Проект "Счетные палочки"
проект по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ТЕМУ: «СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – ЭТО ИНТЕРЕСНО И ВЕСЕЛО»
Цель проекта: познакомить детей со счетными палочками.
Задачи проекта:
- научить детей разнообразным способам действий со счетными палочками;
- развивать у детей воображение для создания различных объектов, с помощью счетных палочек через игру;
- воспитывать у детей желание заниматься со счетными палочками и конструировать из них различные объекты.
Актуальность проекта: многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют так же формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом – таких как мышление, активность и самостоятельность. Но к сожалению чаще всего, счетные палочки используются только для счета, по этому я решила создать проект для расширения знаний у детей о возможностях счетных палочек.
Тип проекта: краткосрочный (недельный).
Вид проекта: информационный.
Возрастная группа: 5 лет.
Ожидаемые результаты:
- ребенок знаком с различными действиями со счетными палочками;
- проявляет желание конструировать из них понравившиеся ему предметы их окружения;
- использует счетные палочки в свободной деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Работа педагога: 1.Планирование работы (приложение №1); 2.Подбор материала для проведения проекта.
Совместная работа педагога и детей: 1.Беседа с детьми: «Что мы знаем о счетных палочках?»; 2.Проведение практических занятий для выявления затруднений у детей в: - работе с ножницами; - рисование (перенос предмета на бумагу).
- Практический этап:
На данном этапе проводятся занятия с детьми согласно составленному плану образовательной деятельности.
- Заключительный этап:
Проводится заключительное занятие по проекту. Создается картотека для детей с изображениями различных предметов из счетных палочек.
Приложение №1
Планирование образовательной деятельности.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Образовательная деятельность | Познавательное развитие: ФЭМП | Художественно – эстетическое развитие: Рисование | Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром | Художественно – эстетическое развитие: Аппликация | Речевое развитие: развитие речи |
Тема | «Выложи фигуру» | «Создай рисунок из счетных палочек» | «Вот какой красивый лес» | «Построй домик» | «Вот такие, волшебные палочки» |
Цель | Познакомить детей с новыми действиями со счетными палочками. | Учить детей переносить выложенный ими рисунок из счетных палочек на бумагу. | Научить детей изображать различные цветы и деревья с помощью счетных палочек. | Продолжить учить детей переносить выложенный ими предмет из счетных палочек на бумагу. | Учить детей составлять рассказ о проделанной работе (действиях). |
Задачи | - учить детей выкладывать из счетных палочек различные фигуры; - совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры; - учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги над, под и т.д. | - закреплять умение рисовать предметы, составленных из нескольких частей; - продолжить учить детей передавать в рисунке образ предмета; - учить детей внимательности и сообразительности. | - дать образное представление детям, как можно изобразить какой – либо предмет из счетных палочек; - расширять представления о растениях ближнего окружения; - развивать воображение и смекалку. | - продолжить учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; - продолжить учить детей правильно располагать изображение на листе бумаги; - закреплять умение детей аккуратно пользоваться клеем и ножницами. | - закреплять знания детей о пройденном материале; - учить детей грамматически правильно отражать в речи свои впечатления; - развивать воображение и смекалку. |
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Выложи фигуру»
Цель | Познакомить детей с новыми действиями со счетными палочками. | |
Задачи | - учить детей выкладывать из счетных палочек различные фигуры; - совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры; - учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги над, под и т.д. | |
Материал | Демонстрационный: карточки с изображением геометрических фигур выложенных из счетных палочек. Раздаточный: счетные палочки на каждого ребенка. | |
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | Рассказывает детям о том, чем они будут заниматься. Показывает демонстрационные карточки, уточняет у детей что на них изображено. | Рассматривают карточки, отвечают на вопросы педагога и называют что изображено на карточках. |
