Конспект занятия «Островок математики» (для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

 

 

Режим проведения: подгруппа.

Количество детей: 5 человек.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель занятия: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и обобщить представления детей о размерах предметов;
  • закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; выражать признаки сходства и различия;
  • закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • называть и обозначать числа от 1 до 10;
  • устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке;
  • закрепить практические навыки сложения и вычитания, определять какое действие должно быть выполнено и обосновать выбор знака;
  • совершенствовать навык составления и решения задач .

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление;
  •  развивать мелкую моторику;
  •  продолжать развивать все психические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у детей навыки учебной деятельности;
  •  подчинять свои действия инструкциям;
  • умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности.

 

Программное содержание:

 

       Оборудование: экран, проектор, план, письмо, разрезные картинки, геометрические фигуры, мешочек, карточки для игр (см. конспект), цифры, «камни» с цифрами 1-10, предметные картинки, числовые карточки, простые карандаши, листы бумаги в клетку, карточки с изображением лиц с разными эмоциями.

 

                                        Ход занятия:

  1.  Оргмомент:

- Приветствие.

 

   2.  Создание игровой ситуации:

- К нам пришло письмо от куклы Маши:

«Здравствуйте ребята! Я кукла-Маша отправилась в гости к волшебнику на остров

«Математики», но волшебник оказался злым и не отпускает меня домой, потому что я не смогла выполнить его задания. Помогите мне пожалуйста вернуться домой!»

- Ну что, ребята поможем Кате?

- Да!

- Но нужно отправиться на остров, правильно?

- Нужно отправится.

Давайте, тогда, соберемся в наше морское путешествие.

Введение в игру «Морское путешествие».

- Посмотрите, вот и остров Математики! А как же мы узнаем куда нам идти?

- Чтобы вы не заблудились, посылаю вам карту - Маша

 

3.  Посмотрим на карту и разберемся, куда нам нужно идти? Расскажите, ребята?

- Сначала мы идем прямо, потом налево до грибочка, затем прямо до дерева, поворачиваем направо и идем до болота.

- Хорошо! Отправляемся в путь. Чтобы не потеряться в дороге пойдем друг за другом: Дети идут по памяти, ориентируясь на знаки: гриб, дерево, болото).

 

5. - Идем дальше через болото по камешкам. На камешках номера, идти нужно, наступая по порядку и считая вслух (счет от 1 до 10).

 

4. -  Вот мы и попали на остров математики, на улицу геометрических фигур.

 Посмотрите, лежит конверт с заданиями. Попробуем справиться с ними. Конверт под номером? (1).

 

Игра «Расскажи про узор» (Где какая фигура находится?).

Игра «Какие фигуры вы запомнили?»

-Какие фигуры были изображены на коврике?

-Какого цвета был квадрат? (круг, прямоугольник, …)

-Какая фигура находится в середине? (правом верхнем углу, …)

 

5.  Игра «Найди лишнюю фигуру» (3 варианта: по цвету, форме, размеру).

 

К.

К.

к

С.

 

 

 

 

 

 

6. Пальчиковая гимнастика: координация движений пальцев со словом.

- Следующее задание будет трудным, поэтому мы сейчас потренируем наши пальчики:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (ритмично в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев),

1, 2, 3, 4, 5 (поочередное касание одноименных пальцев)

Начинай считать опять: 1, 2, 3, 4, 5,

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнули кистями).

 

7.  Игра «Чудесный мешочек» - фигуры спрятались в мешочек, нужно достать правильно фигуру (по форме, по размеру).

 

Физ. минутка:

Мы подпрыгнем столько раз

Сколько хлопну я для вас,

Мы нагнемся столько раз

Сколько слоников у нас.

Мы присядем столько раз

Сколько зайчиков у нас.

Топнем ножкой столько раз

Сколько поездов у нас.

 

9.- Переходим на улицу веселых чисел и цифр. Здесь лежит следующий конверт. Какой он по счету?

- Второй.

- Посмотрим, что там?

Игра «Сосчитай и поставь цифру» (предметные картинки и набор цифр).

- Маша уже поставила цифры, проверим, правильно ли они расставлены?

- Нет.

- Давайте исправим.

 

10. Игра «Найди соседей числа» (поставить нужную числовую карточку)

5

 

7

 

 

5

 

 

7

 

9

 

 

Игра “Узнай цифру”. На экране!!!!

В конверте для каждого ребёнка лист с цифрами, написанными правильно и неправильно.

Детям предлагается зачеркнуть цифры, которые написаны неправильно, и обвести цифры, написанные правильно.

