«Палочки Кюизенера-полифункциональное средство для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
статья по математике (подготовительная группа)
Формирование представлений о палочках Кюизенера. Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorofeevapalochki_kyuizenera.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
- «Палочки Кюизенера-полифункциональное средство для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
- Дорофеева Татьяна Викторовна.
- Воспитатель.
- Текст мастер-класса.
Форма проведения: мастер – класс.
Актуальность мастер-класса заключается в том, что цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Цель мастер-класса: Формирование представлений о палочках Кюизенера. Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек.
Задачи.1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии. 2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера. 3.Обучить участников мастер-класса навыкам,составляющимосновуигровойтехнологии.4.Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Участники: воспитатели.
План проведения мастер-класса:
1.Сообщение на тему:«Палочки Кюизенера-полифункциональное средство для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
2.Практическая работа. Игры с палочками Кюизенера.
Ход мастер-класс Остановимся на теоретической основе игровой технологии. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. В России цветные счетные палочки Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. В наборе содержатся четырехгранные палочки сечением 1 см десяти разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять.Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
- Важно:
- Сначала проводится работа на наглядном материале,
- Работаем только за столом,
- Всегда ставим цель: зачем это выполняем (найти сходство, различие, посчитать и др.),
Сначала знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. Предложите детям запомнить:
Вот 1-как первый снежок,
2-как самый красивый цветок,
3-небосвод над головой
4-флажок, а по цвету, какой?
5-разукрашена как одуванчик,
6-фиалка в нашем стаканчике.
Цифра 7-темна как сажа,
8-цвет вишенки в садике нашем .
9-как колокольчик в лесу
10 -апельсин в карзинке несу.
Практически во время всех игр, накладывая палочку на изображение в альбоме, на схеме, мы закрепляем знания цветов. Во время строительства дорожек, мы учим различать длинную и короткую дорожки. Просим детей выяснить:
- Чья змея длиннее?
- Чей поезд длиннее?
- Вагончик, какого цвета длиннее?
Дети с большой охотой собирают образные картинки. Они сравнивают кошечек и собачек по величине, определяют, чем фигурка кошки отличается от фигурки собаки. Где стул для маленькой матрешки, где для большой .Строительству лесенок (ступенек) посвящено не одно игровое упражнение. Мы учим детей строить лесенку слева –направо, тем самым закрепляя ориентировку в пространстве, количественный и порядковый счет, цвет, пространственные отношения(слева, справа, между) . Также ступеньки могут строиться снизу-вверх, закрепляя такие понятия, как длиннее-короче, выше-ниже.Строя лестницы дети осваивают последовательную зависимость полочек по длине, знакомятся с образованием числа.Числовая лесенка помогает освоить прямой и обратный счет.
Игры для детей от 3до5 лет.
Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, разные домики.Выкладываем лесенку из 5 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (желтой ) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 5 и обратно. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.
Игры для детей от 5до7 лет.
Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число "один". Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число "два", потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой . Голубая палочка — это число "три" (по аналогии вводятся все остальные числа до 10). Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда ,приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.
Кростики.
Игры «Посудная лавка. Кростики» - яркое и красочное методическое пособие к комплекту палочек Кюизенера. Это цветные счетные палочки различного цвета и величины, которые помогут ребенку развить абстрактное мышление, представление о числе на основе счета и измерения, научат делить целое на части, измерять объекты условными мерками, позволят поупражняться в запоминании состава чисел, вплотную подойти к математическим действиям.
Пособие представляет собой папку, содержащую 15 листов с заданиями и пояснениями. Включает в себя 3 вида заданий. Каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятия веселее и интереснее.
А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А в какую сказку вы узнаете, отгадав загадку:
«В сказке лисонька плутовка.Обманула зайку ловко,Из избушки выгнав прочь.Плакал зайка день и ночь.Но в беде ему помогОдин смелый петушок»
«Заюшкина избушка»Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.«В лесу жил -был зайчик. Давайте его оживим». Педагогам предлагается схема с изображением зайчика. Нужно путем наложения палочек нужного цвета сконструировать.
и так далее по тексту Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....
Палочки Кюизенера как полифункциональное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ...
Выступление на районном методическом объединении "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия....
Логические блоки Дьенеша – эффективное средство для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
Статья показывает актуальность и эффективность использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребёнок раннего возрас...
Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...