ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
консультация по математике (подготовительная группа)
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-vliyanie_igry_na_formirovanie_intellektualnoy_podgotovki_detey_k_shkole.docx | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДАЙ 5»
Г. АЛЬМЕТЬЕВСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Консультация для родителей
«ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Подготовила
Воспитатель 1 кв. категории
Борисова Наталья Юрьевна
Альметьевск 2019
ВВЕДЕНИЕ
Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Большинство детей посещает детский сад. Число детских садов продолжает расти. Перед педагогическими работниками, организаторами дошкольного дела и учеными в настоящее время стоит общая задача совершенствования всей воспитательно - образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному обучению.
Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.
В настоящее время осуществляется постепенный переход к обучению детей в школе, начиная с шести лет. В связи с этим возникает два вопроса: готов ли шестилетний ребенок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению.
Прежде всего, педагогу необходимо понимать-помнить, что шестилетнему ребенку, не зависимо от того, где он обучается – в детском саду или школе, все еще присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и т.д.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформулированность необходимых качеств личности. В связи с этим выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
Рассмотрим процесс формирования интеллектуальной готовности пятилетнего ребенка к обучению в школе.
Одна из основных черт умственного развития старших дошкольников заключается в том, что разрозненные представления об отдельных и их свойствах, характерные для детей предшествующей возрастной ступени, начинают объединяться и преобразовываться в еще несовершенные, однако целостные знания об окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте впервые появляется возможность отражения некоторых важных связей и зависимостей живой и неживой природы, например, изменение длины пробега шарика в зависимости от высоты горки, с которой его спускает ребенок, изменение скорости предмета в зависимости от трения и т.д. Объектом мыслительной деятельности детей становятся не только отдельные предметы и явления, но и такие общие свойства действительности, как пространство и время, ребенок начинает глубже понимать различия между живой и неживой природой, интенсивно идет формирование его представлений об общественных отношениях людей.
У детей существенные изменения претерпевают познавательные потребности и мотивы. Исходной потребностью, определяющей как умственное, так и психическое развитие ребенка, являются потребность в новых впечатлениях. С возрастом эта потребность усложняется количественно и качественно и к пяти годам выступает в форме потребности в новых, все более содержательных знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет взрослый и развивает, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения – умение сравнивать предметы друг с другом, анализировать их, делать простые обобщения и выводы.
Здесь можно говорить о том, что у ребенка формируется умение учиться, развиваются начальные формы учебной деятельности. Познавательный мотив вызывает существенные изменения психических процессов организма. Дети приобретают умение следовать требованиям взрослого, практически овладевают средствами усвоения знаний и умений, учатся элементарным формам анализа явлений, приобретают способность делать простейшие умозаключения и т.д. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие пяти и шестилетних детей. В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т.е. умения контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослым. Самоконтроль позволяет значительно повысить уровень детских работ, ликвидировать механическую подражательность друг другу.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает умение анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата.
Иначе говоря, последовательное формирование учебной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий.
Вывод: соответствующая интеллектуальная подготовка ребенка к школе помогает ему добиться в учебном процессе высокого уровня организованности и успешно овладевать новыми знаниями и умениями.
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности.
Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармоничного развития, создаются путем широкого развертывания и максимального обогащения специфики детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и с взрослым.
Наиболее важное значение для развития личности будущего школьника имеет игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для психического развития. Поскольку именно в игре происходят важнейшие изменения в психике ребенка, закладывается основа его отношений с окружающим миром, осуществляется подготовка к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности – учению.
В дошкольный период развития учение включено в другие виды деятельности – ребенок общается со взрослым – и учится, он манипулирует предметами – и учится, он играет – и учится.
Для того чтобы проследить, как игра готовит к учению и определить пути наиболее рациональной подготовки детей к школе необходимо рассмотреть специфику учебной деятельности специфику учебной деятельности.
Самое главное в учебной деятельности – это учебная задача, которая содержит в себе учебную проблему.
Учебная задача решается с помощью учебных действий, направленных на поиск и выделение общих способов решения какого-то класса задач. Учебные действия – это вторая составная часть учебной деятельности. Учебная деятельность, как игра, в отличие от практической не дает видимого продукта. Ее результат – самостоятельное выделение ребенком способов решения задач и осознание того, что он чему-то научился. Эти действия превращаются в самоконтроль и самооценку.
