Занимательная математика для малышей
статья по математике

Статья по матемакике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_dlya_malyshey.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная математика для малышей.

Е. Н. Кузнецова, воспитатель МБДОУ-детский сад №35 г. Орла

        Математика – важная наука. Она складывает у людей представление о мире, развивает логическое мышление. Для взрослых значение математики явное, неоспоримое. Множественные операции с числами требуют хотя бы базовых знаний. Но польза этой науки для малышей – вопрос, который вызывает споры. Многие сводят математику до одного раздела – арифметики. Эта точка зрения довольно грубая. Математика – это еще и понятия размера и формы, способность ориентироваться в пространстве и времени, умение выполнять логические операции. А все это необходимо малышу для познания окружающего мира. Занимательные задачи по математике станут помощниками для родителей и интересным занятием для ребенка.

У дошкольников увлекательные и интересные занятия занимательной математикой проходят в форме дидактических игр. Знакомство с математикой у малышей начинается с освоения вначале цифр, а потом чисел- базы, которую нужно заложить ещё до школы. Ведь чтобы ребенок успевал за современной школьной программой, он уже должен иметь элементарные представления о математике. В рамках урока учитель не имеет возможности, учитывая скорость освоения материала и умственные способности каждого ученика, объяснять ему базовые понятия. Поэтому со стороны родителей необходима соответствующая помощь как в дошкольный период, так и в начальных классах. Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых.

Познавательные задачки развивают у детей логическое мышление, закладывают в детские головы основные математические понятия, а это чрезвычайно важно в плане подготовки к школе. Польза математики для детей: учит принимать решения; учит распорядку, планированию; учит находить закономерности; развивает логическое мышление.

Основное правило, которое следует учесть при обучении маленьких детей математике - постепенность и успешность. Любое знание накапливается постепенно.

Это первое, что нужно помнить. Нельзя требовать (и даже надеяться), что после первого же знакомства ребенок запомнит все числа и соотнесет их с количественным представлением. Сложность занятий должна тоже нарастать постепенно и не по всем параметрам сразу. Пример: ребенок знает счет, но еще не может сам писать цифры. Тогда предложите ему обвести цифру в ряду. Через какое-то время можно будет попросить написать цифру, но рядом написать «подсказку» - образец написания всех цифр. И только в следующий раз ребенок смоет сам изобразить какое-то подобие цифры.

Если ребенок справляется с задачей, обязательно похвалите его. Дети бывают разные: кто-то любит долго ломать голову над сложными задачами, а кто-то теряет веру в себя после первых же неудач. Детей из второй категории гораздо больше, поэтому важно давать на занятиях задачи, с которыми они могут справиться сами, без подсказок. Первые 2-3 задачи должны быть посильными, а потом можно ввести задачку и посложнее. Помогите ребенку поверить в свои силы: не торопите, не призывайте к сосредоточенности, пусть все идет своим чередом.

О счете на пальцах. Не заставляйте ребенка убирать руки при счете. Пусть опирается на этот полезный, данный природой счетный материал. Значительно лучше правильно посчитать на пальцах, чем с ошибкой «в уме». Даже если идею сложения малыш понимает, пальцы ему нужны для уверенности! Опора на предметы достаточно долго нужна многим детям. Когда дети научатся считать свободно, они сами уберут пальцы и смогут решить задачу в уме.

В первую очередь, конечно, мы знакомим ребенка с числами первого десятка. Но это не значит, что стоит ограничится этим. Время от времени можно «забрасывать удочки» и во второй десяток, и в счет десятками до ста, и даже познакомить с отрицательными числами (на примере уличного термометра).

Самая первая математика должна появиться дома. Малыш должен понять, что количество предметов обозначается числом, что их можно посчитать. Также родителям следует познакомить в игровой форме малыша с простейшими геометрическими фигурами, уча угадывать эти фигуры в


окружающих предметах и сравнивать их с предметами (мячами, кубиками, пирамидками).

