ООД «В гостях у месяца Марта»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Едемская Лариса Владимировна

Цель: использование технологии развивающего обучения  в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с применением цветных палочек Кюйзенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.docx82.33 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  • Образовательные:

- учить детей считать, измерять и решать арифметические задачи;

- развивать способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

  • Развивающие:

- закреплять понятие, что у палочки (каждого цвета) есть свое число, строить числовой ряд;

- закреплять умения выполнять арифметические действия на сложение и вычитания с палочками Кюйзенера;

- упражнять в работе с карточкой-схемой;                            

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант);

- активизировать словарный запас;

- развивать связные высказывания детей и умения отвечать на вопросы полным ответом.

  • Воспитательные:

- воспитывать умение слушать  товарища, проявлять доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать целеустремленность, чувство взаимопомощи, умение работать в команде, самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

  • Коррекционные:

 - развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции;

- развивать познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

  • Здоровьесберегающие:

- в ходе НОД обращать внимание детей на осанку;

- применять корригирующие упражнения (динамическую паузу, пальчиковую и зрительную гимнастику);

- чередовать виды деятельности. 

Методы обучения: практический, наглядный, игровой.

Предварительная работа: 

- чтение сказки Самуил Яковлевича Маршак «Двенадцать месяцев», беседа по сказке;

- дидактические игры: «Собери букву», «Собери картинку», «Составь число», «Угадай палочку»;

- сюжетно-ролевая игра: «Магазин»;

- игры с палочками Кюизенера в свободной деятельности: «Улица разноцветных палочек», «Расколдуй сказку», «Цифры», «Буквы», «Продолжи узор», «Выложи из палочек». 

 Материалы и оборудование: плоскостные цветные палочки Кюйзенера цветы с цифрами; карточки-схемы, декорация: костюм месяца Марта.

Организационный момент.

 (дети входят в зал)

Воспитатель:

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречайте!

День хороший начинайте!

- Давайте скажем всем  гостям «Доброе утро!»

- Ребята, сегодня утром я услышала, как стрекочет сорока о новостях из сказочного весеннего леса, а о ком она стрекотала, вы догадаетесь, если послушайте внимательно загадку:

12 братьев в их семье,

И с каждым мы знакомы.

Один приходит по весне,

Другой придет в морозы.

Кто любит стужу, кто тепло,

Но знаем точно мы одно,

Что каждый в гости к нам придет,

В подарок что-то принесет.

- О каких братьях идёт речь? (о братьях двенадцати месяцев)

- Помните ли вы, как называется эта сказка, и кто её написал? (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»).

- Правильно! Скажите, какой сейчас месяц? (март). Хотели бы вы встретиться с братцем Мартом-месяцем? (да). Прежде чем отправиться в сказочный весенний лес, нам необходимо подготовиться, ведь в пути нас ждут интересные приключения и задания. Вы готовы? (ответы детей). Тогда ответьте на мои вопросы.

1. Вопросы.

- Сколько всего времён года?

- Назовите летние месяцы.

- Назовите осенние месяцы.

- Назовите зимние месяцы.

- Назовите весенние месяцы. (ответы детей). 

- Хорошо, с этим заданием вы справились. Чтобы выполнить следующее задание вам понадобятся ваши умелые руки.

2. Пальчиковая гимнастика «Весёлые льдинки»

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

сжимают и разжимают пальцы

Забралось в сосульки

стучат пальцами по столу

Весеннее  солнце. 

поднимают руки и делают «солнышко»

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…   

сжимают и разжимают пальцы

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

стучат пальцами по столу

3. Игровое упражнение «Составь слово».

- Я предлагаю вам составить названия месяцев, которые вы сейчас назвали по карточкам – схемам,  используя цветные полочки Кюизенера и прочитать их.

(дети собирают название месяцев и читают, что у них получилось).

- Прочитай, название, какого месяца у тебя получилось?

- Какого цвета палочки ты использовал при составлении этого месяца?

4. Игровое упражнение «Собери картинку»

- Кажется, вы хорошо подготовились к путешествию. Но как же мы попадём к братцу Марту-месяцу? Подумайте и скажите, на чем можно добраться до сказочного леса весной?  (ответы детей). Ребята, не забывайте, что мы отправляемся в сказочное путешествие, может, вы знаете ещё какие-то сказочные средства передвижения? (ответы детей). Соберите наши средства передвижения по схемам и в путь! (по карточке - схеме дети собирают картинки, используя цветные палочки Кюизенера). 

Раз, два – повернитесь, в лесу волшебном очутитесь!

Три, четыре – не зевайте, месяц Март вы встречайте!

Пять, шесть – оглянитесь, и друг другу улыбнитесь!

Семь, восемь – не шумите, а деревья обнимите!

Девять, десять – тишина вот и март спешит сюда!

Появляется месяц Март:

- Здравствуйте, ребята! Как я рад встрече с вами! Вы так быстро добрались до сказочного леса.

- На чём ты добрался до леса?

- Какое средство передвижения ты выбрал?

- Ты быстро добрался или медленно? Почему?

Март:

- У меня много дел, хочу, чтобы природа поскорее проснулась после зимнего сна. Вы мне поможете?  

