Методическая разработка Тема: «Буратино задумался»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с использованием элементов технологии ТРИЗ
Для детей старшего возраста
Тема: «Буратино задумался»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-buratino.docx | 29.93 КБ |
prez_npr_buratino.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
С использованием элементов технологии ТРИЗ
Для детей старшего возраста
Тема: «Буратино задумался»
Составила и провела воспитатель Кипрушенкова Анастасия Дмитриевна.
Санкт-Петербург
2019
Цель:развитие интеллектуально-творческих способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять умение детей считать в пределах 10;
- Закреплять умение отсчитывать предметы из большого количества согласно заданному образцу;
- Поспособствовать формированию количественных представлений: пара, две пары, сколько в 1 паре предметов;
- Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости: располагать предметы на плоскости в определенном виде и направлении;
- Закрепить навык высказывания предположительного решения, умения догадываться, через решение проблемной ситуации.
- Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
Развивающие:
- Поспособствовать формированию у детей активной позиции при поиске решений интеллектуально-творческих задач;
- Продолжать развивать умение определять алгоритм деятельности при решении интеллектуальных задач;
- Поспособствовать развитию элементов исследовательской деятельности;
- Создать условия для развития воображения, фантазии и находчивости у детей.
Воспитательные:
- Вовлечь детей в коллективное решение творческой задачи;
- Воспитывать у детей бережное отношение к раздаточному материалу, усидчивость, нравственные качества;
Организация детских видов деятельности: игровая: д/и «Счетные палочки: составь картинку»; «Волшебный мешочек», двигательная: динамическая пауза «Удивились», коммуникативная: беседа «Чем мы можем помочь Буратино?»,проблемная ситуация «Поможем Буратино подобрать пару носков», познавательно-исследовательская, музыкальная, конструирование «Составь картинку из счетных палочек», восприятие художественной литературы.
Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: игровая (игра-фантазирование, игры со строительным материалом и др.), коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, чтение и др.), трудовая (труд).
Пособия:демонстрационный материал –носки 2 цветов, электронные – аудио, презентация, раздаточные материалы–счетные палочки.
Материалы: 12 носков синего цвета, 12 носков жёлтого цвета, коробка имитирующая ящик,доска для записи предложений детей, схемы носков (3 шт).
Приемы: стимулирующие познавательный интерес детей: новизна, использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания.
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
Вводная часть (Организационный момент) | Дети входят в зал, стоят свободно рядом с воспитателем. | Воспитатель предлагает поздороваться с гостями. В.:Ребята, я знаю, что вы все любите сказки! Предлагаю вам отправиться в одну из сказок. | Дети входят в зал и здороваются с гостями. Дети беседуют с педагогом. |
Вводная часть(мотивационный момент) | Дети встают свободно рядом с воспитателем. Воспитатель подготовил оборудование: куклы, игровой материал: 3 носка различной длинны. | Буратино (Б.):(раздается громкий чих) – Ой, как же я простыл! В.:Бедненький деревянный мальчик – Буратино! Мы с ребятами можем тебе чем-нибудь помочь? Б.: Даже не знаю, а чем поможете? В.: Давайте-ка подумаем, ребята, что нужно делать, если ты простудился? (Воспитатель задает наводящие вопросы) В.: Правильно! Надо надевать теплые носки! У меня как раз с собой есть пара – два носка, надень, Буратино! (Буратино начинает натягивать носки на нос. Дети смеются) В.:Куданадо надеть носки? (Дети отвечают) Б.: Как это на ноги?! У меня же насморк, а значит, носки нужно надевать на нос! В.:Это же какой длины нужны носки? (Дети предполагают несколько вариантов) В.Ребята, Буратино все перепутал и то, куда надо надевать носки и сами носки. Давайте мы с вами измерим длину носа Буратино и узнаем, какой длины нужен носок больному деревянному мальчику. В. Теперь у Буратино не будет проблем с насморком и носками. | Дети отвечаю на вопросы, сочувствуют кукле и эмоционально ему симпатизируют. Дети смеются. Дети предполагают варианты и размышляют о возможной длине носков для носа Буратино. Дети подходят к столу и с помощью глазомера стараются определить и выбрать наиболее подходящий носок. |
Основная часть 1.Проблемная ситуация 2.Практическое ориентирование на счетных палочках. 3.Игра с волшебным мешочком. | Дети стоят у стола, воспитатель радом. Ведет беседу с детьми. Побуждает к решению проблемной ситуации. Подводит к пониманию «минимального количества» носков одинакового цвета. Назначается один ребенок для наглядного выполнения задания на экране, остальные складывают носки за столами. Выбирает и назначает ребенка для записи количества на доске. Описание хода игры:
Подвести детей к пониманию того, что самое наименьшее кол-во предметов, которые необходимо достать это 3. Меньше – не совпадет, а большее вызовет неудобства. | 1.Проблемная ситуация: Б.:Как это не будет?! Вчера утром я стал собираться в школу, знал, что в мешке лежали 6 пар носков синего цвета и 6 пар желтого цвета. Но, я забыл, лежат они в порядке: 12 штук синих сверху и 12 штук желтых снизу, или в беспорядке - все 24 перемешаны по цвету. Как же мне выбрать 2 носка одного цвета? Ведь нельзя же идти в разных носках! В.:Ребята, мы можем помочь Буратино решить эту задачу? (Дети предлагают несколько вариантов). Игра «разложи носки» (в презентации) Б: Можно, конечно, все взять и потом на улице под фонарем выбрать два одинаковых, но, мне кажется, можно взять не все, а как можно меньше, но, чтобы среди них обязательно было два одинаковых. В: Вот так задача! Сколько же взять носков? (дети предлагают варианты). Наводящие вопросы: -Сколько носков в одной паре, в 2х, а в шести? -Сколько нужно взять носков? -Почему именно столько? -Что было бы, если бы мы взяли на 1,2,3 носка больше? -А меньше? (По ходу обсуждения ответы детей фиксируются на доске). 2. Практическое ориентирование на счетных палочках. Б: Ого, сколько вы всего придумали! Это очень сложно, я ничего не понимаю. В: Буратино, а давай мы тебе покажем на счетных палочках как можно выбрать носки. Ребята, давайте возьмем мешочек со счетными палочками. На нашей доске уже есть несколько вариантов, будем их проверять. В: Пробуем 1 вариант, например 5 палочек. Можно ли было взять меньше палочек? Проверяем остальные варианты Что получилось? (ответы детей) 3. Игра с волшебной коробкой. Б.:Теперь мне все понятно, но необходимо проверить и на деле. Несите мне мою коробку с носками! (Воспитатель несет коробку). В: Попробуй, Буратино, достать 3 носка. Б: Ура получилось! А вдруг это только случайность? В: Пусть и ребята попробуют вытащить по 3 носка. В: Непростая задача у нас была, но мы справились. Теперь проблем с носками у нас не будет. В.: Вы, наверное, устали, давайте немного повеселимся! | Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации. Дети садятся за столы. Считают счетные палочки, складывают в мешок, достают определенное количество. Индивидуально, по назначению воспитателя, фиксируют на доске опробованные варианты. Побуждает детей продемонстрировать полученный опыт, используя счетные палочки. Помогает детям проанализировать и сопоставить количество носков с их цветом.
|
Физкультминутка (динамическая пауза) | Дети встают свободно рядом с воспитателем. | Буратино потянулся Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Он носочки не нашел! Чтоб носки нам отыскать Всем нам нужно поскакать! | Потянулись Нагнулись влево и вправо Развели руки в стороны Прыгают на месте |
Заключительная часть (продолжение) | Игра с палочками. На экране расположена схема с носочком. На столах у детей по одной схеме. | Б: Уф! Вот это мы повеселились! А давайте теперь из счетных палочек выложим пару носочков, как у меня (показывает схему с изображением пары носочков). | Дети садятся за столы и выкладывают носочки. Каждый ребенок определяет цвет самостоятельно. |
Рефлексия: итог НОД. Оценка деятельности детей | Дети стоят свободно перед воспитателем | В.:Ребята, кто к нам в гости приходил? Какую помощь просил Буратино? Мы смогли ему помочь? Что вам больше всего понравилось? Что было самым легким? Какое задание оказалось самым тяжелым? Молодцы! И Буратино говорит вам «Большое спасибо ребята, без вас бы я не справился!» | Дети прощаются с Буратино. Участвуют в обсуждении своей деятельности. Дети озвучивают результат своего опыта. |
Используемая литература:
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – Просвещение-1990 г.
- Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. Методическое пособие. ФГОС. – Мозаика-синтез., -2018 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помоги Буратино выбрать желтые и синие носки..
Ура! Спасибо!
Давай сложим одну пару носков из счетных палочек?
Спасибо ребята! Вы мне очень помогли! Теперь я буду знать, как отыскать нужную пару носков!
Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей.
Задачи: Образовательные : Закреплять умение детей считать в пределах 10; Закреплять умение отсчитывать предметы из большого количества согласно заданному образцу; Поспособствовать формированию количественных представлений: пара, две пары, сколько в 1 паре предметов; Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости: располагать предметы на плоскости в определенном виде и направлении; Закрепить навык высказывания предположительного решения, умения догадываться, через решение проблемной ситуации. Закреплять умение сравнивать предметы по длине .
Развивающие: Поспособствовать формированию у детей активной позиции при поиске решений интеллектуально-творческих задач; Продолжать развивать умение определять алгоритм деятельности при решении интеллектуальных задач; Поспособствовать развитию элементов исследовательской деятельности; Создать условия для развития воображения, фантазии и находчивости у детей. Воспитательные: Вовлечь детей в коллективное решение творческой задачи; Воспитывать у детей бережное отношение к раздаточному материалу, усидчивость, нравственные качества;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭСТРАДНО - ХОРОВОМ ВОКАЛЕ
Методическая разработа будет полезна педагогам по вокалу....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.
Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...
Методическая разработка. Тема: «Сказки Пушкина»
Старший дошкольный возраст Разработано Моисеевой А.А.. в дошкольном отделении ГБОУ школы № 297 Пушкинского р-нагорода Санкт-ПетербургаЦель: Познакомить с А.С. Пушкиным и созданными им сказ...
Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»
Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной совместной деятельности...
Методическая разработка"Тема недели "Дары осени" Тема дня"Овощи" "
Календарно – тематический план (на материале решения задачи ФЭМП). Конспект совместной деятельности педагога и детей (образовательная деятельность). Проект пре...
Методическая разработка "Как Буратино стал учеником"
Методическая разработка для детей подготовительной группы с использованием . интерактивных технологий Smart....
Методическая разработка Тема: «Возможности интеллект - карт»/ в рамках темы комплексно – тематического планирования «По следам космических достижений»
Данная методическая разработка будет полезна педагогическим работникам, применяях в работе с дошкольниками метод интеллект - кар Тони Бьюзена....