Использование математических сказок в работе (из опыта работы)
консультация по математике
Обучение дошкольников основам математики отводится важное место. Меня же в свою очередь заинтересовало, как можно обеспечить математическое развитие детей средствами сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_matematika.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование математических сказок в работе с детьми»
Прежде чем давать знания надо,
научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.
В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.
Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки.
Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Так же в многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Многие исследователи ( Большунова Н.Я., ШарыгинаТ.А., Ерофеева Т.И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает детей.
Актуальность обусловлена рядом причин:
- начало школьного обучения в 6 лет;
- обилие информации, получаемой ребёнком;
- повышенное внимание к компьютеризации;
Цель: Формировать математические представления старших дошкольников через сказку.
В соответствии с моей работой были определены следующие задачи:
Задачи:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
- подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста;
- доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;
- продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
- воспитывать навыки самостоятельности;
- воспитывать интерес к математике;
Новизна.
- Использование сказки на занятиях по ФЭМП заключается в объединении методических, педагогических и психологических приемов.
- Применение нового дидактического материала в образовательно-воспитательном процессе:
-логические блоки Дьенеша;
-игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера;
-сенсорный столик.
Основные принципы работы по формированию элементарных математических представлений через сказку:
-развивающий характер обучения;
-систематичность и последовательность;
-сознательность и активность в усвоении;
-наглядность;
-учёт возрастных индивидуальных особенностей.
Описание опыта работы.
Работа по формированию математических представлений у дошкольников важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с 6 лет, внимание к этой проблеме должно быть усиленно.
Моя программа рассчитана на 2 года обучения.
Работу с детьми в каждой возрастной группе начинаю с выявления индивидуальных черт характера; стараюсь узнать какими навыками и умениями они владеют, в частности, на каком уровне развития находятся их математические способности. Для выяснения этого применяю различные дидактические игры, игровые упражнения и непринужденную беседу.
Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте я использую в комплексе. Традиционные (дидактические игры, логические, решение математических задач) инновационные (моделирование, математические сказки).
Применяю следующие методы на занятиях по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников:
-Словесный метод - рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественных произведений, беседы.
-Наглядный метод: демонстрация видео – фильмов, слайдов; показ и рассматривание предметных и сюжетных картин, показ воспитателя и детей игры и упражнения.
Для того, чтобы побудить ребёнка к поиску какой- либо данной задачи, я использую игровые практические методы:( подобрать пару, изготовить прямоугольник равный данному, выяснить каких предметов больше и др.)
(Например: Соберите картинку из данных фрагментов и мы узнаем героя сказки.)
Математические представления «равно», «не равно», «больше – меньше», « целое и часть» и др., формируются на основе сравнения. Для этого я использую последовательное рассматривание предметов, выделение и составление их однородных признаков. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения: (например, отношения равенства и неравенства, последовательности, целого части и др., делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяю большое внимание, только с опорой на наглядность.
В своей работе я старалась подбирать такие приемы, которые стимулируют интерес к математике:
1.Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.
2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или сказочным сюжетом в начале занятия.
3. Физкультминутки, которые подходили под тематику занятий. Если занятие было подвижным, то физкультминутку проводить не обязательно или же можно подобрать более спокойные задания, например, гимнастику для глаз, артикуляционного аппарата и др.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую словесные приёмы обучения, такие как:
- указания и пояснения: (например:- Положите слева от себя елочку, а справа берёзку).
- вопрос к детям.
(Например, - Сколько героев в этой сказке?
-Сколько жуков встретили лягушки? И т.д.)
- Использую репродуктивно – познавательные вопросы:
(Сколько будет в корзинке Красной Шапочки пирожков, если я положу ещё один (или уберу)? Какое количество пирожков было больше или меньше?)
-Продуктивно-познавательные:
- (Как найти ключ, чтобы открыть сундучки?
-Как можно определить …?
- Как разделить на равные части…?) и т. д.
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений я учитываю принцип от простого к сложному.
Чаще всего такие вопросы задаю после демонстрации образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, спрашиваю: « Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?»
Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал, до продуктивной , направленной на решение проблемных задач.
В своей работе учу детей формировать вопросы самостоятельно. В конкретных ситуациях, использую дидактический материал, предлагаю детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т.д.
Например, (Даниил сравнил квадрат и прямоугольник. О чём можно спросить его?»), вслед за выполненным у доски практическим действием («Спросите Галю, что она узнала, разложив предметы на два ряда? Посмотрите, что я сделала. О чём спросите меня?), на основе действия, выполненного рядом сидящим ребёнком («О чём можно спросить Дашу?) Дети успешно овладевают умением задавать вопросы в том случае, если они адресуются конкретному лицу – воспитателю, товарищу.
Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускаются ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, поисковыми вопросами подвожу к догадке или выводу.
Ответы детей могут быть краткими или полными, в зависимости от характера вопроса.
Вместе с этим на своих занятиях использую театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный театр, в качестве героев выступают сами дети.
На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Итоговое тематическое занятие провожу полностью на сюжете какой – либо сказки, это интересно и мне и детям. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки. Учитываю возрастные особенности детей. Математические задачи, такие как, цвет, форма, величина, назначение, ориентировка в пространстве, совершенствование навыков счёта, моделирование, и т.д.
Математические задачи удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
Провожу предварительную работу с детьми, в ходе подготовки к занятиям перечитываю сказки детям или слушаем в записи (аудиокассеты), инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняю её математическим содержанием, стараюсь, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.