           Постепенно ребёнок начинает делать простейшие вычисления с одинаковыми предметами. Под руководством взрослых в игровой форме он должен научиться сначала складывать и вычитать, потом умножать и делить. Освоить понятия размеров (длина, ширина, высота).

Гуляя по улице, малыш знакомится с миром. А сколько в нем всего можно посчитать! На улице самое время об этом вспомнить. Поэтому моно предложить ребенку занимательные задания по математике. Например, посчитать сколько деревьев растёт на участке, сколько этажей в доме или сколько игрушек он взял с собой. Когда ребенок хорошо освоит числа, можно обращать внимание на номера домов или машин, чтобы искать определённые цифры. Во время прогулки есть возможность познакомиться с понятиями «большой – маленький», «высокий – низкий». Если часто обращать внимание на высоту зданий или размер деревьев, то вскоре ребенок сам начнет различать эти понятия и применять их в жизни.

Занимательная математика для детей – это ещё и активные уроки. Общеизвестный факт, что спортивные игры легко сочетаются с математикой. Даже простую зарядку можно делать под счет. Главное обратить на это внимание. Можно маршировать под «раз-два-три», а потом прибавлять к этому больше чисел. Обычно дети очень подвижны, а значит такое обучение им будет даваться легче, чем монотонные занятия. Некоторые подвижные игры можно переделать на математический лад. Например, можно спрятать предмет и дать задание ребёнку найти его по принципу «горячо – холодно». Только в этом случае указывать «три шага вправо, два прямо» или нарисовать несложную ориентировочную карту. Вот это действительно занимательная математика для малышей.

В магазинах сегодня довольно много развивающих игрушек. Среди них можно найти те, что упор делают на математических способностях. Это могут быть цветные карточки с цифрами, счетные палочки, кубики или другие обучающие наборы. Но «математические» игрушки легко можно сделать своими руками.

Несколько примеров.

На деревянных прищепках написать маркером цифры. Затем придумать некий предмет, который нужно нарисовать на бумаге и вырезать. Например, яблоко с разным количеством семечек. Задача ребёнка: соотнести прищепки по числу на них с семечками яблок.

Можно заняться «строительством домиков». Вырезать из бумаги квадраты, которые будут этажами. И сделать несколько крыш, каждой из которой будет присвоено определенное число. Суть игры: собрать квадраты в многоэтажный дом, затем из крыш выбрать нужную, опираясь на число этажей.

Игра «Сложи квадрат». Из цветного картона нужно вырезать по несколько разных геометрических фигур. Цель: собрать из них квадрат.

На листе картона нужно нарисовать и вырезать несколько «окошек» (три стороны разрезаем, четвёртую загибаем). Этот лист приклеить на другой. Открыть «окошки» и нарисовать внутри геометрические фигуры или цифры. Когда ребенок будет заглядывать, взрослому нужно называть имя «жильца».

Можно долго заниматься с ребенком и не получить никакого результата. А можно пойти за малышом и его интересами. Буквально на каждом шагу нас окружает материал для занятий занимательной математикой. В жизни дошкольников всегда найдется место открытиям и чудесам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Занимательная математика для малышей"

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые пр...

Рабочая программа по дополнительному образованию в младшей группе по ФЭМП "Занимательная математика для малышей"

Данная программа дополнительного образования составлена с использованием методических пособий Е. В. Колесниковой «Математика для детей 3-4лет» и В. П. Новиковой «Математика в детском...

Проект «Занимательная математика для малышей»

Тема: «Занимательная математика для малышей»Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители  воспитанников. Вид проекта: краткосрочный, групповой...

Проект «Занимательная математика для малышей»

Актуальность   Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познав...

Интерактивная игра «Занимательная математика для малышей»

интерактивный плакат по математическому развитию детей 3 лет....

Занимательная математика для малышей.

Книжечка знакомит  детей с понятиями длинный – короткий....