Методическая разработка (конспект НОД по ФЭМП «Колобок-математик в гостях у ребят»)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЭМП
в подготовительной группе
«Колобок-математик в гостях у ребят»
Цели:
- систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение составлять числовой ряд;
- способствовать закреплению знаний детей о составе числа из двух меньших в пределах девяти;
- способствовать развитию у детей умения логически мыслить;
- способствовать развитию интереса к логическим упражнениям и заданиям;
- совершенствовать ориентировку детей на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу);
- способствовать закреплению знаний о геометрических фигурах;
- способствовать развитию умения выкладывать разные фигуры из палочек;
- способствовать формированию умения составлять из геометрических фигур предметы.
Развивающие:
- способствовать развитию психологических процессов: слухового и зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, воображения, сообразительности;
- способствовать развитию социальных навыков: умения работать индивидуально и в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитательные:
- воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.
Интегрируемые образовательные области:
- «Познавательное развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Художественно-эстетическое развитие»;
- «Физическое развитие»;
- «Речевое развитие».
Педагогические технологии:
- технология развивающего обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
Методы и приёмы:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Материалы и оборудование:
колобок, конверты с цифрами квадратиками (на каждого ребёнка), задачи-шутки, загадки о геометрических фигурах, дом с цифрой «9», конверты с кружочками и квадратиками (на каждого ребёнка), карточки с задачками-головоломками (на каждого ребёнка), дидактическая игра «Закончи предложение», счётные палочки (на каждого ребёнка), листочки в клеточку и простые карандаши (на каждого ребёнка), конверты с геометрическими фигурами (на каждого ребёнка).
Ход деятельности
1 часть
I. Ребята, вы любите сказки? (Да)
А какой сказочный герой поет песенку: "Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл"?
Верно. Это Колобок.
Сегодня у нас в гостях Колобок. Но это не простой Колобок, а Колобок-математик.
И сейчас Колобок с вами поиграет.
Надо назвать числа от 1 до 10 и обратно.
Молодцы. Хорошо считаете.
Ребята, Колобок принес конверт, а в конверте цифры.
Надо расставить цифры под каждой карточкой.
Пока Юра будет выполнять это задание, Колобок предлагает подумать и решить задачи-шутки:
В снег упал Серёжка.
А за ним Алёшка.
А за ним Маринка.
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (5)
В кормушке сидели
Лишь 3 только птицы,
Но к ним прилетели
Ещё 2 синицы.
Так сколько сейчас
Птиц в кормушке у нас? (5)
Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи.
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети. (6)
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)
Ты да я, да мы с тобой.
Сколько нас? Секрет открой. (2)
Сколько лап у двоих медвежат? (8)
Сколько ушей у троих мышат? (6)
Молодцы. Все справились с заданием.
II. Посмотрите, какой у нас красивый Колобок. А какой он формы?
Колобок хочет загадать загадки о геометрических фигурах. Будьте внимательны!
У него всего по три.
Его имя назови. (треугольник)
Иди, Игорь, найди отгадку. Наташа, как ты думаешь, почему Игорь выбрал треугольник?
У него всё по четыре.
Но не выше и не шире,
А четыре стороны
У него всегда – равны. (квадрат)
Иди, Ваня, найди отгадку. Настя, правильно ли Ваня отгадал? А почему ты так думаешь?
А о какой фигуре эта загадка?
У него всё по четыре и всегда один каприз:
Верх такой же, как и низ,
А бока чуть покороче.
Кто назвать его захочет? (прямоугольник)
Артём, найди отгадку. Инна, почему Артём выбрал прямоугольник?
У него таких примет,
Как углы, вершины – нет.
Он легко катается.
Как он называется? (круг)
Аня, иди, найди отгадку. Яна, почему Аня выбрала круг?
Колобок очень доволен, что вы умеете по описанию определять геометрические фигуры.
2 часть
Посмотрите, какой большой дом построил Колобок. Надо в этот дом поселить жильцов. Какая это цифра (9)?
Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка.
Как вы думаете, по сколько жильцов будет жить на каждом этаже? (по 9)
А теперь будем расселять жильцов на 1 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 1 этаже? (8)
Сколько же надо ещё поселить? (1)
А теперь будем расселять жильцов на 2 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 2 этаже? (7)
Сколько же надо ещё поселить? (2)
А теперь будем расселять жильцов на 3 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 3 этаже? (6)
Сколько же надо ещё поселить? (3)
А теперь будем расселять жильцов на 4 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 4 этаже? (5)
Сколько же надо ещё поселить? (4)
А теперь будем расселять жильцов на 5 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 5 этаже? (4)
Сколько же надо ещё поселить? (5)
А теперь будем расселять жильцов на 6 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 6 этаже? (3)
Сколько же надо ещё поселить? (6)
А теперь будем расселять жильцов на 7 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 7 этаже? (2)
Сколько же надо ещё поселить? (7)
А теперь будем расселять жильцов на 8 этаж.
Сколько жильцов уже живёт на 8 этаже? (1)
Сколько же надо ещё поселить? (8)
Молодцы! Всем жильцам хватило места в домике Колобка. Посмотрите на лица жильцов. Все ли довольны остались? А почему вы так думаете?