 

11. Физ. минутка:

  Как-то шишка в лесу

  висела у всех на виду.

  Шишка на всех смотрела

  и тихонечко висела.

  Лось  сказал, что низко,

  А  зайчонок - высоко,

  Белочка, сказала - близко,

  А ежонок - далеко.

 

12.- А вот и улица примеров и задач.

Дайте, пожалуйста следующий конверт. Какой он по счету?

- Третий.

 

13. – Веселые задачи:

У домика утром

Два зайца сидели

И дружно веселую песенку

Пели.

Один убежал,

А второй вслед глядит.

Сколько у домика

Зайцев сидит?

 

Три голубя сегодня на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

 

Ежик по грибы пошел,

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзинку,

Остальные же - на спинку.

Сколько рыжиков везет

На своих иголках еж?

 

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

 

- Реши примеры на столе!

 

14. - Осталась последняя улица на острове: улица волшебных зеркал, где живет волшебник.

Посмотрите сколько здесь зеркал и у каждого свое настроение.

Игра: «Угадай настроение»

(на круглых картинках изображены лица с разными эмоциями: страх, улыбка, удивление).

 

15. А последнее самое любимое настроение волшебника разбилось, давайте починим это его.

Игра: «Собери целое»

- Какое настроение у этого зеркала?

- Радостное.

- Волшебник очень обрадовался, что его зеркало снова стало целым и отпустил Машу домой. Вот она идет к нам, благодарит нас за то, что мы ее выручили.

16. Итог:

- Все задания выполнили, молодцы! Пора возвращаться в детский сад. Возвращаться будем по старой дороге (обратный счет от 10 до 1).

- Где были?

- Что понравилось?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_zpr.docx358.09 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/06fd/0005ac4c-2899921e/hello_html_776de429.png

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 19 комбинированного вида города Санкт-Петербурга

Конспект занятия

 «Островок математики»

(для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста)

                                                               Подготовила:

                                                                                        Воспитатель: Бахур И.С.

                                                                                               

http://www.mdoo30rzn.ru/wp-content/uploads/2018/01/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE-%E2%84%961.jpg

Санкт-Петербург, 2019

Режим проведения: подгруппа.

Количество детей: 5 человек.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель занятия: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и обобщить представления детей о размерах предметов;
  • закрепить умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, размеру; выражать признаки сходства и различия;
  • закрепить умение детей различать и называть геометрические фигуры;
  • развивать пространственную ориентировку;
  • называть и обозначать числа от 1 до 10;
  • устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке;
  • закрепить практические навыки сложения и вычитания, определять какое действие должно быть выполнено и обосновать выбор знака;
  • совершенствовать навык составления и решения задач .

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление;
  •  развивать мелкую моторику;
  •  продолжать развивать все психические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у детей навыки учебной деятельности;
  •  подчинять свои действия инструкциям;
  • умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности.

Программное содержание: 

       Оборудование: экран, проектор, план, письмо, разрезные картинки, геометрические фигуры, мешочек, карточки для игр (см. конспект), цифры, «камни» с цифрами 1-10, предметные картинки, числовые карточки, простые карандаши, листы бумаги в клетку, карточки с изображением лиц с разными эмоциями.

                                        Ход занятия:

  1.  Оргмомент:

- Приветствие.

   2.  Создание игровой ситуации:

- К нам пришло письмо от куклы Маши:

«Здравствуйте ребята! Я кукла-Маша отправилась в гости к волшебнику на остров

«Математики», но волшебник оказался злым и не отпускает меня домой, потому что я не смогла выполнить его задания. Помогите мне пожалуйста вернуться домой!»

- Ну что, ребята поможем Кате?

- Да!

- Но нужно отправиться на остров, правильно?

- Нужно отправится.

Давайте, тогда, соберемся в наше морское путешествие.

Введение в игру «Морское путешествие».

- Посмотрите, вот и остров Математики! А как же мы узнаем куда нам идти?

- Чтобы вы не заблудились, посылаю вам карту - Маша

3.  Посмотрим на карту и разберемся, куда нам нужно идти? Расскажите, ребята?

- Сначала мы идем прямо, потом налево до грибочка, затем прямо до дерева, поворачиваем направо и идем до болота.

- Хорошо! Отправляемся в путь. Чтобы не потеряться в дороге пойдем друг за другом: Дети идут по памяти, ориентируясь на знаки: гриб, дерево, болото).

5. - Идем дальше через болото по камешкам. На камешках номера, идти нужно, наступая по порядку и считая вслух (счет от 1 до 10).

