Познавательный интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Иванова Татьяна Васильевна

«Мама, что это?». «Папа, а как это делается?». «Бабушка, откуда это берется?» И еще много всяких вопросов слышат из уст детей их первые воспитатели-родители. Это детское любопытство, любознательность, познавательный интерес, представляют собой стадии развития познавательного интереса уже с самого раннего детства, которые существуют на различном уровне развития ребёнка и в различной степени выраженности. На первый взгляд он нам кажется навязчивый, этот любопытный ребенок.… А на самом деле это здоровый познавательный интерес. Который, обычно, характеризуется детской активностью, ценной четко определенной мотивацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.

«Мама, что это?». «Папа, а как это делается?». «Бабушка, откуда это берется?» И еще много всяких вопросов слышат из уст детей их первые воспитатели-родители. Это детское любопытство, любознательность, познавательный интерес, представляют собой стадии развития познавательного интереса уже с самого раннего детства, которые существуют на различном уровне развития ребёнка и в различной степени выраженности. На первый взгляд он нам кажется навязчивый, этот любопытный ребенок.… А на самом деле это здоровый познавательный интерес. Который, обычно, характеризуется детской активностью, ценной четко определенной мотивацией.

А теперь расскажу о нашей дружной детско-взрослой команде «Сказка». Почему команде, спросите вы, да потому что только сообща, совместно и в дружбе можно найти на все на все вопросы интересующие нас ответы. А, как известно, одно из проявлений познавательного отношения детей дошкольного возраста к решению любой задачи - являются их вопросы, которых так много, что приходится иногда нам совместно соблюдать некую очередность.

Работаю с дошкольниками уже четвертый год. В своей работе ценю время, каждую минутку, а порой и секунду пребывания с детьми. Считаю, что просто не имею права тратить ее на недомогания, усталость, а тем более плохое настроение. Прихожу домой и молчу полчаса, час, и это мое время, когда можно проанализировать свой день, свою работу.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста выстраиваю через постановку проблемной ситуации, которая представляет собой познавательный мотив, пробуждение той самой любознательности и проявления интереса в познавательной деятельности детей. В своей работе с детьми по развитию познавательного интереса мы углубились к математике. Математика насколько интересная, настолько и непонятная порой наука для детей. И поэтому приходилось прибегать к различным хитростям, персонажам, проблемным ситуациям для решения задачи. А с каждым простым вопросом «Почему?», приходит вопрос «Как?». И вот тут начиналась путаница в решениях, суждениях. Вот мы и решили такими разными «продуктивными включениями» (далее - ПВ) разнообразить знакомство с математикой, через детский познавательный интерес, чёткое желание узнать, решить, повышает продуктивность, результат, поиск путей решения. Я четко понимала, что для активизации детского познавательного интереса не важна развлекательность, необходима привлекательность, для пробуждения любознательности, которая побуждает к действию, проявлению некой радости (эмоциональный отклик), что активно повышает интерес, тем самым повышает продуктивность в получении новых знаний.

Одним из интересных ПВ являются познавательные беседы, например,  «Как считали древние люди?», «Что людям помогало в древности измерять?». На первый взгляд беседы кажутся не совсем уместные к теме «Величина», «Количество», а на самом деле ребята в процессе слушания, обсуждения и умозаключения, нахождении причинно-следственных связей убеждаются в важности и значимости качественных характеристик предметов. Необходимость измерять величину, считать предметы и даже ориентировать в форме возникла еще в глубокой древности. В процессе таких ПВ, у дошкольников повышается интерес к занятиям, постоянное ожидание чего-то нового и интересного. Во время бесед используется наглядный демонстрационный материал с историческими образами. Так как охватить все самой очень сложно, да и нет 25 часа в сутках, поэтому тесное сотрудничество с родителями является неотъемлемой частью работы нашей  команды «Сказка». Подготовка доклада «родитель-ребенок» по теме беседы, позволяет детям представить полученный опыт путем поиска и выполнения совместной работы с родителями, тем самым повышаем уверенность в ребенке, умение донести полученный материал до коллектива, совершенствуем умение выслушать сверстника, умение дать высказаться. Так же практикуем деление на группы, каждая из которых готовит свое информационное поле по той или иной теме, такая форма работы является достаточно интересной, и активно работает на сплочение детского коллектива. К примеру, одной группе досталась тема «Единица меры древности - пядь» и вот они представляют членами своей группы практические действия, а так же приглашают желающих из другой группы, которые в свою очередь освещают другой вопрос. Создать более высокий интерес и желание найти пути решения, узнать каким способом достичь можно (проблемная ситуация) задаю характер ПВ (цикл бесед), которые объединяются общим сюжетом. Для четкого отслеживания странствий Незнайки, мы с ребятами на карте, заранее изготовленной, ставим отметки, которые помогают нам не сбиться с верного пути, а так же помогаем деткам с меньшей концентрацией внимания, отличающиеся неусидчивостью продуктивно поработать, поучаствовать в обсуждениях и рассуждения. Каждый член нашей команды важен и, возможно именно предположение такого ребенка будет являться верным ответом на поставленный вопрос. После прослушивания цикла бесед, проводится викторина, которая помогает мне определить качество полученных знаний детьми, правильность подобранных форм и методов работы, и далее я встраиваю свою педагогическую деятельность с учетом корректировки. Творческих успехов вам, дорогие педагоги, реализации планов, добра в делах и мыслях. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длит...

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"     Составила:Воспитатель высшей квалификационной категорииВаулина Ири...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Особенности, этапы и условия формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста...