перспективное планирование по пяти образовательным областям на 2019-2020 учебный год. Старшая группа
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Галданова Жаргалма Герасимовна

Перспективное планирование в старшей группе на 2019-2020год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование в старшей группе на 2019-2020год.

Математика

месяц

НОД №, тема

Задачи

Литература

сентябрь

1.Ознакомительное занятие

Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики.

2. Счет в пределах 5.

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп  предметов. Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» Старшая гр. С.13

3. «Сравнение двух предметов по длине и ширине».

Упражнять в счете и отсчитывании  предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.15

4. «Сравнение 5 предметов по длине».

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов(цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать  их в убывающем и  возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче.. самый короткий ( и наоборот).

Уточнить понимание слов вчера, сегодня, завтра.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.17

октябрь

1. «Геометрические фигуры».

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма , величина).

Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, сверху, внизу.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.18

2. «Счет в пределах  6».

Учить считать  в пределах 6. Продолжать учить сравнивать до 6 предметов по длине. Закреплять представления об объемных геометрических фигурах.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.19

3. «Образование числа 7».

Учить считать в пределах 7, образование числа 7. Сравнение до 6 предметов по ширине. Учить ориентироваться на местности относительно себя.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.21

4. « Сравнение до 6 предметов по высоте».

Учить считать в пределах 6и познакомить с порядковым значением числа 6. Учить сравнивать до 6 предметов по высоте.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.22

ноябрь

1. «Счет в пределах 8».

 Учить считать в пределах 8. Упражнять в счете отсчете предметов  в пределах 7 по образцу. Совершенствовать умение двигаться  в заданном направлении.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.24

2.«Счет в пределах  9».

Учить считать в пределах 9. Закреплять представление о геометрических фигурах ( Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Продолжать определять свое местоположение среди  окружающих людей и предметов.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.25

3.«Сравнение предметов по величине».

 Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9. Упражнять в сравнении предметов по величине ( до 7 предметов). Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.27

4.«Части суток».

 Познакомить с образованием числа 10. Закреплять представления о частях суток. Совершенствовать представления  о треугольнике , его свойствах и видах.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.28

декабрь

1.«Сравнение 8 предметов по высоте».

 Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать  8 предметов по высоте. Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.29

2.«Четырехугольник».

 Счет в пределах 10. Дать представления о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление  относительно другого лица

 И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.30

3.«Дни недели».

 Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки  счета в пределах 10. Познакомить с названиями дней недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.32

4.«Больше, меньше».

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. Закреплять умение  последовательно называть дни недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.34

январь

1.«Сравнение рядом стоящих чисел».

 Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Развивать глазомер, умение находить предметы  одинаковой длины , равные образцу. Развивать умение видеть и устанавливать  ряд закономерностей.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.36

2.«Сравнение по ширине».

 Продолжать учить понимать  отношение  между рядом стоящими числами 9 и 10. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины. Закреплять пространственные представления. Упражнять в последовательном назывании дней недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.39

3.«Ориентация на листе бумаги».

 Учить составлять группы предметов по заданному числу. Развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты. Учить ориентироваться на листе бумаги.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.41

4.«Геометрические  фигуры».

 Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Совершенствовать умение видеть  в окружающих предметах  форму знакомых  геометрических фигур. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.43

февраль

1.«Ориентация на листе бумаге».

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.44

2.«Треугольник и четырехугольник».

 Познакомить с количественным составом числа 5. Совершенствовать представление о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в реи  положение предметов по отношению к другому и свое местоположение.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.46

3.«Целое и часть».

 Закреплять представление о составе числа 5 из единиц. Формировать представление о том что предмет можно  разделить на две  равные части. Совершенствовать умение  сравнивать  9 предметов по ширине.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.48

4.«Сравнение с помощью условной  меры».

 Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Учить делить предмет на две равные части. Учить сравнивать  два предмета по длине с помощью условной меры.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.49

март

1.«Ориентация в окружающем пространстве относительно себя».

 Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе  числа из единиц в пределах . совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя. Совершенствовать умение  сравнивать  до 10  предметов по длине.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.51

2.«Деление круга».

 Продолжать учить делить круг на 2 равные части. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.53

3.«Деление квадрата».

 Учить делить квадрат на 2 равные части. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его  направления.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.55

4.«Деление круга на 4 части».

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. Совершенствовать представления о треугольниках четырехугольниках.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56

апрель

1.«Деление квадрата на 4 части».

 Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части.

Продолжать сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.56

2.«Ориентация на бумаге».

 Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах  форму знакомых геометрических фигур.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.60

4. «Сравнение  величины предметов по представлению».

 Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать  величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.61

5. «Дни недели».

 Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении  двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть  дни недели.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.63

Май

1. «Количество и счет».

 Совершенствование умения считать в пределах10.

Закрепление навыков порядкового счета.

Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами в пределах 10.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64

2. «Ориентировка в пространстве».

 Упражнения в умении двигаться в заданном направлении.

Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64

3. «Ориентировка во времени».

Цели: Расширение представлений о частях суток и уточнение  понятия «сутки».

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» с.64

4. «Форма».

Цели: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в группе старшего возраста

П.п.

Тема занятия

Целевые ориентиры

Сентябрь

1

Поэзия Заучивание стихотворения

А.Майков.  «Пролетело лето»

Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь.

2

Сказка 

«Лиса и кувшин»,  обр. О. Капицы.

Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

3

Поэзия Заучивание наизусть

А.Плещеев.  «Осень наступила…»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.

4

Сказка 

«Кукушка», ненец,  обр. К. Шавровой

Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки.

5

Поэзия

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»)

Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.

6

Литературная сказка.

В.Бианки. «Сова»

Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы о жизни обитателей леса. Воспитывать любовь к природе.

7

Литературная сказка

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька»

 глава «Под веником кто – то был»

Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение.

8

Литературная сказка

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька»

глава «Банька»

Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение.

9

Литературная сказка

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька»

глава «Олелюшечки»

Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовёнка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь.

10

Литературная сказка

Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «То тепло, то холодно».

 Пробуждать у детей интерес к художественной литературе, учить оценивать поступки героев, вызвать эмоциональный отклик на сказку.

11

Песенка

 «Гречку мыли», литов,

обр. Ю. Григорьева.

Продолжать знакомить детей фольклором народов мира; закреплять знания детей о жанровых особенностях народных песен, развивать образное мышление, воображение. Предложить выполнить рисунки по мотивам песенки.

12

Поэзия

А.Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака.

Помочь детям понять содержание произведения, учить чувствовать ритм, выделять средства выразительности

13

Песенка

«Уж я колышки тешу…».

Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества

14

Сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный» в обр.

И. Карнауховой

Познакомить  с русской народной сказкой, помочь понять её смысл.

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

15

Поэзия Заучивание наизусть

И.Белоусова. «Осень» (в сокращении).

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

16

Сказка

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своём впечатлении от новой сказки.

17

Поэзия

М. Цветаева «У кроватки».

Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров.

18

Проза

В. Дмитриева.

«Малыш и жучка» (главы)

Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало.

19

Песенка

«Николенька – гусачок…»

Учить детей внимательно слушать, понимать содержание, отличать фольклор от других литературных жанров.

20

Поэзия

Я. Аким. «Жадина»

Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.

21

Литературная сказка

Г.А. Скребицкий. «Всяк – по-своему»

Пробуждать у детей интерес к жизни диких зверей, любовь к природе. Учить осмысливать полученную из книг информацию, отвечать на вопросы по тексту.

22

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

Октябрь

1

Песенка

«Старушка»  Пер. с англ. С. Маршака

Предложить детям внимательно прослушать песенку, сопоставить её содержание с иллюстрациями, рассказать с опорой на рисунки запомнившиеся фрагменты. Учить отслеживать своё эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказать о том, понравилось ли песенка.

2

Поэзия Заучивание наизусть

М. Карем. «Мирная считалка»,

пер. с франц. В. Берестова.

Учить детей выразительно декламировать стихотворение, развивать поэтический слух, формировать умение понимать и чувствовать образный язык произведения.

3

Считалка Заучивание наизусть

«Шли бараны по дороге…»

Продолжать знакомить детей произведениями устного народного творчества; пояснить значение считалок; предложить использовать новую считалку для организации игры.

4

Поэзия Чтение в лицах

Э. Успенский.«Разгром»

Формировать у детей умение чувствовать , понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев.

5

Проза

Г.Снигерёв

«Пингвиний пляж»

Познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе.

6

Проза

Г.Снигерёв «К морю»

Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе, свободно , без повторов пересказывать понравившиеся эпизоды.

7

Проза

Г.Снигерёв

«Отважный пингвинёнок»

Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

8

Сказка

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки в пер. О. Кустовой и В. Андреева).

Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку.

9

Поэзия

С. Маршак «Пудель»

Познакомить детей с произведением – перевёртышем.  Активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

10

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Ураган»)

Познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше.

11

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в удивительной стране Жевунов»)

Продолжать знакомить детей со сказкой, вызывать заинтересованность.

Учить детей высказывать предположения относительно её продолжения.

12

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Страшила»)

Продолжать знакомить детей с произведением, учить понимать характеры и поступки героев, видеть связь сказочного и реального.

13

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Спасение Железного Дровосека»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

14

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в плену у Людоеда»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

15

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Встреча с трусливым Львом»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

16

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Саблезубые тигры»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

17

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Переправа через реку»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

18

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Коварное маковое поле»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

19

Литературная сказка

А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «На кого похож Гудвин»)

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

20

Поэзия Заучивание наизусть

А.С. Пушкин  «У Лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

Учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение.

21

Поэзия

А.Барто. «Вовка - добрая душа»

Познакомить детей с новым произведением, учить  слушать внимательно, оценивать поступки главного героя, выделять добрые дела, сделанные мальчиком, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к чтению.

22

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

Ноябрь

1

Поэзия

В.Смит. «Про летающую корову»  

в пер. Б. Заходера.

Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее весёлое настроение.

2

Сказка

«Хаврошечка»,

обр. Л.Н. Толстой.

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке  Л.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных; обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать переносное значение.

3

Поэзия

А.К. Толстой.

«Осень, осыпается весь наш бедный сад…».

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Учить детей понимать содержание произведения, поэтические образы. Учить находить в природе картины, «нарисованные» поэтическим словом.

4

Поэзия Заучивание наизусть

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»

Работать над выразительностью речи детей, развивать память, отрабатывать произнесение звуков в словах стихотворения.

5

Сказка

«Айога», обр. Д.Нагишкина (в сокрвщении)

Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки; учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

6

Проза Пересказывание.

В.Бианки. «Купание медвежат»

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, старясь правильно строить предложения.

7

Проза

Л. Толстой. Быль «Косточка»

Уточнить, какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привёл обман, как нужно было поступить.

8

Проза

Л. Толстой. Быль «Прыжок»

Продолжать знакомить детей с произведениями Л. Толстого. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев.

9

Поэзия Заучивание наизусть

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»

Формировать у детей умения декламировать стихотворение: правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность).

10

Песенка

«Как на тоненький ледок…»

Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста.

11

Поэзия

Р. Сеф. «Бесконечные стихи»

Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

12

Проза

Н. Носов. «Живая шляпа»

Продолжать знакомить с творчеством писателя. Учить понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его компетенции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.

13

Литературная сказка

Х. Мякеля. «Господин Ау»

(глава «Господин Ау идёт на работу»)

Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев.

14

Литературная сказка

Х. Мякеля. «Господин Ау»

(глава «Господин Ау и больное дерево»)

Продолжать знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения.

15

Литературная сказка

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали»

Продолжать прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев.

16

Литературная сказка

Г. Сапгир. «Небылицы в лицах»

Продолжать знакомить детей с произведениями Г. Сапгира. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и мотивы поведения персонажей.

17

Поэзия

И. Бунин. «Первый снег»

Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь почувствовать напевность мелодики стихотворения.

18

Проза

Б. Житков. «Белый домик»

Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению, интерес к литературным произведениям.

19

Проза

Б. Житков. «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом  Б.Житкова «Как я ловил человечков».

20

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, былины, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

Декабрь

1

Поэзия

И.Никитин. «Встреча зимы»

Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Учить детей понимать содержание произведения, отличать стихотворение от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения. Приобщать детей к высокой поэзии.

2

Литературная сказка

Б. Заходер. «Серая звёздочка»

Учить детей понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей.

3

Песенка

«Счастливого пути»,

голанд., обр. И. Токмакова.

Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму.

4

Поэзия

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах»,

пер. с польск. Б. Заходера.

Учить детей выделять жанровые особенности стихотворения, вслушиваться в красоту и мелодику поэтического текста, чувствовать напевность произведения; побеседовать по содержанию, отметить образные выражения.

5

Песенка

«Как у бабушки козёл»

Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль.

6

Сказка Рассказывание сказки

«Заяц – хвастун»,  обр. О. Капицы.

