||||
1 | Поэзия И.Никитин. «Встреча зимы» | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Учить детей понимать содержание произведения, отличать стихотворение от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения. Приобщать детей к высокой поэзии. | ||
2 | Литературная сказка Б. Заходер. «Серая звёздочка» | Учить детей понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей. | ||
3 | Песенка «Счастливого пути», голанд., обр. И. Токмакова. | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму. | ||
4 | Поэзия Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера. | Учить детей выделять жанровые особенности стихотворения, вслушиваться в красоту и мелодику поэтического текста, чувствовать напевность произведения; побеседовать по содержанию, отметить образные выражения. | ||
5 | Песенка «Как у бабушки козёл» | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль. | ||
6 | Сказка Рассказывание сказки «Заяц – хвастун», обр. О. Капицы. | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением. Вызвать у детей эмоциональное восприятие сказки, учить оценивать характеры и поступки героев. | ||
7 | Поэзия С. Есенин. «Берёза» | Учить вслушиваться в ритм, мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. | ||
8 | Литературная сказка Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского. | Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев. | ||
9 | Литературная сказка Рассказывание сказки Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского. | Развивать внимание, побуждать детей принимать участие в рассказывании знакомой сказки, формировать образность речи. | ||
10 | Песенка «Дом, который построил Джек», Англ., пер. С. Маршака. | Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. | ||
11 | Сказка «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина | Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказок, формировать чуткость к образному строю языка. Учить детей подбирать рифмы. | ||
12 | Поэзия Б. Заходер. «Приятная встреча». | Учить детей отличать поэзию от других литературных жанров, создавать хорошее настроение. Предложить нарисовать понравившихся персонажей. | ||
13 | Литературная сказка П. Бажов. «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | ||
14 | Поэзия Заучивание наизусть С. Маршака. «Тает месяц золотой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц золотой». | ||
15 | Сказка «Никита – Кожемяка» | Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение. | ||
16 | Поэзия А. Фет. «Кот поёт, глаза прищурил…» | Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка, помочь прочувствовать красоту, напевность и лиричность стихотворения. | ||
17 | Сказка «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова. | Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей. | ||
18 | Поэзия Заучивание стихотворений о Новом годе. К. Фафонов. «Нарядили ёлку…» | Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников | ||
19 | Литературная сказка О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца. | Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. | ||
20 | Литературная сказка О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца. | Продолжать знакомить детей со сказкой. Воспитывать желание слушать и узнавать дальнейшее развитие событий. | ||
21 | Литератерная сказка О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца. | Продолжать знакомить со сказкой, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения. | ||
22 | Проза С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | ||
23 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Январь | ||||
1 | Сказка «Златовласка», пер. К. Паустовского | Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание. | ||
2 | Проза А. Гайдар «Чук и Гек» | Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью. | ||
3 | Поэзия А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением. | ||
4 | Песенка «Ты, мороз, мороз, мороз», обр. И. Карнауховой. | Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь. | ||
5 | Литературная сказка А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение. | ||
6 | Литературная сказка А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Чтение с продолжением. | Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, учить видеть художественные достоинства произведения. | ||
7 | Поэзия М. Яснов. «Мирная считалка» | Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве. | ||
8 | Поэзия Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации. | ||
9 | Литературная сказка Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь» | Развивать эмоционально – образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки. | ||
10 | Поэзия Заучивание наизусть И. Суриков. «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). | ||
11 | Проза Л. Пантелеев. «Трус» | Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное отношение к трусости. | ||
12 | Пословицы Чтение пословиц о поведении. | Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам. Углублять представления о пословицах как жанре; учить понимать их смысл. | ||
13 | Поэзия Чтение в лицах С. Городецкий. «Котёнок» | Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции. | ||
14 | Сказка Татарская сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеева «Три сына» | Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам. | ||
15 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Февраль | ||||
1 | Проза Л. Пантелеев. «Буква «ты». | Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение к прочитанному. | ||
2 | Литературная сказка Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. Л. Брауде. | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. | ||
3 | Сказка «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова. | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации. | ||
4 | Поэзия С. Чёрный. «Волк» | Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. | ||
5 | Сказка «Жёлтый аист», китайская, пер. и обр. Ф. Ярилина, Л. Позднеева | Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения. | ||
6 | Поэзия В. Левин. «Сундук» | Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту. | ||
