Статья. "Нужно ли развивать математические способности или «против природы не пойдешь»?
статья по математике

Ухобатова Ирина Борисовна

Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. А какая предметная область учит этому наших детей? Ответ ясен и понятен: математика!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нужно ли развивать математические способности или «против природы не пойдешь»?

Даже от самого жаркого огня в камине

знаний останется всего только горстка холодной

золы, если рядом не будет заботливых рук

истопника – педагога – и достаточного количества

заготовленных впрок поленьев – задач.

В.Шаталов

известный советский педагог.

                                                         "Кто с детских лет занимается

                                                          Математикой, тот развивает

                                                          внимание, тренирует свой

                                                          мозг, свою волю, воспитывает

                                                          настойчивость и упорство в

                                                          достижении цели"

                                                     Алексей Иванович Маркушевич.

Приходилось ли вам слышать фразы, вроде «У этого ребенка природные способности к математике», «А вот у этого гуманитарный склад ума, и ничего он в математике не смыслит»? За этими вполне обыденными репликами стоит пессимистическая позиция: если «не дано», то уж ничего и не сделаешь. Как распознать, что именно «дано», а что «не дано» ребенку? Правда ли, что если я чистейший гуманитарий, то у ребенка напрочь будет отсутствовать стройное логическое мышление? И имеют ли тогда смысл развивающие занятия с малышом? – ведь если «не дано», то, как ни бейся, все равно ничего не разовьешь.

Полемика о роли природы и воспитания в развитии одаренности не угасает вот уже несколько веков. Одни утверждают, что нет хороших генов – нет и талантов, выше головы, мол, не прыгнешь. И в качестве доказательств говорят о династиях ученых, художников и музыкантов. Семье Бахов, к примеру, которая в 8 поколениях дала более 20 выдающихся музыкантов. Или династии Бернулли, у которой за 6 поколений выросло 11 знаменитых ученых.

Другие полагают, что выдающиеся способности можно развить у любого ребенка. И нередко используют своих учеников (как известный скрипач Шиничи Сузуки) или собственных детей для подтверждения этой теории.

Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. А какая предметная область учит этому наших детей? Ответ ясен и понятен: математика!

Наиболее конструктивным решением проблемы в свете требований ФГОС ДО является системное развитие форм и операций логического мышления на доступном занимательном детям материале в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями. Ребенок в своей повседневной деятельности постоянно сравнивает, сопоставляет, классифицирует различные предметы, явления.

Леонид Яковлевич Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе. Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Все дети одарены! У каждого ребенка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьет свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, педагогов, воспитания. Большинство родителей считают, что талант ребенку дается свыше: либо он есть, либо нет. Придет, мол, время – и скрытые способности появятся сами. И … глубоко ошибаются.  Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения; их заложили папа и мама. Конечно, все родители понимают, что задатки ребенка надо развивать, превращая их в способности. И тогда чадо достигнет успеха: кто-то на поприще учебы, кто-то в науке, бизнесе, игре на скрипке, рисовании. «Подрастет, отдадим малыша в кружок» - строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку.

Нельзя упускать время!

Вот скажем, если Вам хочется, чтобы яблоня плодоносила, вы будете ухаживать за саженцем? Поливать вовремя, удобрять его? Дерево, о котором вовремя не позаботиться, уже не порадует, какой бы хорошей сорт это не был. Так и малыш! Из любого ребенка можно вырастить талант. Если во время его «удобрить». Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни.

Условием возникновения и развития мышления ребенка, по А. В. Запорожцу, является изменения видов и содержания детской деятельности. Простые накопления знаний не приводят автоматически к развитию мышления. Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе и очень важно еще раз подчеркнуть, что своеобразие развития ребенка заключается не в адаптации, не в индивидуальном приспособлении к условиям существования, а в активном овладении ребенком способами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А. В. Запорожца, овладение подобными способами играют существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно – логического мышления, но и мышления наглядно – образного характерного для детей дошкольного возраста.

Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!

Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день. Это так называемая интуитивная логика, неосознанное использование законов логики или то, что называют природным здравым смыслом.

Итак, логика изучает пути к истине.

Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будет служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.    

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алябьева Е. В. «Игры для детей 5-7лет: развитие логического мышления и речи»

2. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для детей»

3. Савенков А. В. «Маленький исследователь: развитие логического мышления: для детей 6-7 лет»

4. «Логика. Задания на развитие логического мышления. Для детей 4-6 лет». Составитель: Шевелев К. В.

5. Козырева Л. М. «Развиваем логического мышления для детей 6-7 лет

6.  Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО «Тринго», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем математические способности (для детей 2-4 лет)

Сегодня мы поговорим о математических способностях наших детей. Как же научить детей считать? Ведь нам так некогда. Скажу вам по секрету – это возможно сделать и в те недолгие минуты, когд...

Развиваем математические способности

При использовании дидактических игр широко используются разные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в радостной, доступной и занимательной форме. Если у малыш...

Развиваем математические способности детей 3-4 лет.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут вам  развить математические способности вашего малыша....

Развиваем математические способности у дошкольника

Статья на тему развития математических представлений у детей дошкольного возраста...

развиваем математические способности

Как научить ребенка счету....

Педсовет "Как научить родителей развивать математические способности у детей"

Цель: выявить эффективные способы работы с родителями, для развития математических способностей у детей....

Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома

Простые советы, как развивать математические способности дома в игровой форме....