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением. Вызвать у детей эмоциональное восприятие сказки, учить оценивать характеры и поступки героев.

7

Поэзия

С. Есенин. «Берёза»

Учить вслушиваться в ритм, мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом.

8

Литературная сказка

Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского.

Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев.

9

Литературная сказка Рассказывание сказки

Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского.

Развивать внимание, побуждать детей принимать участие в рассказывании знакомой сказки, формировать образность речи.

10

Песенка

«Дом, который построил Джек»,

Англ., пер. С. Маршака.

Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память.

11

Сказка

«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина

Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказок, формировать чуткость к образному строю языка. Учить детей подбирать рифмы.

12

Поэзия

Б. Заходер. «Приятная встреча».

Учить детей отличать поэзию от других литературных жанров, создавать хорошее настроение. Предложить нарисовать понравившихся персонажей.

13

Литературная сказка

П. Бажов. «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

14

Поэзия Заучивание наизусть

С. Маршака. «Тает месяц золотой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц золотой».

15

Сказка

«Никита – Кожемяка»

Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение.

16

Поэзия

А. Фет. «Кот поёт, глаза прищурил…»

Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка, помочь прочувствовать красоту, напевность и лиричность стихотворения.

17

Сказка

«Как братья отцовский клад нашли»,

молд., обр. М. Булатова.

Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей.

18

Поэзия Заучивание стихотворений о Новом годе.

К. Фафонов. «Нарядили ёлку…»

Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников

19

Литературная сказка

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца.

Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки.

20

Литературная сказка

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца.

Продолжать знакомить детей со сказкой. Воспитывать желание слушать  и узнавать дальнейшее развитие событий.

21

Литератерная сказка

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца.

Продолжать знакомить со сказкой, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения.

22

Проза

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

23

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа,  стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

Январь

1

Сказка

«Златовласка», пер. К. Паустовского

Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание.

2

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»

Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью.

3

Поэзия

А.С. Пушкин. «Зимний вечер»

Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением.

4

Песенка

«Ты, мороз, мороз, мороз»,  обр. И. Карнауховой.

Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.  

5

Литературная сказка

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение.

6

Литературная сказка

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Чтение с продолжением.

Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, учить видеть художественные достоинства произведения.

7

Поэзия

М. Яснов. «Мирная считалка»

Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве.

8

Поэзия

Д. Хармс.

«Уж я бегал, бегал, бегал…»

Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации.

9

Литературная сказка

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»

Развивать эмоционально – образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки.

10

Поэзия Заучивание наизусть

И. Суриков. «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

11

Проза

Л. Пантелеев. «Трус»

Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное  отношение к трусости.

12

Пословицы

Чтение пословиц о поведении.

Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам. Углублять представления о пословицах как жанре; учить понимать их смысл.

13

Поэзия Чтение в лицах

С. Городецкий. «Котёнок»

Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции.

14

Сказка

Татарская сказка «Три дочери» и рассказ

В. Осеева «Три сына»

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам.

15

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа,  стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

Февраль

1

Проза

Л. Пантелеев. «Буква «ты».

Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение  к прочитанному.

2

Литературная сказка

Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»),  

пер. с итал. Л. Брауде.  

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения.

3

Сказка

«Царевна-лягушка»,  обр. М. Булатова.

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на  иллюстрации.

4

Поэзия

С. Чёрный. «Волк»

Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей.

5

Сказка

«Жёлтый аист», китайская, пер. и обр.

Ф. Ярилина, Л. Позднеева              

Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения.

6

Поэзия

В. Левин. «Сундук»

Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

7

Поэзия

В. Левин. «Лошадь»

Продолжать знакомить детей с произведениями поэта В. Левина. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

8

Проза

Б.Алмазов. «Горбушка»

Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту.

9

Поэзия Чтение в лицах.

Ю. Владимирова. «Чудаки»

Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворение по ролям.

10

Сказка

А.Н. Толстой. «Ёж»

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

11

Проза

М. Москвина. «Кроха»

Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения.

12

Литературная сказка

А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов»

Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей.

13

Сказка

«Докучные сказки»

Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость

14

Сказка

Норвежская сказка «Пирог»

Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

15

Поэзия Заучивание наизусть

И. Суриков  «Зима»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.

16

Литературная сказка

Д. Родари. «Большая морковка».

Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»

Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки.

17

Малые фольклорные формы

Составление рассказов по пословицам

Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи.