Использую проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственными участниками сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!
Непосредственная образовательная деятельность проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного.
Использую большинство заданий на смекалку и сообразительность.
Завершается занятие неизменно на весёлой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто – либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Иногда сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги или шишки и жёлуди для поделок).
В любой из сказок будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких- либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере. Ещё именно на этом произведении я начала моделировать, эта условность доступна не всем детям, но я буду продолжать работу в этом направлении.
Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов, К В Н.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагают преодолеть различные препятствия, проявляя сообразительность, также, дети выполняют задания математического содержания, упражняются в быстроте, ловкости. Мы путешествуем или по определённой сказке, или по заданной теме, либо сказка служит местом
«развёртывания сюжета деятельности детей». Например, требуется помочь героям, что-либо найти или выбраться из сложной ситуации, либо расколдовать кого-нибудь.
Для этого детям предлагаются различные математические задания. (Реши задачу для переправы через реку, сколько плодов на волшебном дереве; вставь волшебное число в код, прыгай по листочкам по порядку).
Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- игровая деятельность;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:
- Логическая разминка.
- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
- Физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Если занятие было подвижным, то физкультминутку проводить не обязательно или же можно подобрать более спокойные задания,
Таким образом, в заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества , направленного на развитие познавательных возможностей и способностей , расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Предметно - развивающая среда.
В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений через сказку.
Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу. Реализовать свои замыслы.
Свою работу в предметно- развивающей среде я начала с организации уголка занимательной математики. Этот уголок пополнился материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей. Такие как «поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси». «Помоги поросятам» по сказке «Три поросёнка», «Собери яичко» по сказке « Курочка Ряба» , « Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке «Колобок», « Цветные кружочки» по сказке « Курочка Ряба», « Весёлый счёт» по сказке «Репка». Эти игры я использую в индивидуальной работе с детьми для повышения уровня их развития. Все они интересны и занимательны.
Организация работы с родителями.
В условиях, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят.
Беседуя с родителями, я поняла, что, к сожалению , сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, он прочно вошел в нашу жизнь.
С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке без труда вышел победителем – ребёнок чаще сидит у телевизора, а не с книгой в руках.
Хочу заметить, что родителям проще включить кнопку, а не читать сказку и отвечать на вопросы своего ребёнка. Для того, чтобы родители больше времени уделяли своим детям: читали художественную литературу, беседовали с ними, играли, а так же, для повышения интереса к математической деятельности мною были разработаны консультации и вопросы для бесед по сказкам.
Чтобы родителей сделать действительно равно ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса, я поставила для себя цели –
-Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для реализации целей я использовала активные методы и формы работы:
- посещение семей воспитанников на дому;
-родительские собрания;( Практический курс математики для дошкольников "Игралочка" показ занятия для родителей. «Роль сказки в развитии элементарных математических представлений у детей 5-го года жизни).
- индивидуальные и общие консультации;("Как правильно общаться с ребенком". «Наши верные друзья – полезные привычки» и т.д)
- беседы с детьми и родителями;( «Вы спрашиваете, мы отвечаем.»)
-занятия с участием родителей;
-семинары- практикумы;( «Игры и развлечения с детьми в кругу семьи»)
-выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
-дни открытых дверей;
-дни добрых дней;
-организация совместных праздников и досугов;
-оформление фото- монтажей;
-совместное создание предметно – развивающей среды.
Родительские собрания я старалась проводить в нетрадиционной форме.
Очень тщательно к ним готовлюсь, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой: подбираю музыку, готовлю пригласительные билеты, стараюсь создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начинаю собрания с приветствия благодарности за детей, которых доверили мне воспитывать. Использую психологические игры, например, «будем дружить», которые объединяют всех взрослых. (Все встают в круг и рассказывают немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Такие игры снимают психологическое напряжение и помогают родителям совместно обсуждать ситуацию или какой – либо вопрос в течении собрания. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
К собранию я готовлю выставку детских работ или фото- стенд, где использую фотографии семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Большая работа с родителями была проведена при подготовке детей к школе. Были проведены семинары – практикумы, тренинги, анкетирование.
Руками родителей было создано множество игр и пособий по ФЭМП для занятий в группе.
Выводы
Таким образом, в результате проведённой работы по ФЭМП у детей старшего возраста посредством сказки, я сделала следующие выводы:
- сказка положительно влияет на развитие математических способностей;
- комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;
- с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;
- сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому что используются и дома и в детском саду.
Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями, я рекомендую использовать всё многообразие методов и приёмов как традиционные (д/и, логичекие, решение математических задач), так и инновационные (моделирование, математические сказки).
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в ДОУ" (Из опыта работы)
Материал предназначен для педагогов ДОУ. В нем описын опыт работы по применению инновационных технологий в воспитательно- образовательном процессе....
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
Доклад на тему: «Развитие логического мышления через использование дидактических игр по ФЭМП из опыта работы».
Второе полугодие 2019 учебного года в нашем детском саду было посвещено кропотливой работе по разработке, сбору, формированию, применению и диагностике пособий и дидиктических игр для разв...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений»...
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,посредством развивающих математических игр и упражнений»(из опыта работы)
Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет,Статья «Развитие одаренности дошкольников 4 – 7 лет, посредством развивающих математических игр и упражнений&raqu...
«Составление экологических сказок с дошкольниками» (из опыта работы)
из опыта работы...
«Формирование элементарных математических представлений у детей с использованием математических сказок»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей с использованием математических сказок»«От того, как заложены элементарные математические представле...