Поэтические сказки в конструировании
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дерунова Елена Александровна

Сказки и конструирование - приятное, полезное, интересное: цель применения, основные задачи, ход использования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказки и конструирование - приятное,  полезное, интересное!»

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказках может все случиться,

Ваши сказки впереди,

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем громко: «Заходи!».

                                Н.В.Новоторцева.

Знакомство дошкольников со сказками, разнообразие развивающих и дидактических игр, на их основе конструктивная и изобразительная деятельность, способствует получению новых знаний, развитию всех психических функций, познавательных и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.

Игра – лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё». Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.

Почему мы выбрали именно сказки?

        Сказки – это первое знакомство малыша с окружающим миром, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, социальным  и предметным миром. При рассматривании иллюстраций, сказки дают возможность ребенку сопереживать герою сказок, развивать у него образное мышление и восприятие,  формируются графические образы, первые представления о животных и природе. Он учится различать предметы по форме, величине и цвету; сравнивать персонажи по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет  истории; понимать сезонные изменения в природе.  Чем раньше он научится размышлять, думать,  чётко и логично мыслить, читать, считать, тем проще ему будет учиться в школе.

Построение занятия на основе сказочного сюжета является одним из эффективных способов активизации познавательных процессов детей дошкольного возраста. Ребенок, знакомясь с сюжетом сказки, становится на место ее героя, участвует в интересных приключениях, преодолевает  препятствия и добивается успеха, решает серьезные  проблемы. Одновременно он знакомится с игрой, выполняет творческие задания и упражнения, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи. С помощью развивающих игр можно проводить целенаправленную работу по развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения у детей, и эффективно осуществлять сенсорное развитие дошкольников. А помочь нам в интересном плодотворном развитии детей может технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Воскобовича.

Все группы в нашем саду работают по долгосрочному проекту «Любимые сказки в развивающих играх» - «Учимся – играя», чтобы сделать познавательную жизнь детей более плодотворной и интересной. Когда читаем сказки, строим разные фигурки  героев, предметов, окружающей среды, домиков, деревьев. Дети знакомятся с геометрическими фигурами, играя, мы договорились, как будем изображать разные образы из геометрических фигур. И в течение всего времени пребывания в детском саду, мы читаем и играем в сказки, конструируя различные сюжетные и предметные картинки, детям легче выразить себя в конструировании и аппликации, чем в рисовании, потому что это легче и сразу получается конкретный рисунок-образ, а для ребенка, главное, результат его деятельности.

Детям в процессе составления силуэтов из частей, выкладывания контуров, складывания фигур путем трансформации приходится активно анализировать образец, сравнивать исходный вариант и полученный результат. Действия по словесной модели развивают способность воспринимать условия задачи на слух и действовать по определенным правилам.  Занимательный проблемно-игровой сюжет, в который вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения. В итоге такая интеграция методов и приемов эффективно развивает волевую регуляцию.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее продуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Знакомство с различными видами конструктивных игр, приобщение к конструктивно-модельным действиям, развитие интереса к конструктивной деятельности путем использования развивающих игр Воскобовича ведет за собой широкие возможности для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей.

Содержание разнообразных игровых ситуаций способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы, геометрические фигуры, их  признаки и свойства, находить сходство и различие, видеть разные образы в знакомых предметах. Детям в процессе составления силуэтов из частей, выкладывания контуров, складывания фигур путем трансформации приходится активно анализировать образец, сравнивать исходный вариант и полученный результат. Действия по словесной модели развивают способность воспринимать условия задачи на слух и действовать по определенным правилам. Дети обобщают фигуры или предметы по признакам, принадлежности к определенному классу или группе, доказывают правильность решения. Занимательный проблемно-игровой сюжет, в который вплетены логические задачи и поисковые вопросы, помогает детям преодолевать себя и добиваться результата на фоне чувства радости и удовлетворения. В итоге такая интеграция методов и приемов эффективно развивает волевую регуляцию.

Развивающие игры Воскобовича направлены на развитие навыков силуэтного конструирования, освоения начальных геометрических знаний, представлений и пространственных отношений. Играя с этими пособиями, ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности.

Можно заметить заинтересованность детей при выполнении заданий, лучшую усвояемость нового материала. Детей интересует, привлекает игровая ситуация, игровое действие, при этом он решает и дидактические задачи. Игровые действия - проявление активности детей в игровых целях, стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Дидактическая игра, скрытая в игровую форму, решается ребенком более успешно, т.к. его внимание направлено на развертывание игры и выполнение правил игры.

Применение игр в НОД делает обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Выполняя игровые действия, ребенок отвечает на вопросы, делает определенные задания и упражнения, получает при этом новые знания, приобретает умения и навыки. В образовательном процессе игры используются как часть НОД для решения той или иной задачи.

Главный принцип технологии «Сказочные лабиринты игры» - интерес – познание – творчество. Работа по технологии очень эффективна. Включение в воспитательно-образовательный процесс развивающих игр предоставляет возможность для творческой деятельности и самореализации личности, способствует активному вовлечению в учебный процесс и достижению высоких результатов в интеллектуальном развитии детей. Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможности разностороннего развития ребенка и подготовке его к учебной деятельности. Игровая технология стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения знаний, которые дети получают в процессе НОД.

Цель применения «Поэтических сказок в конструировании» - развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей в условиях организации педагогического процесса в игровой форме посредством развивающих игр Воскобовича.