18

Литературная сказка

Т. Янссон. «Шляпа волшебника»,

пер. В. Смирнова.

Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.

19

Литературная сказка

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе»,

пер. со швед. Л. Брауде.

 Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Т. Янссона. Познакомить детей с новым произведением, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.

20

Проза

Н.Носов. «На горке».

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

21

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа,  стихотворения, произведений малых фольклорных форм.

Март

1

Песенка

«Веснянка»,  укр., обр. Г. Литвака.

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

2

Поэзия

С. Маршак. «Стихи о весне»

Учить детей  чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию.

3

Поэзия Заучивание стихотворения

Е. Благинина. «Посидим в тишине»

Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей; понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому4 указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

4

Проза

Л Толстой. «Лев и собачка»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным.

5

Поэзия

Дж. Ривз. «Шумный Ба – бах»,  

пер. с англ. М. Боровицкой

Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный  Ба – бах», учить отвечать на вопросы по содержанию.

6

Проза

В. Драгунский. «Друг детства»

Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений.

7

Проза

В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок»

Уточнить, что такое рассказ познакомить детей с  новым юмористическим рассказом В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Активизировать словарь детей.

8

 Поэзия Заучивание наизусть

Г. Виеру. «Мамин день»

Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение,  самостоятельно выбирая средства выразительности.

9

Песенка Заучивание наизусть

«Ранним – рано поутру»

Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание.

10

Поэзия

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает.

11

Сказка

«Сивка – Бурка», обр. М. Булатова.

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка». Учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка.

12

Поэзия

Д. Чиадри. «О том, у кого три глаза»,

Пер. с англ. Р. Сефа.

Формировать у детей умение воспринимать образность стихотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию.

13

Сказка

Калмыцкая сказка «Плюх пришёл!».

Сопоставление с русской народной сказкой

 «У страха глаза велики»

Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок.

14

Поэзия

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Расширять и уточнять представления детей об оказываемых почтой услугах. Учить выражать свои мысли и чувства в письменном обращении к близким людям, чётко и ясно формулировать пожелания.

15

Сказка

«Три золотых волоска Деда – Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой.

Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. Учить рисовать героев сказки, передавать их характер, своё отношение к ним; выполнять сюжетные рисунки.

16

Поэзия

Ю. Мориц. «Домик с трубой»

Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию.

17

Сказка

Нанайская сказка «Айога».

Анализ пословиц.

Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени.

18

Поэзия

С. Михалкова. «Дядя Стёпа»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

19

Литературная сказка

Д. Родари. «Дудочник и автомобили»

Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях.

20

Малые фольклорные формы

Составление рассказов по пословицам и поговоркам

Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

21

Поэзия Заучивание наизусть

И. Белоусов. «Весенняя гостья»

Помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности.

22

Литературная викторина

«Поэты детям»

Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умения придумывать началу сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему.

Апрель

1

Поэзия

С.Маршак. «Почта»

Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию.

2

Проза

К. Паустовский. «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Кот-ворюга?»), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа.

3

Сказка

«Лесная дева»,  пер. с чешск. В. Петровой

Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать характеры и поведение героев, пересказывать отдельные события от имени различных персонажей.

4

Литературная сказка

В. Катаев. «Цветик – семицветик»

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик».

Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

5

Песенка

«Грачи – киричи…»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности.

6

Сказка

«Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова.

Познакомить со сказкой «Финист – ясный сокол». Формировать умение запоминать последовательность событий. Прививать интерес и любовь к книге. Помочь детям раскрыть образы героев, понять их сущность.

7

Сказка

«Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова.

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Учить детей пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации, вести рассказ от имени одного из персонажей.

8

Поэзия

Чтение стихотворений о весне

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

9

Литературная сказка

Ш. Перро «Фея»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (Фантастические превращения, афористичность языка, противопоставления); развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений.

10

Песенка

«Друг за дружкой»,  тадж., обр. Н. Гребнёва (в сокр.)

Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков.

11

Поэзия  Чтение в лицах

В. Орлов. «Ты скажи мне реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения; познакомить со стихотворением В. Орлова  «Ты скажи мне реченька лесная…»

12

Закличка

«Уж ты, пташечка, ты залётная …»

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

13

Поэзия

С. Есенин «Черёмуха»

Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы.

14

Литературная сказка

Н. Телешов. «Крупеничка»

Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле.

15

Поэзия

Р. Сеф. «Совет»

Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения.

16

Сказка

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки.

17

Малые фольклорные формы

Составление рассказов по пословице

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

18

Поэзия Заучивание стихотворения

Я. Акима. «Апрель»

Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста.

19

Литературная сказка

Д.Родари. «Хитрый Буратино»

Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок.

20

Закличка

«Ласточка, ласточка…»

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память.

21

Литературная викторина

Разгадывание загадок на тему «Любимые сказки»

Учить детей использовать их значения о героях сказок, узнавать по описанию, аргументировать свой выбор.

Май

1

Закличка Заучивание наизусть

«Божья коровка…».

Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказывать закличку.

2

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел») пер. со швед. Л. Лунгиной.

Прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации, давать оценку поступкам персонажей.

3

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»,  (глава «Дома у Карлсона.») пер. со швед. Л. Лунгиной.

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

4

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон шумит»)

пер. со швед. Л. Лунгиной.

 Продолжать учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

5

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон устраивает пир»)

пер. со швед. Л. Лунгиной.

Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения; продолжать учить осмысливать идею сказки.

6

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон и телевизор»)

пер. со швед. Л. Лунгиной.

Воспитывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий.

7

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Звонок Карлсона»), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Вызвать у детей радость от общения со сказкой; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей.

8

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Малютка привидение из Вазастана») пер. со швед. Л. Лунгиной.

Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей., следить за развитие событий.

9

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон не привидение, а просто Карлсон») пер. со швед. Л. Лунгиной.

Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

10

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Гордая юная девица улетает далеко-далеко!») пер. со швед. Л. Лунгиной.

Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей, следить за развитие событий.

11

Литературная сказка

А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Красивый, умный и в меру упитанный») пер. с швед. Л. Лунгиной.

Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей., следить за развитие событий.

12

Закличка

«Дождик, дождик, веселей…»

Вспомнить с детьми о назначении закличек в устном народном творчестве, учить сравнивать заклички с другими жанрами фольклора, выявлять их отличительные особенности. Вызвать у детей радостное настроение, связанное с приходом весны.

13

Поэзия

А. Барто. «Верёвочка»

Развивать любовь к поэзии, продолжать знакомить детей с творчеством

А. Барто.

14

Сказка

Словацкая сказка  «У солнышка в гостях»

Учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; подбирать синонимы к глаголам, строить синомимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами.

15

Поэзия

А. Плещеев. «Мой садик»

Учить детей осмысливать содержание стихотворения, развивать поэтический слух.

16

Сказка

Украинская сказка «Колосок»

Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам; рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки.

17

Проза

Е. Чарушин. «Воробей»

Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения.

18

Проза

Е.Пермяк. «Самое страшное»

Продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует текст, взрослый записывает), понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, подбирать определения к заданному слову).

19

Песенка Заучивание наизусть

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…»

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

20

Литературная викторина

Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации.

Перспективное планирование по познавательско-исследовательской деятельности в группе старшего возраста

СЕНТЯБРЬ

Тема

Цели и задачи

Формы и методы работы

Предметно-развивающая среда

«Наоборот»

«Как образуются метеоритные кратеры?»

Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово.

Смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму.

                

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа.

Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой.

мука, большой поднос с высотой края 2—3 см; ложки, линейка или ровная рейка, кусок полиэтилена; иллюстрации с изображениями метеора, комет, карта «Солнечная система»; совки; карточки с алгоритмом действий.                        

«Большой – маленький»

«Откуда взялись острова?»

                        

Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение».

Познакомить детей с понятием «остров», причина ми его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.                        

Наблюдение,беседа,проблемная ситуация,

мозговой штурм, опытная деятельность

Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани.

        

Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира.                        

«Времена года»

«Все увидим, все узнаем»

закреплять знания детей о временах года. Дать естественнонаучные представления об их смене (при помощи фонарика и глобуса).

        Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.                        

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение.

лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.                                                        

«Заплесневелый хлеб»

установить, что для роста мелких живых организмов (грибов) нужны определенные условия, что для сохранения хлеба его нужно держать в определенных условиях.

Экспериментирование,коллекцио-нирование, мозговой штурм, беседа, наблюдение.

Лупы, микроскоп, ,непрозрачный пакет, хлеб ,емкость с водой

«Путешествие в мир цветов и овощей»

углублять знания детей о растениях и о необходимости света, тепла, влаги для их роста; содействовать освоению средств и способов получения информации

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций фрукты и овощи, наблюдение за посаженными растениям.

