Развивающие игры с Lego
картотека по математике
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть с ним в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Для детей в возрастеот трех до шести лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. В данном материале приведена подборка игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста, способствующих формированию элементарных математических представлений, развитию высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_s_lego.docx | 118.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры с LEGO
Математический поезд
Конструктор из блоков LEGO Duplo или аналогичный конструктор можно задействовать в игре, развивающей математические представления у дошколят. На каждой платформе-вагончике напишите числа от 1 до 10 и последовательно их соедините. Цифры будут подсказывать малышу, какой состав сколько должен везти кирпичиков LEGO. Помимо того, что ребенок будет учиться считать, запоминать порядковый счет и развивать мелкую моторику, он также визуально сможет определять, где больше кирпичиков, а где меньше. Одновременно в этой игре можно закрепить и лексико-грамматический строй: изучать числительные прилагательные (первый вагончик, второй, третий), склонять их по падежам (нет пятого вагончика, дадим четвертому вагончику кирпичик). Еще можно развивать внимательность и память: перепутались вагончики - поставь по порядку, потерялись вагончики - найди, какие, на этом вагончике верное количество кирпичиков или нет, и т.п."LEGO- ЗМЕЙКА"
Отличное упражнение на развитие зрительно-моторной координации: на длинном рулоне бумаги расставьте предметы типа кубиков или кирпичиков лего и попросите ребенка нарисовать змейку между ними так, чтобы не задеть. Задание можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности.
Крестики-нолики
Все знают, как играть в крестики-нолики. В них можно играть везде и с чем угодно. Вариант с лего наверняка понравится детям. Нужно на лего-коврике сделать разметку игрового поля с помощью тонких лего-плашек, подобрать фишки двух цветов и начать игру!
Что больше?
Эта забавная математическая игра поможет малышам наглядно представить, насколько число 5 больше числа 2. Начертите на листе бумаги квадраты под размер кубиков, которые у вас есть (пеноблоков или кирпичиков лего), напишите в квадратах числа и вместе с малышом постройте башни из соответствующего количества кубиков.
Математика с LEGO
Из крупных деталей лего можно собрать практически все цифры. Предложите ребенку сделать это. Помогайте, если у ребенка это еще не получается.
Лабиринт из LEGO
Один из самых простых способов построить лабиринт в домашних условиях – выложить его из деталей конструктора лего (крупных). Чтобы стенки были прочнее, нужно выкладывать их в два уровня. Вторым рядом скрепляйте первый. Можно положить на просторах лабиринта маленькие сюрпризы для странников, а на финише приз побольше. Зачем нужен такой лабиринт? Да просто для развлечения, развития координации, ведь можно по лабиринту не только ходить, но и прокатить мячик.
Учимся сравнивать
Сравнение чисел и понятие «больше», «меньше» и «равно» очень просто объяснить ребенку на наглядном примере. Приготовьте 1 большую платформу от конструктора Лего и много маленьких одинаковых деталей двух цветов. Также напишите на бумаге числа от 1 до 20, знаки сравнения и вырежьте их. Игра начинается с того, что из кучи чисел ребенок выбирает два числа для сравнения. Далее он делает предположение, какое из чисел больше/меньше, кладя соответствующий знак между ними. Затем он проверяет свое предположение, построив две башни из блоков Лего согласно заданному их количеству. Правильный ответ найти очень легко, сравнив высоту построек.
Развивающие карточки с LEGO
Лего легко превращается в развивающее пособие. Вам нужно заранее распечатать (а лучше и заламинировать) карточки с цветными схемами блоков лего, которые ребенку затем будет предложено воспроизвести на самом конструкторе. Это могут быть просто схемы на сортировку цветов, на повторение последовательностей. Детям, которые уже учатся считать, подойдут математические карточки, примеры вы видите на фото.
Развитие зрительного восприятия
(цвет, форма, размер).
Игра «Разложи по величине».
(для детей 3 – 5 лет)
Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.
Правила игры: нужно расположить формы лего так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.
Материал: формы лего.
Ход игры.
Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.
Игра «Разноцветные комнаты»
(для детей 3 – 5 лет)
Задача: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.
Материал: листы цветной бумаги, разноцветные детали лего.
Ход игры:
Обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, лего по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».
Игра «Разноцветные вагончики».
( для детей 4 – 7 лет)
Задача: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.
Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.
Ход игры:
Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).
Игры на развитие тактильных и осязательных ощущений.
Игра «Найди на ощупь»
( для детей 3 – 5 лет)
Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
Материал: емкость с фасолью, детали лего.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение:
Сюда насыпали фасоль
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.
Игра «Чудесный мешочек»
(для детей 5 – 7 лет)
Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.
Материал: мешочек, детали лего (10 штук).
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.
Игры на развитие двигательной активности.
Игра «Цветные фонарики»
(для детей 3 – 5 лет)
Задачи: учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого, упражнять в ходьбе и беге, развивать ловкость, самостоятельность, закреплять умение различать цвета.
Материал: детали лего, листы цветной бумаги, 2 стола.
Ход игры:
В одном конце группы на столе лежат листы цветной бумаги. На другом конце группы лежат разноцветные детали лего.
Педагог читает стихотворение:
Яркие фонарики поднимем высоко
Желтый (красный, синий и т. д.) цвет их виден далеко.
Зажглись фонарики!
Дети бегут к столу с деталями лего, берут детальтого цвета, который указан в стихотворении и несут к другому столу, где находятся листы цветной бумаги. Кладут детали на нужный цвет. Педагог говорит: «Погасли фонарики». Дети возвращаются на исходную позицию. Игра повторяется 2 – 4 раза.