Основные задачи:

- познавательные:

- расширять представления детей о геометрических фигурах, называть их, уметь находить их сходство и отличие;

- совершенствовать умение детей складывать предметные силуэты из геометрических фигур по схеме, по памяти, по замыслу, совершенствуя элементы сенсорного развития; соблюдать заданный воспитателем, принцип конструирования («Сделай такую же фигуру как на картинке», или с изменением «Сделай такую же, но …»);

- учить анализировать образец, схему рисунка, из каких частей состоит, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга; упражнять в конструировании по графической модели;

- продолжать учить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- продолжать формировать активный словарь детей, совершенствовать навыки связной речи.

- развивающие:

- развивать творческие, конструктивные и интеллектуальные способности, психические и познавательные процессы, логическое мышление в процессе конструктивной деятельности с геометрическими фигурами;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать мелкую моторику, тактильно-осязательные анализаторы, аккуратность и координацию движений, пространственные представления, зрительную и слуховую память;

- развивать умение действовать по словесной инструкции, умение анализировать схему рисунка и составлять изображение;

- способствовать развитию у детей эмоциональных впечатлений и двигательной активности.

Мы все сказки стараемся проигрывать, конструировать играми РИВ.. Как  сказала Светлана Макушкина: «Детям интереснее сконструировать сюжет сказки, чем нарисовать, потому что для них это легче» - мы полностью с ней согласны.

 Нам встретились сказки Виктора Шамонина-Версенева «Сказки на ночь». Понравились сами сказки и возможность их проиллюстрировать конструктивными рисунками. Вот Яна Борисовна загорелась и сотворила это чудо. Подобраны и прорисованы 9 сказок: 7 в стихах и 2  в прозе:

«Хитрый петух»

 «Два жадных медвежонка»

 «Кот, петух и лиса»

 «Заяц с волшебными ушами»

 «Трусливая компания»

 «Летучая мышь»

 «Лиса и волк»

 «Как звери зимовье строили

 «Рыбки»

 

Ход использования:  

  1. Воспитатель читает детям сказку. После чтения обсуждают персонажей сказки, их характеры, взаимоотношения, ход сюжета.
  2. Воспитатель читает сказку и показывает детям сюжетные картинки по ходу чтения, предлагает сконструировать их из деталей игры на столах, на ковриках, на полу; схемы для детей младшего возраста расположены дополнительно на каждом столе близко к детям; в старшем возрасте схемы можно располагать только у воспитателя на доске или Коврографе.

Обсуждает вместе с детьми, из каких деталей игры и как сделаны предметы и фигурки персонажей на сюжетных картинках, их пространственное расположение относительно друг друга.

  1. После чтения сказки воспитатель спрашивает, что запомнилось и понравилось детям больше всего, какие картинки и сюжеты, просит описать, что было изображено на рисунке и вспомнить конкретный момент сюжета сказки.
  2. Дети конструируют сюжетные картинки последовательно по памяти, рассказывая сюжет сказки.
  3. Воспитатель предлагает детям сконструировать на листе бумаги А-3, А-4, свои сюжетные картинки, героев, окружающую среду и описать, как и из каких деталей игры они сделаны.
  4. Воспитатель предлагает детям обвести свои конструктивные работы карандашом по контуру деталей, убрать элементы игры и закончить рисунок, дорисовывая различные, необходимые конкретные детали: тщательно с подробностями прорисовать фигуру человека, животного, украсить платье, домик, сооружение, добавить ветки, листья, цветы деревьям, облака на небе, птиц на дереве, дополнить окружающую среду по своему желанию.
  5. Воспитатель предлагает детям по своим сюжетным картинкам придумать свою сказку-историю, поменяв персонажей, ход действия.
  6. Занятия со сказками можно проводить как часть НОД, так и в совместной деятельности взрослого и детей в течение дня.
  7. Можно вспомнить сказку на следующий день или через несколько дней, чтобы понять, что дети запомнили из картинок и из текста.
  8.  Рисунки, нарисованные детьми по сказке, могут служить схемой для пересказа сказки, основой мнемотаблиц для рассказывания. С младшей группы мы используем прием мнемотаблиц для успешного пересказывания литературных произведений. Детям легче пересказывать сказку-рассказ, видя перед собой  как бы план рассказа. Они хорошо запоминают рисунки, а вслед за ними и сам текст. Сейчас,  в подготовительно группе мы достали все наши мнемотаблицы  с младшей группы  и решили проверить, что же помнят наши дети. Они узнали все сказки, рассказали их нам правильно, практически не ошибаясь. А теперь их рисунки можно использовать как план рассказа для более сложных, современных литературных произведений.
  9.  Можно провести викторину по сказкам «Узнай сказку по рисунку» - используя рисунки или схемы конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие во второй младшей группе:Игра-драматизация по сказке "Теремок".Конструирование "Дорожка к теремку."

Занятие начинается с сюрприза. В гости к детям пришел почтальон и принёс посылку из леса. В посылке лежали атребуты к сказке "Теремок." Дети показывают сказку и строят узкую-короткую дорожку и широкую...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-СКАЗКИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ "ПАРОВОЗ" ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с железной дорогой. Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помогать им. Учить детей складывать прямоугольный лист по...

Поэтический фестиваль по сказкам Чуковского К.И. для детей второй младшей группы .

Поэтический фестиваль  по сказкам Чуковского К.И. для детей второй младшей группы ....

сценарий к поэтическому вечеру "Зимняя сказка"

Подбор и чтение стихотворений о зиме....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-СКАЗКИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ "ПАРОВОЗ" ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ-СКАЗКИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ "ПАРОВОЗ" ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...