ОКТЯБРЬ

Лупа, иллюстрации, овощи и фрукты, лоточки, вода, лейка, фонарик.

«Водяная мельница»

«Песочная страна»

дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

«Разноцветные шарики»

получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

-Наблюдение, беседа, исследование, проектирование.

палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф,  модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

«Звенящая вода»

показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик                        

«Почемучкины вопросы»

 анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается вверх, то есть легче холодного; воздух плохо проводит тепло

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм.

Воздушный шарик, пакет, ёмкости с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, бумажные и тканевые ленточки, веера, вертушки, и пр., пластмассовые ведёрки, выносные игрушки, награда (для каждого ребёнка).

 «Мир кожаных изделий»

 

называть  материалы для изготовления обуви: кожа, замша, искусственные ткани идругое, сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива обуви.

Беседы, настольно-печатные игры,чтение художественной литературы, опытная деятельность. рассматривание иллюстраций;

образцы тканей (кожи, замши, искусственной кожи, , драпа, трикотажа), ёмкости, ножницы.

«Превращения. Схемы превращения»

Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения».

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы, беседы.

Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани. Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см.

«Автомобиль в городе»

 узнать значение и роль автомобилей в жизни человека.  Определить значение автомобиля для человека. Проанализировать сведения о роли автомобиля.  Создать условия для реализации проекта

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм, наблюдение, сравнение, чтение познавательной литературы, беседы

НОЯБРЬ

Методическая литература, настольно – печатные игры, энциклопедии, уголок по дорожному движению.

«Расческа и тени» 

Ловись, рыбка, и мала, и велика

                        

дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

                        

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

лампа, бумага, расчёска.

игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

«Лёд-вода»

«Тающий лед»

Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме

и лете. Формирование действия «превращения».

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.                        

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций – Лёд – вода, экспериментирование.

Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой –

замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки).

        тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.                        

«Опыты с фонариком»

Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

фонарики, бумага,стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

«Сюрприз Деда Мороза» (агрегатное состояние веществ)

«Снегурочка»

уточнить свойства льда, воды Знакомить детей с законом сохранения (опыты с льдинками, подкрашенной водой).

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения.

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

ДЕКАБРЬ

Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки.

«Капелька света»

Понятие об электрических разрядах.

                        

познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

        Формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество.                        

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, опытная деятельность

Фонарик, коробочка с батарейками.

воздушные шарики.

«Морозко»

«Цветные льдинки»

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. 

Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды;

Беседа, чтение, наблюдение, опытная деятельность.

Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них), два кружка – синий и красный, два кусочка льда.

акварельные краски, формочки, стаканчики с водой                        

«Изменение объема жидкости»

 выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

Стаканчики, маркер, иллюстрации, формочки.

«Путешествие в страну«Чудес и превращений»

 Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ); сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом.  Развитие органов слуха, зрения, обоняния. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, экспериментирование, мозговой штурм.

Воздушный шар на палочке или с гелием; письмо; картинки с правилами безопасности; ёмкость с водой и стакан; ёмкость с холодной и горячей водой; пластмассовая бутылка;  шарик; стаканчики по кол. детей с чистой водой; стакан с молоком и стакан с водой, картина;  стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки; ёмкости разной формы; металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей; стеклянные стаканы с водой и скрепки; магниты по количеству детей; картон и кнопки халаты для профессоров фартуки по кол. дет.

«Воздух работает».

Почему плавает подводная лодка?

дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)

        Раскрыть секрет подводной лодки                        

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, чтение.

ЯНВАРЬ

миска с водой, пластиковые стаканчики, соломинка.

«Растущие малютки»

«Как разделить смеси?»

выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы

дать детям представление о разделении смесей.                        

Экспериментирование, чтение специальной литературы,групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, мозговой штурм.

вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши.

песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики.

«Борьба с наводнением»

«Все увидим, все узнаем»

                                

выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение.

лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

«Игра цвета» 

«Таинственные картинки»

показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Групповая и фронтальная

Проблемная ситуация, беседа, экспериментирование, мозговой штурм

ФЕВРАЛЬ

цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

«Чудеса «кока - колы»

«Мир ткани»

 исследование вредного влияния на организм человека

Учить называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение.

образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа), ёмкости, ножницы.

Что такое звук?

       

 Что такое упругость?                        

формирование знаний у детей о неживой природе и явлениях.

Формировать знания у детей о неживой природе, понятие упругость.

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

радиоприёмник, зеркало. резиновый шарик, пластилин.

«Угадайка»

«Почему поет пластинка?»

                        

показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

        

Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты.                        

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра..

предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

: пластинка, рупор, карандаши, швейная игла, увеличительные стекла, соломинки для коктейля, ножницы, картинки — алгоритмы действий, проигрыватель для пластинок.

                        

«Опыты с бумагой»

«Свойства бумаги»

Исследовать свойства бумаги. Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, непрозрачная, мнется, пластичная, непрочная. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать творческие способности детей. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.Развивать логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

МАРТ

Плоскостное дерево с бумажными листьями, игрушки, ширма, колокольчик, бубен, ванна с водой, бумага.

«Надуваем мыльные пузыри».

«Свет и тень»

научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.                        

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.        

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

оборудование для теневого театра, фонарь.                

«День опытов и экспериментов»

«Подушка из пены»

                        

привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности как экспериментирование; познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

        

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).                        

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

столы, накрытые клеенкой, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, чайник с горячей водой, бутылка с узким горлышком, подставка под горячее, соль, сода, йод, перманганат калия, крахмал, лимонная кислота, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, 2 сырых яйца, воздушный шарик, мерные ложечки, пипетки, пинцет, палочки деревянные, соломинки для коктейля, макет гейзера (бутылка, облепленная пластилином в виде горы с жерлом).

на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.                        

«Далеко - близко»

«Как происходит извержение вулкана?»

                        

«Почему в космос летают на ракете?»

познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха

Познакомить детей с природным явлением — вулканом, причиной его извержения.                        

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета.

Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа, чтение литературы.

АПРЕЛЬ

картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.

        

листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все что летает», изображение ракеты.                        

«Солнечные зайчики».

«Как появляются горы?»

научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто.                

Опытная  деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа. Чтение.

небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда.

лоскуты ткани, картинка с изображением гор,

мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки;                        

«Песочная радуга»

«Каждому камешку свой домик»

                        

Узнать о происхождении и цветовых свойствах песка.

 Узнать откуда берется песок и, каких цветов он может быть в природе; Узнать, можно ли самому покрасить песок и как это можно сделать;Сравнить пески разных цветов и выбрать лучший цвет для окраски; Покрасить песок. Сделать вывод о цветовых свойствах песка,

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

Исследование, игра,

Познавательно-исследовательская учебная

различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

«Секретное письмо»

формирование интереса к изучению свойств предметов.

Наблюдение, чтение, изучение истории, проекты,

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

МАЙ

бумага, молоко(лимонный сок, уксус).

«Выращиваем чудо кристаллы»

«Радуга в небе»

                        

вырастить кристалл из обыкновенной соли.

       

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме-алгоритму; развивать внимание                        

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш.

стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.

Цветы лотоса.

«Игры с цветными стеклышками».

формировать у детей знания о неживой природе, материалах и их свойствах.

    

    Учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.                        

Опытная  деятельность, решение проблемных ситуаций, наблюдение, мозговой штурм, игра, беседа.

ножницы, цветная бумага, тазик с водой.

солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.                        

«Фонтан»

«Чудесная лупа»

познакомить детей со свойством воды.

Формировать у детей знания о живой и неживой природе.                        

Наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты

исследование

Познавательно-исследовательская учебная

пластиковая бутылка, вода, шланг.

стеклянная банка, пищевая плёнка, вода.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в образовательной области Художественно-эстетическое развитие (Лепка) во второй группе раннего возраста)

Перспективное планирование НОД в образовательной области Художественно-эстетическое творчество(Лепка) во торой группе раннего возраста...

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности на 2019-2020 гг.

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности на 2019-2020 гг....

Перспективное планирование по физическому развитию на 2019-2020 учебный год средняя группа

Перспективный план работы с детьми 4-5 лет по физическому развитию на год....

Перспективное планирование по физическому развитию на 2020-2021 учебный год старшая группа

Планирование работы на учебный год по физическому развитию детей старшей группы...

Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020 год учебный год (подготовительная к школе группа)

Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и ...

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 уч.г. в подготовительной группе

План работы с родителями в подготовительной группе...