«Составление экологических сказок с дошкольниками» (из опыта работы)
консультация

Лимаренко Виктория Викторовна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_ekologicheskih_skazok_s_doshkolnikami.docx543.03 КБ

Предварительный просмотр:


E:\47356071.jpg

                        «Составление экологических сказок с дошкольниками»

                          

                                                                                                           Составил воспитатель МБДОУ  № 14

                                                                                 Лимаренко Виктория Викторовна

г. Нижнекамск

Актуальность.http://baby-medic.ru/wp-content/uploads/2015/03/453453.jpg

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.

А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры необходимо воспитывать с ранних лет. Именно в дошкольном детстве закладывается позитивное, бережное отношение к природе, к «рукотворному миру» и ко всему окружающему.

Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием, я пришла к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой, и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике.

В своей работе с детьми на первый план я ставлю эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие. Дошкольники запоминают и усваивают быстро, например, что снежинка на ладони тает и из нее получается вода, а вот то, что снежинка красивая, имеет различные узоры, разнообразные формы, что ее можно рассматривать, дети понимают не сразу, для этого нужна долгая, кропотливая работа. Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное (когда идет снег или светит солнце, когда зеленеет трава, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра). Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка, заставляют его глубже познавать окружающее, повышают интеллект и культуру. Поэтому в работе с детьми особое место я уделяю экологическим сказкам, способствующим приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с окружающим их миром, развитию у них душевности, отзывчивости, творчества, умения замечать прекрасное в обыденной жизни.

http://baby-medic.ru/wp-content/uploads/2015/03/453453.jpg

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

Поэтому целью моей работы с дошкольниками в этом направлении стало:

  • формирование у детей ответственного и доброжелательного отношения к природе;
  • сопереживание живому организму.

Мною были поставлены следующие задачи:

  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать чувство эмпатии к объектам природы;
  • посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  • формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Ожидаемый результат:

  • эмоциональное восприятие окружающего природного мира;
  • освоение экологических норм поведения в природе.

Реализация цели и задач:


Для привлечения внимания и развития интереса детей к объектам природы мною был составлен список экологических сказок, которые смогут сделать
экологическое воспитание дошкольников более занимательным и разнообразным, так как дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.http://baby-medic.ru/wp-content/uploads/2015/03/453453.jpg

При составлении списка сказок я провела их тщательный отбор, связанный с их содержанием, потому что для конкретных целей экологического воспитания дошкольников необходимы сказки с наиболее точным содержанием для определения ценностей, способствующих стать отправной точкой для обсуждения и возможностью ребенка высказать и обосновать свое мнение.

В течение года детям рассказывались и анализировались экологические сказки: «Жила – была Река», « Как люди речку обидели»,  «История одного пруда», « Ходит капелька по кругу»,  «Вот труба, над  нею – дым», «Приключение улитки Ули», «Лилипут – Озорник» и др.

В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются сопереживать за живую природу и окружающий мир.

Но во время работы со сказками выявились следующие проблемы:

1. Не все, то, что прочитано детям, интересно и понятно им, так как экологические сказки читались по книгам без картинок.

2. Однотипность. Нет захватывающего сюжета.

Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: Я мультик смотрел. И никто не сказал: Мне рассказывали или Мне читали.

Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель, в основном – это телевизор, где живут и здравствуют любимые детьми и непонятные нам, взрослым: Смешарики, Лунтик, Смурфики и другие. http://baby-medic.ru/wp-content/uploads/2015/03/453453.jpg

Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, я использовала в своей экологической работе. Был разработан сказочный проект «Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы любимых героев, организовали выставку детских работ под названием «Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку «Смешарики»  в отпуске, где дети самостоятельно изготовили маски героев. Вся эта работа способствовала тому, что дети постепенно стали отождествлять себя с любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев сказки.

Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

Я не останавливаюсь на достигнутом,  и продолжу  работу в данном направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по приобщению детей к «экологическому творчеству»,  как в традиционных формах: проведение совместных природоохранных экологических акций, викторин; родительских собраний, консультаций) так и в нетрадиционных формах: «Экологический КВН», аудиозаписи «Об этом говорят наши дети», сотворчество родителей и воспитанников по составлению экологических сказок, изготовление экологических фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволят пополнить образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры и навести мосты между детским садом и семьей.

Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Проведенная диагностика показала, что дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь, запомнили их на всю жизнь.

Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить её для последующих поколений!
В этом будет и частица моей заслуги…

                Список использованной литературыhttp://baby-medic.ru/wp-content/uploads/2015/03/453453.jpg

  • Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
  • Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. — Педагогика. 2007. — № 5. — С. 22-27.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
  • Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.
  • Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

лавная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание э...

Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...