Игра «Парочки»
(для детей 3 – 4 лет)
Задача: учить детей находить детали лего одинаковой формы и цвета.
Материал: по 2 детали лего одинаковой формы и цвета.
Ход игры:
Педагог раздает детям детали лего так, чтобы у двоих детей они оказались одинаковыми. Объясняет правила игры: после слов «Раз, два, три - беги!» дети разбегаются по группе, после слов «Раз, два, три - парочки собери!» дети ищут одинаковые детали лего и встают парами.
Игры на внимание.
Игра «Что изменилось?»
(для детей 3 – 6 лет)
Задачи: закреплять знание геометрических форм и цвета, развивать наблюдательность, внимание, память и речь.
Материал: детали лего.
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе детали лего (от 3 до 6). Повторяет с детьми названия геометрических форм и цвет деталей лего и предлагает запомнить последовательность их расположения. По команде «Глазки спят!» дети закрывают глаза, а педагог быстро переставляет или убирает одну или несколько деталей лего. По команде «Глазки проснулись! Посмотрите, что изменилось?» дети должны сказать, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.
Расположение в пространстве
В процессе игры (не специально усадив ребёнка “заниматься, а просто в процессе игры) стройте разные башенки, заборчики, домики из деталей разных цветов.
Во время игры с обращайте внимание ребенка на слова:
- «большой», «маленький», «высокий», «низкий»
- «больше», «меньше», «выше», «ниже»,
- «верх», «низ», «вверху», «внизу»,
- «над», «под»
- «справа», «слева», «в середине», «рядом».
Стройте небольшие домики и играйте с ними.
Во время игры с обращайте внимание ребенка на слова:
- «внутри», «снаружи»,
- «видно», «не видно».
Ищем деталь по контуру
Нарисуйте на листке бумаги контуры некоторых фигур. А ребёнок пусть угадает, где нарисована какая деталь. Потом ребенок пусть сам попробует обвести детали. Это не так просто, как кажется. Для начала пробуйте давать такое задание только с деталями Duplo, а не мелкого «Лего».
«Обезьянка»
Поиграйте с малышом в «Обезьянку» (игра описана в книге Никитиных «Интеллектуальные игры»). Возьмите для начала две детали (два кубика, или кубик и кирпичик, или два кирпичика). Точно такие же по форме, цвету и размеру детали дайте ребенку. Договоритесь с ним, что он обезьянка, а обезьянки очень любят за всеми все повторять. Вы будете строить, а обезьянка будет повторять за вами. Постройте простейшую модель – башенку, дорогу, забор. Дождитесь, пока ребенок ее скопирует, потом собирайте следующую. Слишком долго играть не стоит, заканчивайте, пока ребенок не устал или ему не надоело. Тогда он с удовольствием поиграет с вами в следующий раз. Не выполняйте задание за ребенка, если у него не получается скопировать вашу модель самостоятельно. Лучше предложите другой, более простой вариант. Постепенно перейдите к копированию построек из трех – пяти и более деталей. В процессе игры просите ребенка подумать, на что похожа та или иная постройка.
Переделываем
Следующее по сложности задание – преобразование образцов. Взрослый строит небольшое сооружение и просит ребенка построить такую же модель, изменив некоторые параметры. Самое простое – это изменить цвет. Ваша башня целиком красная, а его пусть будет из таких же деталей, но синих. Затем – пусть меняет размер. Вместо маленьких деталей предложите взять большие (или наоборот), если, конечно, у вас есть и “Лего” мелкое и Duplo. Потом – меняйте форму – вместо кубиков – кирпичи (но количество деталей, их цвет и их соотношение между собой сохраняется) и так далее.
Строим по описанию
Предложите ребенку самостоятельно построить два домика – для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Пусть сам подбирает детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).
Последовательности
Научите ребенка выполнять задания по продолжению ряда, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. Выложите начало дорожки (заборчика, улицы города, клумбы вдоль дорожки и так далее), например, кубик – кирпичик – кубик – кирпичик или кубики: красный – синий – красный – синий. Попросите ребенка угадать, какая деталь будет дальше. Для того, чтобы ребёнок понял, почувствовал задание, проговорите вслух несколько раз последовательность выложенных фигур. Чаще всего, на слух детям проще понять, в чем смысл.
Постепенно усложняйте задания, чередуя три разных детали. Или деталь одного типа – две детали другого типа и так далее.
Обращайте его внимание не только на последовательность фигур, но и на их расположение: кирпичик на кубик, потом просто кирпичик и так далее.
На что это похоже?
Сделайте несложную абстрактную постройку. Можно из одноцветных деталей, можно из разноцветный. Рассмотрите внимательно со всех сторон, попробуйте найти образы – на что это похоже, целиком или часть
Игра "построй логический ряд"
Ребенок должен продолжить начатый логический ряд.
Конечно же, развивающие игры должны ребенку нравиться, только в этом случае будет хороший эффект. Скажу вам больше, ребенок даже не должен догадаться, что происходит обучение, для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ.
I. Балансировка и координация.Используем игровое пособие ЛОГО«Шарик в лабиринте (напольный)»...
Онлайн-каникулы. Развивающие игры с конструктором Lego на карантине.
Помочь родителям с подборкой интересных занятий во время карантина....
Каникулы-онлайн. «Развивающие игры с конструктором Lego на карантине».
laquo;Развивающие игры с конструктором Lego на карантине»....
Развивающие игры с конструктором LEGO
Картотека развивающих игр с конструктором LEGO для детей дошкольного возраста....
Развивающие игры с конструктором LEGO
Развивающие игры с конструктором LEGO...
Развивающие игры с развивающим конструктором LEGO
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские спос...