7 | Поэзия В. Левин. «Лошадь» | Продолжать знакомить детей с произведениями поэта В. Левина. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту. | ||
8 | Проза Б.Алмазов. «Горбушка» | Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту. | ||
9 | Поэзия Чтение в лицах. Ю. Владимирова. «Чудаки» | Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворение по ролям. | ||
10 | Сказка А.Н. Толстой. «Ёж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | ||
11 | Проза М. Москвина. «Кроха» | Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения. | ||
12 | Литературная сказка А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов» | Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей. | ||
13 | Сказка «Докучные сказки» | Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость | ||
14 | Сказка Норвежская сказка «Пирог» | Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | ||
15 | Поэзия Заучивание наизусть И. Суриков «Зима» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. | ||
16 | Литературная сказка Д. Родари. «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. | ||
17 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам | Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи. | ||
18 | Литературная сказка Т. Янссон. «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова. | Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку. | ||
19 | Литературная сказка Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде. | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Т. Янссона. Познакомить детей с новым произведением, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку. | ||
20 | Проза Н.Носов. «На горке». | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. | ||
21 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. | ||
Март | ||||
1 | Песенка «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака. | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. | ||
2 | Поэзия С. Маршак. «Стихи о весне» | Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию. | ||
3 | Поэзия Заучивание стихотворения Е. Благинина. «Посидим в тишине» | Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей; понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому4 указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | ||
4 | Проза Л Толстой. «Лев и собачка» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным. | ||
5 | Поэзия Дж. Ривз. «Шумный Ба – бах», пер. с англ. М. Боровицкой | Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах», учить отвечать на вопросы по содержанию. | ||
6 | Проза В. Драгунский. «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений. | ||
7 | Проза В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок» | Уточнить, что такое рассказ познакомить детей с новым юмористическим рассказом В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Активизировать словарь детей. | ||
8 | Поэзия Заучивание наизусть Г. Виеру. «Мамин день» | Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение, самостоятельно выбирая средства выразительности. | ||
9 | Песенка Заучивание наизусть «Ранним – рано поутру» | Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание. | ||
10 | Поэзия Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» | Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает. | ||
11 | Сказка «Сивка – Бурка», обр. М. Булатова. | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка». Учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка. | ||
12 | Поэзия Д. Чиадри. «О том, у кого три глаза», Пер. с англ. Р. Сефа. | Формировать у детей умение воспринимать образность стихотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию. | ||
13 | Сказка Калмыцкая сказка «Плюх пришёл!». Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики» | Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок. | ||
14 | Поэзия Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. | Расширять и уточнять представления детей об оказываемых почтой услугах. Учить выражать свои мысли и чувства в письменном обращении к близким людям, чётко и ясно формулировать пожелания. | ||
15 | Сказка «Три золотых волоска Деда – Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой. | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. Учить рисовать героев сказки, передавать их характер, своё отношение к ним; выполнять сюжетные рисунки. | ||
16 | Поэзия Ю. Мориц. «Домик с трубой» | Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию. | ||
17 | Сказка Нанайская сказка «Айога». Анализ пословиц. | Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. | ||
18 | Поэзия С. Михалкова. «Дядя Стёпа» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | ||
19 | Литературная сказка Д. Родари. «Дудочник и автомобили» | Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях. | ||
20 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам и поговоркам | Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. | ||
21 | Поэзия Заучивание наизусть И. Белоусов. «Весенняя гостья» | Помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности. | ||
22 | Литературная викторина «Поэты детям» | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умения придумывать началу сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. | ||
Апрель | ||||
1 | Поэзия С.Маршак. «Почта» | Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. | ||
2 | Проза К. Паустовский. «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Кот-ворюга?»), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа. | ||
3 | Сказка «Лесная дева», пер. с чешск. В. Петровой | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать характеры и поведение героев, пересказывать отдельные события от имени различных персонажей. | ||
4 | Литературная сказка В. Катаев. «Цветик – семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик». Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения. | ||
5 | Песенка «Грачи – киричи…» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности. | ||
6 | Сказка «Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова. | Познакомить со сказкой «Финист – ясный сокол». Формировать умение запоминать последовательность событий. Прививать интерес и любовь к книге. Помочь детям раскрыть образы героев, понять их сущность. | ||
7 | Сказка «Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова. | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Учить детей пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации, вести рассказ от имени одного из персонажей. | ||
8 | Поэзия Чтение стихотворений о весне | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. | ||
9 | Литературная сказка Ш. Перро «Фея» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (Фантастические превращения, афористичность языка, противопоставления); развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений. | ||
10 | Песенка «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнёва (в сокр.) | Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков. | ||
11 | Поэзия Чтение в лицах В. Орлов. «Ты скажи мне реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения; познакомить со стихотворением В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…» | ||
12 | Закличка «Уж ты, пташечка, ты залётная …» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества. | ||
13 | Поэзия С. Есенин «Черёмуха» | Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. | ||
14 | Литературная сказка Н. Телешов. «Крупеничка» | Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле. | ||
15 | Поэзия Р. Сеф. «Совет» | Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения. | ||
16 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки. | ||
17 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословице | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки. | ||
18 | Поэзия Заучивание стихотворения Я. Акима. «Апрель» | Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. | ||
19 | Литературная сказка Д.Родари. «Хитрый Буратино» | Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок. | ||
20 | Закличка «Ласточка, ласточка…» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память. | ||
21 | Литературная викторина Разгадывание загадок на тему «Любимые сказки» | Учить детей использовать их значения о героях сказок, узнавать по описанию, аргументировать свой выбор. | ||
Май | ||||
1 | Закличка Заучивание наизусть «Божья коровка…». | Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказывать закличку. | ||
2 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации, давать оценку поступкам персонажей. | ||
3 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Дома у Карлсона.») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. | ||
4 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон шумит») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. | ||
5 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон устраивает пир») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения; продолжать учить осмысливать идею сказки. | ||
6 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон и телевизор») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Воспитывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий. | ||
7 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Звонок Карлсона»), пер. со швед. Л. Лунгиной. | Вызвать у детей радость от общения со сказкой; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей. | ||
8 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Малютка привидение из Вазастана») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей., следить за развитие событий. | ||
9 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон не привидение, а просто Карлсон») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. | ||
10 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Гордая юная девица улетает далеко-далеко!») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей, следить за развитие событий. | ||
11 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Красивый, умный и в меру упитанный») пер. с швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей., следить за развитие событий. | ||
12 | Закличка «Дождик, дождик, веселей…» | Вспомнить с детьми о назначении закличек в устном народном творчестве, учить сравнивать заклички с другими жанрами фольклора, выявлять их отличительные особенности. Вызвать у детей радостное настроение, связанное с приходом весны. | ||
13 | Поэзия А. Барто. «Верёвочка» | Развивать любовь к поэзии, продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто. | ||
14 | Сказка Словацкая сказка «У солнышка в гостях» | Учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; подбирать синонимы к глаголам, строить синомимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами. | ||
15 | Поэзия А. Плещеев. «Мой садик» | Учить детей осмысливать содержание стихотворения, развивать поэтический слух. | ||
16 | Сказка Украинская сказка «Колосок» | Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам; рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки. | ||
17 | Проза Е. Чарушин. «Воробей» | Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения. | ||
18 | Проза Е.Пермяк. «Самое страшное» | Продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует текст, взрослый записывает), понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, подбирать определения к заданному слову). | ||
19 | Песенка Заучивание наизусть «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. | ||
20 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. |
Перспективное планирование по познавательско-исследовательской деятельности в группе старшего возраста
СЕНТЯБРЬ
Тема | Цели и задачи | Формы и методы работы | Предметно-развивающая среда |
«Наоборот» «Как образуются метеоритные кратеры?» | Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.
| Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа. | Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой. мука, большой поднос с высотой края 2—3 см; ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображениями метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий. |
«Большой – маленький» «Откуда взялись острова?»
| Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Познакомить детей с понятием «остров», причина ми его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. | Наблюдение,беседа,проблемная ситуация, мозговой штурм, опытная деятельность | Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани.
Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира. |
«Времена года» «Все увидим, все узнаем» | закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса). Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение. | лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. |
«Заплесневелый хлеб» | установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях. | Экспериментирование,коллекцио-нирование, мозговой штурм, беседа, наблюдение. | Лупы, микроскоп, ,непрозрачный пакет, хлеб ,емкость с водой |
«Путешествие в мир цветов и овощей» | углублять знания детей о растениях и о необходимости света, тепла, влаги для их роста; содействовать освоению средств и способов получения информации | Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций фрукты и овощи, наблюдение за посаженными растениям. ОКТЯБРЬ | Лупа, иллюстрации, овощи и фрукты, лоточки, вода, лейка, фонарик. |
«Водяная мельница» «Песочная страна» | дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей. песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
«Разноцветные шарики» | получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | -Наблюдение, беседа, исследование, проектирование. | палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. |
«Звенящая вода» | показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик |
«Почемучкины вопросы» | анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло | Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм. | Воздушный шарик, пакет, ёмкости с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, бумажные и тканевые ленточки, веера, вертушки, и пр., пластмассовые ведёрки, выносные игрушки, награда (для каждого ребёнка). |
«Мир кожаных изделий» |
называть материалы для изготовления обуви: кожа, замша, искусственные ткани идругое, сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива обуви. | Беседы, настольно-печатные игры,чтение художественной литературы, опытная деятельность. рассматривание иллюстраций; | образцы тканей (кожи, замши, искусственной кожи, , драпа, трикотажа), ёмкости, ножницы. |
«Превращения. Схемы превращения» | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». | Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы, беседы. | Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани. Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см. |
«Автомобиль в городе» | узнать значение и роль автомобилей в жизни человека. Определить значение автомобиля для человека. Проанализировать сведения о роли автомобиля. Создать условия для реализации проекта | Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы, беседы НОЯБРЬ | Методическая литература, настольно – печатные игры, энциклопедии, уголок по дорожному движению. |
«Расческа и тени» Ловись, рыбка, и мала, и велика
| дать представление о неизвестных свойствах известных вещей. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
| Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | лампа, бумага, расчёска. игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. |
«Лёд-вода» «Тающий лед» | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций – Лёд – вода, экспериментирование. | Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки). тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. |
«Опыты с фонариком» | Расширить представление детей о свойствах известных предметов. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | фонарики, бумага,стекло прозрачное, стекло цветное, ткань. |
«Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ) «Снегурочка» | уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой). Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. ДЕКАБРЬ | Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки. |
«Капелька света» Понятие об электрических разрядах.
| познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество. | Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, опытная деятельность | Фонарик, коробочка с батарейками. воздушные шарики. |
«Морозко» «Цветные льдинки» | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды; | Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность. | Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них), два кружка – синий и красный, два кусочка льда. акварельные краски, формочки, стаканчики с водой |
«Изменение объема жидкости» | выявить изменение объема жидкости при замерзании. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | Стаканчики, маркер, иллюстрации, формочки. |
«Путешествие в страну«Чудес и превращений» | Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом. Развитие органов слуха, зрения, обоняния. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. | Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, экспериментирование, мозговой штурм. | Воздушный шар на палочке или с гелием; письмо; картинки с правилами безопасности; ёмкость с водой и стакан; ёмкость с холодной и горячей водой; пластмассовая бутылка; шарик; стаканчики по кол. детей с чистой водой; стакан с молоком и стакан с водой, картина; стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки; ёмкости разной формы; металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей; стеклянные стаканы с водой и скрепки; магниты по количеству детей; картон и кнопки халаты для профессоров фартуки по кол. дет. |
«Воздух работает». Почему плавает подводная лодка? | дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.) Раскрыть секрет подводной лодки | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, чтение. ЯНВАРЬ | миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка. |
«Растущие малютки» «Как разделить смеси?» | выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы дать детям представление о разделении смесей. | Экспериментирование, чтение специальной литературы,групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм. | вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши. песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики. |
«Борьба с наводнением» «Все увидим, все узнаем»
| выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду. Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение. | лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. |
«Игра цвета» «Таинственные картинки» | показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Групповая и фронтальная Проблемная ситуация, беседа, экспериментирование, мозговой штурм ФЕВРАЛЬ | цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. |
«Чудеса «кока - колы» «Мир ткани» | исследование вредного влияния на организм человека Учить называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение. | образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа), ёмкости, ножницы. |
Что такое звук?