Если говорить о готовности к школе ребенка, надо проанализировать умеет ли он выделять и принимать учебную задачу, подбирать и осуществлять адекватные ей учебные действия, самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность.
Дети, обладающие высоким уровнем развития произвольности в общении со взрослыми, умеют разыгрывать разнообразные сюжеты, легко соблюдают субординацию ролей, длительно развивают одну и ту же игру, то дети, у которых преобладает импульсивное поведение, в основном только манипулируют игрушками одевают, и раздевают кукол, бесцельно катают машинки, разыгрывают ограниченное число самых простых сюжетов и т.д./. Большие трудности у таких ребят вызывает соподчинение ролей, необходимое для сюжетно-ролевой игры: они могут выполнять роли лишь со взаимно противоположным содержанием врач-пациент, роли же, которые требуют одинаковых или близких по смыслу действий врач-медсестра не воспринимаются и не включаются в игру.
Однако надо учитывать, что реализация ролевых отношений – важный элемент психологической и личностной готовности к обучению в школе: ситуацию общения учителя и ученика в школе на уроке можно, рассматривать как осуществление и реализацию именно ролевых отношений.
Итак можно сделать вывод: для того чтобы дети могли легко понимать учебную задачу, их надо учить хорошо играть в сюжетно-ролевую игру.
Главное состоит в том, чтобы мы, взрослые, не забывали, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет и его жизнь должна быть радостной, полноценной и счастливой. Обеспечить такую жизнь нам помогает игра.
Большое значение для подготовки детей к школе имеет игра в «школу». Она требует от детей довольно высокого уровня развития и поэтому может быть использована лишь в старшем дошкольном возрасте. Для освоения социальных отношений каждый ребенок должен обязательно побывать в роли ученика, и в роли учителя. Детям важно показывать образцы взаимодействия учеников между собой, учить их слушать, понимать, подчинять свою индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной. Это связано с психологической подготовленностью ребенка к школе – формированием произвольности в общении со сверстником. Это свойство личности может положительно влиять на формирование учебных действий, способствующих усвоению, например, общего способа решения определенного вида задач.
Общение ребенка со сверстником формируется в игре с правилами. Значит ребенка надо учить играть в игры с правилами. Их появление тесно связано с развитием сюжетно-ролевых игр.
Готовность детей к школе предполагает и произвольное, сознательное отношение к себе, к своей деятельности, к полученным результатам. У детей дошкольного возраста самооценка почти всегда завышена: «я самый лучший» и т.д. Приходит такой ребенок в школу – получает замечания от учителя, получает не очень хорошие отметки, и у него начинается закономерная для уровня его психического развития реакция: «школа плохая» и т.д. Эти умозаключения мешают успешному началу новой жизни ребенка и создают трудности при последующем процессе школьного обучения. Формирование дошкольника к себе в третьем виде игры – режиссерская игра. Это начальная форма игры, из которой впоследствии появляется сюжетно-ролевая игра. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «я» множество разных образов и позиций тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков.
Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения детей. Игра – собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями ребенка, которыми он активно пользуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игры на формирование положительных взаимоотношений
Методы и приёмы работы по формированию положительных взаимоотношений у детей 5 года жизни...
Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка.
Игра - познание окружающей действительности, познание самого себя, знакомство с социальной действительностью и нахождение своей роли в обществе. Мы, воспитатели, часто забываем о том, как важно все пр...
Влияние игры на формирование эмоционально – экспрессивной сферы детей.
Оценочное отношение к собственным эмоциональным переживаниям и к чувствам других людей может иметь определённые негативные последствия. Контроль над внешними проявлениями эмоций может стать прич...
Консультация "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"
В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная еятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответстующих умений....
Консультация для воспитателей «Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе»
Данная консультация раскрывает роль игры в подготовке детей к школе....
"Влияние игры на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения у детей".
Влияние игры на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков культуры поведения у детей как она важна и актуальна в наши дни, так как от того, как мы воспитаем наших детей, зависит и будущее...
«Влияние игры на формирование дружеских отношений в детском коллективе», опыт работы по проекту «Игры нашего двора»
Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми. В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который п...