Основная часть | Показывает детям, как можно использовать счетные палочки, используя образцы на доске. Проводит физ.минутку . Потом предлагает детям самостоятельно выкладывать фигуры, изображенные на карточках, соблюдая определенную последовательность. | Выполняют все указания во время физ.минутки, садятся на свои места и начинают выкладывать фигуры соблюдая правильную последовательность. |
Заключительная часть | Проверяет кто, что выложил и задает вопросы, что изображено. Предлагает детям еще раз попробовать выложить какой – либо предмет, чтобы закрепить полученные сегодня знания. | Отвечают на вопросы и выкладывают новый предмет на свое усмотрение (какой больше понравился). |
Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему: «Создай рисунок из счетных палочек»
Цель | Учить детей переносить выложенный ими рисунок из счетных палочек на бумагу. | |
Задачи | - закреплять умение рисовать предметы, составленных из нескольких частей; - продолжить учить детей передавать в рисунке образ предмета; - учить детей внимательности и сообразительности. | |
Материал | Демонстрационный: иллюстрации с изображением различных предметов, составленных из счетных палочек. Раздаточный: листы белой бумаги, цветные карандаши, набор счетных палочек на каждого ребенка. | |
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | Педагог показывает детям иллюстрации с изображением различных предметов из счетных палочек. Задает вопросы: что изображено? Какие предметы можно еще изобразить с помощью счетных палочек. | Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, так же предлагают свои варианты изображения предметов. |
Основная часть | Спрашивает у детей, кто, что решил изобразить и предлагает выложить этот рисунок из счетных палочек. Поощряет детей, которые решили изобразить свой предмет, а не выбрали из представленных иллюстраций. Уточняет у каждого ребенка, кто, что изображает. Проводит физ.минутку «Кошка выпускает когти». После физ.минутки педагог говорит детям о том, что они должны попробовать нарисовать карандашами, выложенный ими предмет. Помогает детям у которых плохо получается. | Каждый ребенок рассказывает, что он будет выкладывать из счетных палочек и преступает к работе. При выполнении упражнений во время физ.минутки, соблюдают все указания педагога. После физ.минутки садятся на свои места и начинают перерисовывать выложенный ими предмет из счетных палочек на лист бумаги. |
Заключительная часть | Когда все дети дорисовали, педагог напоминает, что рабочее место после себя надо оставлять чистым. Педагог подписывает каждый рисунок и достает папку, предлагая детям сложить свои рисунки в нее, для того чтобы получилась картотека. Педагог поясняет детям, что они будут пользоваться этой папкой в свободной деятельности. Когда папка собрана педагог кладет ее в математический уголок в группе. | Заканчивают дорисовывать выбранный ими предмет и убирают свое рабочее место. Складывают свои рисунки в папку, рассказывая, что на нем изображено. Рассматривают вместе с педагогом папку обсуждая каждый рисунок и говорят, что изображено на картинке. |
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Вот какой красивый лес»»
Цель | Научить детей изображать различные цветы и деревья с помощью счетных палочек. | |
Задачи | - дать образное представление детям, как можно изобразить какой – либо предмет из счетных палочек; - расширять представления о растениях ближнего окружения; - развивать воображение и смекалку. | |
Материал | Демонстрационный: иллюстрации с изображением леса, солнышка, тучки, дерева, цветочка, грибочка. Такие же образцы из счетных палочек. Раздаточный: счетные палочки для каждого ребенка. | |
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | Объясняет детям, что они сегодня будут работать в командах (каждый стол будет отдельной командой). Каждая команда будет собирать свой пейзаж из счетных палочек. Показывает детям иллюстрации с изображением леса и т.д.Задает вопросы о том, что они видят на картинках. | Рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы педагога. |
Основная часть | Показывает иллюстрации с изображением леса и т.д. из счетных палочек. Объясняет что каждая команда должна составить свой пейзаж, а каждый ребенок свой предмет, чтобы они не повторялись. Проводит физ.минутку «Дерево, кустик, травка». После выполнения физ.минутки педагог следит за выполнением детьми задания, подсказывает и помогает тому, у кого что то не получается. | Рассматривают иллюстрации, выбирают кто, что будет изображать. Выполняют указания педагога во время физ.минутки, потом садятся на места и начинают выкладывать задуманный пейзаж из счетных палочек. |