4. -  Вот мы и попали на остров математики, на улицу геометрических фигур.

 Посмотрите, лежит конверт с заданиями. Попробуем справиться с ними. Конверт под номером? (1).

Игра «Расскажи про узор» (Где какая фигура находится?).

                                                                               

Игра «Какие фигуры вы запомнили?»

-Какие фигуры были изображены на коврике?

-Какого цвета был квадрат? (круг, прямоугольник, …)

-Какая фигура находится в середине? (правом верхнем углу, …)

5.  Игра «Найди лишнюю фигуру» (3 варианта: по цвету, форме, размеру).

6. Пальчиковая гимнастика: координация движений пальцев со словом.

- Следующее задание будет трудным, поэтому мы сейчас потренируем наши пальчики:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (ритмично в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев),

1, 2, 3, 4, 5 (поочередное касание одноименных пальцев)

Начинай считать опять: 1, 2, 3, 4, 5,

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнули кистями).

7.  Игра «Чудесный мешочек» - фигуры спрятались в мешочек, нужно достать правильно фигуру (по форме, по размеру).

Физ. минутка:

Мы подпрыгнем столько раз

Сколько хлопну я для вас,

Мы нагнемся столько раз

Сколько слоников у нас.

Мы присядем столько раз

Сколько зайчиков у нас.

Топнем ножкой столько раз

Сколько поездов у нас.

9.- Переходим на улицу веселых чисел и цифр. Здесь лежит следующий конверт. Какой он по счету?

- Второй.

- Посмотрим, что там?

Игра «Сосчитай и поставь цифру» (предметные картинки и набор цифр).

- Маша уже поставила цифры, проверим, правильно ли они расставлены?

- Нет.

- Давайте исправим.

10. Игра «Найди соседей числа» (поставить нужную числовую карточку)

5

7

5

7

9

Игра “Узнай цифру”.

В конверте для каждого ребёнка лист с цифрами, написанными правильно и неправильно.

Детям предлагается зачеркнуть цифры, которые написаны неправильно, и обвести цифры, написанные правильно.

11. Физ. минутка:

  Как-то шишка в лесу

  висела у всех на виду.

  Шишка на всех смотрела

  и тихонечко висела.

  Лось  сказал, что низко,

  А  зайчонок - высоко,

  Белочка, сказала - близко,

  А ежонок - далеко.

12.- А вот и улица примеров и задач.

Дайте, пожалуйста следующий конверт. Какой он по счету?

- Третий.

13. – Веселые задачи:

У домика утром

Два зайца сидели

И дружно веселую песенку

Пели.

Один убежал,

А второй вслед глядит.

Сколько у домика

Зайцев сидит?

Три голубя сегодня на крыше сидели.

Два голубя снялись и улетели.

Ну-ка, скажите мне поскорей,

Сколько осталось сидеть голубей?

Ежик по грибы пошел,

Десять рыжиков нашел.

Восемь положил в корзинку,

Остальные же - на спинку.

Сколько рыжиков везет

На своих иголках еж?

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились?

14. - Осталась последняя улица на острове: улица волшебных зеркал, где живет волшебник.

Посмотрите сколько здесь зеркал и у каждого свое настроение.

Игра: «Угадай настроение»

(на круглых картинках изображены лица с разными эмоциями: страх, улыбка, удивление).

15. А последнее самое любимое настроение волшебника разбилось, давайте починим это его.

Игра: «Собери целое»

- Какое настроение у этого зеркала?

- Радостное.

- Волшебник очень обрадовался, что его зеркало снова стало целым и отпустил Машу домой. Вот она идет к нам, благодарит нас за то, что мы ее выручили.

16. Итог:

- Все задания выполнили, молодцы! Пора возвращаться в детский сад. Возвращаться будем по старой дороге (обратный счет от 10 до 1).

- Где были?

- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Морозные узоры" для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В рамках проведения тематической недели Зимние игры и забавы был проведен досуг для детей средних и старших групп на тему: "Морозные узоры", где детям были предложены увлекательные игры с различными м...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы "Уроки для кошечки"

Данное занятие позволяет корректировать и развивать эмоциональное восприятие у детей, их речь, формировать доброжелательное отношение между сверстиниками....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы "Уроки для кошечки"

Данное занятие позволяет корректировать и развивать эмоциональное восприятие у детей, их речь, формировать доброжелательное отношение между сверстиниками....

Сценарий конспект по познавательному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Братья Деда Мороза из разных стран».

Данный материал можно использовать при тематическом планировании по неделе "Новый год!" На занятии дети узнают как называют Деда Мороза в разных странах мира....