Что такое упругость? | формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях. Формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | радиоприёмник, зеркало. резиновый шарик, пластилин. |
«Угадайка» «Почему поет пластинка?»
| показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра.. | предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. : пластинка, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки — алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок.
|
«Опыты с бумагой» «Свойства бумаги» | Исследовать свойства бумаги. Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пластичная, непрочная. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать творческие способности детей. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная МАРТ | Плоскостное дерево с бумажными листьями, игрушки, ширма, колокольчик, бубен, ванна с водой, бумага. |
«Надуваем мыльные пузыри». «Свет и тень» | научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок). оборудование для теневого театра, фонарь. |
«День опытов и экспериментов» «Подушка из пены»
| привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сода, йод, перманганат калия, крахмал, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом). на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
«Далеко - близко» «Как происходит извержение вулкана?»
«Почему в космос летают на ракете?» | познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха Познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения. Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа, чтение литературы. АПРЕЛЬ | картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.
листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все что летает», изображение ракеты. |
«Солнечные зайчики». «Как появляются горы?» | научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | Опытная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа. Чтение. | небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда. лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; |
«Песочная радуга» «Каждому камешку свой домик»
| Узнать о происхождении и цветовых свойствах песка. Узнать откуда берется песок и, каких цветов он может быть в природе; Узнать, можно ли самому покрасить песок и как это можно сделать;Сравнить пески разных цветов и выбрать лучший цвет для окраски; Покрасить песок. Сделать вывод о цветовых свойствах песка, Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты Исследование, игра, Познавательно-исследовательская учебная | различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков. |
«Секретное письмо» | формирование интереса к изучению свойств предметов. | Наблюдение, чтение, изучение истории, проекты, исследование Познавательно-исследовательская учебная МАЙ | бумага, молоко(лимонный сок, уксус). |
«Выращиваем чудо кристаллы» «Радуга в небе»
| вырастить кристалл из обыкновенной соли.
Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш. стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. |
Цветы лотоса. «Игры с цветными стеклышками». | формировать у детей знания о неживой природе, материалах и их свойствах.
Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла. | Опытная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа. | ножницы, цветная бумага, тазик с водой. солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования. |
«Фонтан» «Чудесная лупа» | познакомить детей со свойством воды. Формировать у детей знания о живой и неживой природе. | Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты исследование Познавательно-исследовательская учебная | пластиковая бутылка, вода, шланг. стеклянная банка, пищевая плёнка, вода. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в образовательной области Художественно-эстетическое развитие (Лепка) во второй группе раннего возраста)
Перспективное планирование НОД в образовательной области Художественно-эстетическое творчество(Лепка) во торой группе раннего возраста...
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности на 2019-2020 гг.
Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности на 2019-2020 гг....
Перспективное планирование работы с родителями на 2019-2020 учебный год (подготовительная к школе группа)
План работы с родителями на учебный год....
Перспективное планирование по физическому развитию на 2019-2020 учебный год средняя группа
Перспективный план работы с детьми 4-5 лет по физическому развитию на год....
Перспективное планирование по физическому развитию на 2020-2021 учебный год старшая группа
Планирование работы на учебный год по физическому развитию детей старшей группы...
Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020 год учебный год (подготовительная к школе группа)
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и ...
Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 уч.г. в подготовительной группе
План работы с родителями в подготовительной группе...