Заключительная часть | Спрашивает у каждого ребенка, что он изображал и похож ли выложенный пейзаж на картинку. | Отвечают на вопросы педагога, рассматривают пейзажи других команд. Убирают свои рабочие места. |
Конспект образовательной деятельности по аппликации на тему: «Построй домик»
Цель | Продолжить учить детей переносить выложенный ими предмет из счетных палочек на бумагу. | |
Задачи | - продолжить учить детей составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность; - продолжить учить детей правильно располагать изображение на листе бумаги; - закреплять умение детей аккуратно пользоваться клеем и ножницами. | |
Материал | Демонстрационный: образцы готовой аппликации, составленных из счетных палочек. Раздаточный: белая и цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, счетные палочки на каждого ребенка. | |
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | Показывает детям иллюстрации с изображением домика, выложенных из счетных палочек, выделяет отдельные части дома. Напоминает детям о правильном и безопасном использовании клея и ножниц. | Рассматривают иллюстрации, называют вместе с педагогом отдельные части дома и рассказывают педагогу, как правильно пользоваться ножницами. |
Основная часть | Предлагает детям выложить свой домик из счетных палочек. Просит рассказать детей в какой последовательности они будут переносить части домика на лист бумаги. Проводит физ.минутку «Давайте вместе с нами». Следит за выполнением детьми упражнений. Когда дети приступают к выполнению задания, педагог в слух проговаривает последовательность выполнения задания (сначала вырезать все части, потом клеить на лист бумаги). | Каждый ребенок выкладывает свой домик из счетных палочек. Выполняют упражнения, повторяя за педагогом. Приступают к выполнению задания: из цветной бумаги нарезают полоски для домика; приклеивают сначала основание домика, а потом крышу. Если у кого то из детей возникает желание улучшить свою аппликацию, то нарезает еще цветной бумаги. |
Заключительная часть | Говорит детям об окончании работы, и вместе с детьми идут оформлять выставку из выполненных работ. Пока работы высыхают, педагог проговаривает детям о том. Что рабочее место после себя должно быть убранным. После уборки рабочих мест, педагог с детьми возвращаются к выставке и задает вопросы: что мы сегодня делали? В какой последовательности? Кого бы вы хотели поселить в свой домик? | Дети помогают оформить педагогу выставку, убирают рабочие места и отвечают на вопросы педагога. |
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Вот такие, волшебные палочки»
Цель | Учить детей составлять рассказ о проделанной работе (действиях). | |
Задачи | - закреплять знания детей о пройденном материале; - учить детей грамматически правильно отражать в речи свои впечатления; - развивать воображение и смекалку. | |
Материал | Демонстрационный: работы сделанные детьми во время проведения проекта. | |
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Организационный момент | Сажает детей в круг и в центре выкладывает работы детей, которые они сделали за эту неделю. Задает вопросы о том, чем они занимались всю неделю. Хвалит детей за проделанную работу. | Садятся в круг и рассматривают работы, отвечают на вопросы педагога. |
Основная часть | Объясняет детям, что они сегодня будут составлять рассказ о том, чем они занимались всю неделю и что запомнили. Рассказывает детям свой рассказ (для образца). Педагог записывает рассказ каждого ребенка, помогая правильно составить предложение. Проводит физ.минутку «Кружочек». | Слушают рассказ педагога. Каждый ребенок смотря на выложенные работы составляет свой рассказ. Во время физ.минутки повторяют все действия за педагогом. |
Заключительная часть | Оформляет стенд рассказами детей. И задает вопросы: Понравилось ли им заниматься и играть со счетными палочками? Что понравилось больше всего и что не понравилось? | Помогают педагогу оформить стенд из рассказов, отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Палочки-выручалочки".Листы задания для работы с палочками Х.Кюизенера.
Листы - задания для работы с детьми...
Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...
Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.
Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...
Проект по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе Раздел: рисование (нетрадиционная техника рисования - ватными палочками) «Вместо кисточки - ватные палочки»
Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста, ребенка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Воспитатель педлагает н...
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ВОЛШЕБНЫМИ ПАЛОЧКАМИ 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины....