Мастер-класс " Развитие познавательных интересов у дошкольников с использованием учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша"
методическая разработка по математике

Сизенко Марина Анатольевна

Для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sizenko.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 « Радуга» г. Красный Кут Саратовской области

Мастер- класс

на тему: «Развитие познавательных интересов у дошкольников  с использованием  учебно-игрового пособия «Логические  блоки  Дьенеша».

Подготовила  воспитатель Сизенко М.А.

2017г

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цель (для меня):  создать условия для положительного настроя слушателей;

мотивировать участников занятия к продуктивной деятельности; познакомить с  актуальностью данного опыта.

Цель (для участников): получить положительный настрой и подготовиться к плодотворной деятельности

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами о блоках Дьенеша.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.( пригласить желающих)

(Слайд№1)

Тема:  «Развитие познавательных интересов у дошкольников  с использованием  учебно-игрового пособия «Логические  блоки  Дьенеша».

Эпиграф (Слайд№2)

(Слайд№3)

Цель мастер - класса:

Обучение участников мастер-класса в практическом применении дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

(Слайд№4)

Задачи:
Обобщить опыт по применению блоков Дьенеша  в работе с детьми.
Дать знания участникам мастер-класса с возможностью применения данных приёмов и методов в практических играх.
Формировать  индивидуального стиля  педагогической деятельности.

2

Теоретическая часть. Презентация опыта.

Цель (для меня): познакомить участников мастер-класса с задачами педагогической деятельности; с задачами;
рассказать о наиболее удачных формах, методах и приёмах

Цель (для слушателей): на конкретных играх, на различных ступенях обучения увидеть эффективность приемов, методов, форм работы для развития творческих способностей и познавательной активности  воспитанников.

(Слайд 5 и 6) ( объёмные и плоскостные блоки Дьенеша)

С блоками Дьениша могут играть дети от двух лет до начального школьного возраста.

Работа с логическими блоками очень интересна и увлекательна 

На подготовительном этапе дети знакомятся с содержанием обучающего дидактического пособия.  Дети могут играть с

блоками, перекладывая блоки по собственному замыслу и сравнивая.В процессе игр с блоками у детей развиваются зрительные и осязательные анализаторы.

(Слайд№7)( дети раскладывающие по признакам)

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети учатся  целенаправленно находить блоки по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

Этап. На новом этапе детям предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены на карточках.

Так, цвет изображается пятном.

Величина – силуэтом домика (большой, маленький).

Форма – соответственно контурами фигур.

Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый). Такие варианты  кодировки свойств блоков предложена самим автором дидактического материала.

(Слайд№12)

Пользуясь карточками, ребята называют «имя» каждого блока,

т.е. перечисляют его признаки. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием кодируют

информацию о фигуре, а другие  декодируют информацию и находят её.

(Слайд№13) - с усложнениемэтап.

 Значительно усложняет предыдущий вариант игры введение значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест накрест соответствующего кодирующего рисунка. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой».

Итог. Игры с блоками Дьенеша чрезвычайно многообразны и  интересны. Существует большое разнообразие различных вариантов, а всевозможные сюжеты можно придумать самим. Над  играми даже взрослому интересно «поломать голову». Главное, чтобы  игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному» с развитием интересного сюжета и с участием любимых игрушек.

3

Практическая часть.

1) Проведение игр с участниками мастер- класса.

Цель (для участников): активно включиться в процесс практической работы

Цель (для меня): мотивировать участников на плодотворную работу.

А сейчас предлагаю вам немного потрудиться. Согласны? Представьте, что вы – воспитанники подготовительной группы.

Тема  « Хорошо у нас в саду»

На участке детского сада, решили  благоустроить участок, нужно спроектировать и построить  новую беседку. Кого мы позовем? Правильно  архитектора.

Индивидуальные задания для команд

Задание№1 «Помогите найти дорогу в детский сад архитектору»

Но, архитекторы не знают где находится д/с, мы должны выложить дорожку для них, а поможет нам эта схема.

Задание№2«Помогите  найти ключи».  Мы пришли к детскому саду, а там висят замки. Чтобы их  открыть, необходимо подобрать ключи. Внимательно слушайте команду и выберите соответствующий блок.

 1.Ключ от ворот детского сада.

 Круг, не синий, не жёлтый,  не маленький, не тонкий.

(круг красный, большой и толстый)мы находимся во дворе д/с,нам нужно проникнуть в здание, для слушайте следующий код.

2. Ключ от здания детского сада

Треугольник не красный, не синий,  не маленький, не толстый.

( треугольник жёлтый, большой и тонкий)

Нашли, а где хранятся строительные материалы?

 В складском помещении.

 Слушайте код.

3.Ключ от  складского помещения.

Квадрат не  жёлтый, не красный,  маленький, не тонкий.

(квадрат синий, маленький и толстый)

Задание№3 «Архитекторы» (заполни домик блоками)

Мы нашли необходимые материалы, проект нарисован, нужно заполнить его соответствующими блоками, принимаемся за работу. Внимательно читайте  схему т.к. беседки у всех разные.

Задание№4 «Садовники »

Беседку построили, теперь необходимо благоустроить участок, посадим клумбы с цветами. Для этого мы берем логические кубики и подкидываем и, на грани каждого одно свойство блока.

Первое – цвет,

Второе-форма,

Третье- размер,

Четвертое- толщина.

  А затем наши садовники рассказывают, что за цветы у них растут на клумбе, какие они (по цвету, форме, размеру и толщине) .

Задание №5

На участке, что то  не хватает, чтобы узнать что, нам помогут карточки с примерами и  схема расположения  правильных ответов. Что у нас получилось?

Итак, наша миссия выполнена, благодарю за помощь.

4

Рефлексия

Цель: проанализировать мастер-класс

Как вам понравилось наше занятие? Было ли вам интересно?

Какие сложности вам пришлось испытать? Считаете ли вы это занятие доступным для детей?

5

Подведение итогов

Притча.

Давным- давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать руки ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Все в твоих руках…

- В наших руках   задатки, данные нашим воспитанникам от природы. И от нас зависит,  останутся они нераскрытыми или достигнут соответствующих высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по развитию познавательных интересов у детей

Мастер - класс по развитию познавательных интересовдетей старшего дошкольного возраста. Пробуждать и развивать изобразительные способности, помочь детям открытию звуков, цвета, формы;         Помочь д...

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Рекомендации для педагогов и родителей по использованию учебно- игрового пособия "Логические блоки Дьенеша"

Рекомендации для педагоговпо использованиюучебно-игрового пособия"Логические блоки Дьенеша"...

"Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста через использование в совместной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера"

Развитие детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера. Помогающие изучению цветов, размеров, длин предмета....