Задачи-шутки, занимательные вопросы, загадки в формировании элементарных математических представлений на занятиях с детьми
статья по математике
В дошкольном возрасте наиболее интересными и доступными из всего разнообразия математических игр являются задачи-шутки загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi-shutki.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи-шутки, занимательные вопросы, загадки в формировании элементарных математических представлений на занятиях с детьми.
В дошкольном возрасте наиболее интересными и доступными из всего разнообразия математических игр являются задачи-шутки загадки.
В загадках математического содержания происходит анализ предмета с разных сторон: пространственной, количественной и очень хорошо подмечены простые математические отношения. Например: В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз). Нас 7 братьев, летами все разные, и именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели). Кто в году 4 раза переодевается? (Земля). Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
Что такое задачи-шутки? Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения мало знать математику, необходимо проявить находчивость, понимание юмора, смекалку. В этих загадках необычны содержание, построение, вопрос. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Основной текст, с помощью чего можно догадаться о решении, найти ответ, скрыто внешними условиями, как правило, второстепенными.
Например:
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник (Положить ее на угол стола).
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух? (2 кг.)
- Как разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое) и другие.
Для чего нужны задачи-шутки и загадки?
Они приобщают детей к активной умственной деятельности, способствуют развитию умения выделять главные свойства, математические отношения, спрятанные за внешними несущественными данными.
Наблюдая, как дети воспринимают и понимают задачи-шутки, выявилось, что успех решения их зависит от того, насколько дети понимают шутку, умеют ли выделять её в литературных произведениях. В противном случае, они подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики, начинают производить действия с числами. Понять ребенку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации аналогичной той, о которой говорится в задаче, указание на необходимость размышлять, догадываться.
На занятиях ФЭМП в старшей, подготовительной группах, задачи-шутки можно предложить в самом начале занятия, как гимнастика для ума. В данной ситуации назначение их состоит в создании у детей положительного эмоционального настроя, интереса к предстоящей деятельности на занятии.
Загадки, загадки, занимательные вопросы воспитатель может использовать и в ходе занятия с целью выяснения у детей знаний о числах, геометрических формах, временных отношениях. Материал занимательный должен подбираться исходя из цели занятия. Также во время занятия воспитатель может использовать занимательный материал при переходе от одной его части к другой, при смене деятельности, переключения внимания детей, а также интеллектуального отдыха.
И в итоге, если методически правильно и к месту использовать занимательный материал (занимательные вопросы, загадки, загадки-шутки) способствует развитию логического мышления, находчивости, интереса к математическим знаниям, наблюдательности, формированию подходов к решению любой задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Педагогический КВН "Реализация занимательного материала в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников" представляет одну из форм методической работы, напр...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Педагогический проект...
Итоговое интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и аппликации с детьми второй младшей группы «Путешествие по сказочному лесу»
Итоговое интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений и аппликации с детьми второй младшей группы «Путешествие по сказочному лесу»Цель: в игровой форме закреп...
План самообразования воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
В данном материале представлен индивидуальный план воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у...
План индивидуального развития на 2017 – 2018 учебный год на тему: «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
План по самообразованию...
Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯЦель и задачи самообразования по темеЦель:1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математическ...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....