5. Игровое упражнение «Собери картинку» 

Март:

- Слыхал я, что вы умеете играть с цветными палочками. Тогда скажите, какое число обозначает палочка жёлтого цвета?  (ответы детей)

- Какого цвета палочка, если она находится между красной и фиолетовой?

- Какое число она обозначает?

- Какого цвета палочки необходимы для состава числа цифры 9 (6, 7, 8)?

- Что-то засиделся я с вами, про лес свой забыл. Все скорей со мной вставайте и лес оживлять помогайте.

6. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Весна»

Лучик вверх,

Лучик вниз

Лучик детям улыбнись

Вправо, влево посмотри

Вокруг солнца обойди

Взгляд вверх

Взгляд вниз

Улыбаемся

Взгляд вправо – влево

Круговое движение глазами

Всё проснулось ото сна,

Значит, к нам пришла весна.

Потягивание

Солнце греет всё теплей,

На прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны

Справа - первые цветочки

Появились на ложечке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Слева - быстрый ручеёк

С бугорка к реке потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Мы кораблик смастерили,

Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой,

Прямо к речке голубой!

Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Вот как весело играть

И в весенний день гулять!

Легкие подпрыгивания на месте

Дышит свежестью земля,

Подышу «весной» и я

Потягивание

7. Игровое упражнение «Составь число»

Март:

- Молодцы, порадовали вы меня! В благодарность дарю вам первые весенние цветы, но цветы эти не простые, у каждого цветка выросло свое количество лепестков. Посчитайте их, и с помощью  палочек  Кюизенера выложите состав числа, соответствующий количеству лепестков вашего цветка.

(дети с помощью палочек выкладывают решение; спросить 2 – 3 детей о составе числа).

- Сколько лепестков в твоём цветке?

- Какого цвета палочки ты использовал для получение своего числа?

- Как можно разложить твоё число по составу?

8. «Весенние задачи»

Март:

-   Хорошо справились с лепестками цветов, тогда не трудно будет вам и задачи весенние решить (карточки с цифрами). Слушайте внимательно:

 1 задача: С сосульки упали мне на ладошку 6 капелек, а потом еще 2 капли.  Сколько каплей стало у меня на ладошке?

2 задача: На полянке росло 5 подснежников, пригрело солнышко, и выросло ещё 4 подснежника, сколько всего подснежников стало на поляне?

3 задача: Здесь, около костра было 7 сугробов, от тепла костра 4 сугроба растаяли, сколько сугробов осталось у костра?

4 задача: На дереве сидели 8 скворцов, 4 улетело, сколько скворцов осталось на дереве?

Март:

- Вот и лес преобразился, весной запахло. Братья-месяцы не поверят, что у меня  были такие ловкие и умелые помощники. А нарисуйте-ка мне и моим братьям-месяцам на память цветы лесные, но так чтобы тоже были необычными.

9. Игровое упражнение «Нарисуй по клеточкам»

( 1   ;1      ;    1     ;  1       ; 1     ; 1       ; 1   ; 1     ; 1   ; 1     ; 1   ; 1     ; 4   ;

1       ; 1    ;1      ; 1  ; 1       ; 1   ; 2       ; 1   ; 1     ; 1   ; 1      ; 1   ;1      ;

1    ; 2      ; 3   ; 1       ; 3   ; 2       ; 1   ; 1      ; 1   ; 1      ;1 1  ; 1     ; 1  ; 2      ;

1  ; 1      ; 1  ; 1      ; 1   ; 1      ; 4    ; 1       ; 1  ; 1     ; 1   ; 1     ; 1  ; 1       ;

1   ; 1       ; 1    ; 1      ; 1   ; 1      ;

Март:

- Спасибо за подарки! Но пора вам возвращаться. Сейчас моя пора править, я вам в этом помогу. Присаживайтесь к весеннему сказочному костру, снимите очки, а я возьму волшебный посох, который переходит от месяца к месяцу, постучу им, и окажетесь вы в детском саду! (звучит музыка).

Воспитатель:

- Ребята,  вам понравилось путешествие в сказочный весенний лес?

-Кого вы встретили?

-Случались ли на вашем пути трудности, сложности?

-Хотите ли вы ещё раз попасть в лес, но к другим месяцам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»

Программное содержание:·                       Продолжать учить детей составлять рас...

Кружок "Заниматика" тема: "Расколдуем месяц МАРТ"

Конспект открытого просмотра кружковой деятельности «Заниматика» с воспитанниками разновозрастной группы «Радуга»Подготовила и провела: воспитатель Воробьёва Нина Ивановна 25 февраля 2014г.Тема: «Раск...

НОД "Портрет месяца-марта"

Ход НОД по развитию речи в подготовительной группе...

Сценарий праздника 8 марта в старшей группе "Ласковое солнышко месяц март принес"

Мероприятие создает праздничное настроение через реализацию творческих способностей....

Месяц Март- Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию "В гостях у сказки Колобок".

Образовательная область-физическое развитие детей.Цель: Формирование общей культуры детей. Стремится к общению со взрослыми.Задачи:Развивать внимание,речь,чувство ритма,мелкую моторику,координацию дви...

Первый месяц весны- Месяц Март

Март- первый месяц весны, месяц - протальник, парник!Этот месяц является временем встреч двух сезонов - зимы и весны.Ещё всюду лежит снег, а уже готовы расцветать весенние первоцветы.В природе в этом ...