(они радостные)
Физкультурная минутка:
На носочки встали,
Потолок достали.
Приседаем столько раз,
Сколько ёлочек у нас.
Сколько покажу кружков,
Столько выполнить прыжков.
3 часть
Ребята, давайте повторим, из скольких двух меньших чисел состоит число девять?
Верно: из 8 и 1; из 7 и 2; из 6 и 3; из 5 и 4; из 4 и 5; из 3 и 6; из 2 и 7; из 1 и 8.
Молодцы!
Ребята, посмотрите, Колобок приготовил для вас кружочки и квадратики. Колобок предлагает вам выложить перед собой столько кружочков и квадратиков, чтобы вместе их было 9.
Как получилось у Коли, Максима, Яны, Игоря, Ксюши, Артёма? Молодцы, все справились с заданием!
4 часть
На столах у вас лежат карточки с рисунками геометрических фигур (в разных рядах в различной последовательности расположены прямоугольник, треугольник и круг; в одном из рядов отсутствует изображение одной фигуры)). Эти рисунки для вас нарисовал Колобок. Рисунки эти не простые, а с задачками-головоломками на сообразительность. Посмотрите и скажите, какой фигуры не хватает в 3 ряду? Нарисуйте её. Молодцы!
А вот другое задание: надо найти лишнюю фигуру. Какая фигура лишняя? А почему? Молодцы! Хорошо справились с заданием. (Лишней будет фигура с отличительными признаками в форме: круг или овал в ряду с фигурами, имеющими углы и т.п.)
А теперь немного потанцуем.
Физкультурная минутка (музыкальная)
5 часть
Ребятки, Колобок-математик вспомнил очень интересную игру и хочет с вами поиграть.
Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите:
Если стол выше стула, то стул – ниже стола.
Если два больше одного, то один – меньше двух.
Если сестра старше брата, то брат – младше сестры.
Если правая рука справа, то левая – слева.
Молодцы! Правильно.
Возьмите счётные палочки, которые приготовил для вас Колобок.
Эти палочки не совсем простые, с их помощью можно составить различные предметы и фигуры:
Отсчитайте 5 палочек и составьте флажок, лопатку.
Подумайте и положите 1 палочку так, чтобы получилось 2 треугольника. Сколько геометрических фигур перед вами? А какие это фигуры?
Физкультурная минутка:
1-2-3-4-5 – вышли пальчики гулять;
1-2-3-4-5 – в домик спрятались опять.
6 часть
Ребята, Колобок хочет поиграть с вами в футбол. Для этого возьмите листочки в клеточку и простой карандаш. Как вы думаете, что надо для игры в футбол. Верно, ворота и мяч. Левые ворота уже нарисованы.
Давайте вместе нарисуем правые ворота. Найдите красную точку; от неё вниз отсчитайте 8 клеток, поставьте точку; от этой точки влево отсчитайте 10 клеток, поставьте точку; от этой точки вниз отсчитайте 15 клеток, поставьте точку; от этой точки вправо отсчитайте 10 клеток и поставьте точку; а от неё вниз 8 клеток. А теперь соедините все точки, начиная от красной. Вот и готовы правые ворота.
А теперь матч начинается:
Мяч в центре поля.
Мяч летит в правый верхний угол.
В левый нижний угол.
Вверх.
Вниз.
В левые ворота – гол!
Все задания Колобка выполнили.
Молодцы! Понравилось Колобку у вас в гостях. А ведь ему пора к бабушке и дедушке в сказку. И покатился колобок по дорожке.
А дорожки-то и нет. Совсем растерялся Колобок. Давайте сделаем дорожку. А как её сделать, я сейчас покажу. Возьмите конверты, в них лежат геометрические фигуры. Какие? Верно. А теперь из них построим вот такую дорожку. Молодцы. Все справились.
Рефлексия
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Что понравилось больше всего?
Вы все сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ФЭМП. "Кукла Катя в гостях у ребят".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП.Тема: «Кукла Катя в гостях у ребят»Старшая группа (5-6 лет). ...
Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП «Столько – сколько, больше – меньше» (возраст детей 3 - 4 года)
Благодаря этому занятию дети научатся сравненивать две группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько — сколько, больше — меньше. Закрепят умение различать и называть ...
Методическая разработка образовательной деятельности в младшей группе "Солнышко в гостях у ребят"
Методическая разработка образовательной деятельности в младшей группе "Солнышко в гостях у ребят"...
Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП «У нас в гостях Маша и Даша» группа детей общеразвивающей направленности 3 - 4 лет
Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года....
Методическая разработка занятия в первой младшей группе "Неваляшка в гостях у ребят"
Занятие в первой младшей группе "Неваляшка в гостях у ребят" способствует формированию представлений о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира. Формируются исследовательск...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Кукла Маша в гостях у ребят».
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию свою методическую разработку образовательной деятельности по речевому развитию по теме:"кукла Маша в гостях у ребят"...
Методическая разработка досуга по физической культуре "Волк Забивака в гостях у ребят"
Досуг посвящен Всемирному Дню футбола для детей подготовительных групп....