Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старшей группе " В поисках сокровищ"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Формировать у детей логическое мышление, через логико- математические игры. Учить решать математические загадки, головоломки. Развивать внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старшей группе.

«В поисках сокровищ».

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить  представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
  • совершенствовать умение  ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу), через игру  «Карандашик заблудился»;
  • развивать глазомер, через игру «Сколько животных за забором».

Речевое развитие:

  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
  • совершенствовать диалогическую речь.

Художественно-эстетическое развитие:

  • вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
  • закреплять знания об основных формах предметов.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Физическое развитие:

  • формировать потребности в  двигательной  активности, через  физкультминутки.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками), задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.  

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

 Ход деятельности:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла и нашла под дверью письмо. На нем написано: «Для ребят. Срочно.» И стоит подпись «Мишки».

Давайте почитаем ( Да)

 «Дорогие, ребята! В нашем городе Мишек приключилась беда. Злые разбойники похитили наше сокровище и где-то его закапали. А нам оставили вот эту карту и какой- то конверт. Но мы ни как не можем в ней разобраться и просим вас помочь нам.

— Ребята, поможем мишкам! — спрашивает воспитатель.

— Да! — отвечают дети.

— Тогда не будем зря терять время, приступаем к разгадыванию карты. Чтобы добраться до сокровищ нам надо выполнить много заданий. А что у нас в конверте? А вот и задания Приступим.  

Основная часть: 

Первое задание

Игра № 1 «Разложи фигуры»

Цель: развитие внимания и мышления.

Задание:

Воспитатель: Ребята посмотрите на карточки и расскажите какие геометрические фигуры вы видите. (треугольники, четырёхугольники, круги)

Найдите фигуру, у которой 6 углов- это шестиугольник)

Перед вами геометрические фигуры, разложите их так как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

01

Воспитатель: Молодцы. Теперь второе задание.

Игра № 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления.

Задание:

Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

Ход:

  1. Воспитатель: «Давайте отсчитаем по 5 палочек, проверим и положим их перед собой.  Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполнит задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

  1. Воспитатель; «Давайте теперь отсчитаем 7 палочек 7 палочек и подумаем, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник.

Вопросы после выполнения задания «Как составил 3 равных  треугольника?  Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

(Ответы детей на заданные вопросы)

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

02

 Воспитатель: Молодцы. Вот мы еще на один шаг стали ближе к сокровищам.

Воспитатель зачитывает задания для игры № 3

Игра № 3 «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Воспитатель: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

 Воспитатель: «Молодцы! Давайте мы свами немного отдохнем, а то путь еще очень далёк».

Физкультминутка:

Бабочка. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) 
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) 
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется, 
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Немножко мы размялись и продолжим наш путь в поисках сокровища.

Задание  № 4

Игра № 4 «Сколько животных спряталось»

Цель: развитие логического мышления.

Материал: картинки на каждого ребёнка

Воспитатель: «Посмотрите на картинку и найдите сколько животных спряталось. Давайте их назовем». (Ответы детей).

Воспитатель: Умнички! Мы отгадали почти все задания и всё ближе продвигаем к сокровищу.  Давайте разгадаем еще одно задание.

Игра № 5 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Воспитатель: «Ребята, перед вами картинки со смайликами (веселый, грустный, плачущий и т.д.) Посмотрите на каждый ряд и подумайте какой смайлик спрятался. Нарисуйте его. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Ох и устали мы. Путь такой длинный. Давайте отдохнем.

Физкультминутка:

Будем прыгать и скакать! 
Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку, 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой.) 
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Воспитатель: осталось у нас последнее задание.

Игра № 6 «Загадки»

Воспитатель: «Нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно!

  1. Под кустами у реки
    Жили майские жуки.
    Дочка, сын, отец и мать,
    Кто их сможет посчитать? (4)
  2. Восемь храбрых малышей
    Переходят вброд ручей.
    Один отстал: «И я хочу!»
    Сколько их пришло к ручью? (девять)
  3. У куклы пять нарядных платьев.
    Какое нынче надевать ей?
    Есть у меня для куклы шерсть.
    Свяжу – и платьев будет… (шесть)
  4. Пять щенят в футбол играли,
    Одного домой позвали -
    Он в окно глядит, считает,
    Сколько их теперь играет? (четыре)

Заключительная часть-рефлексия

Воспитатель обращается к детям

— Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями. Поаплодируйте себе! Но где сокровища? Давайте мы все ляжем на коврик, закроем глазки и представим, что всего дороже Мишкам! (Дети мечтают). (После воспитатель спрашивает у детей варианты сокровищ).

Воспитатель: Пока вы мечтали я нашла вот этот мешочек. Давайте посмотрим, что там? (Достает «мишек-барни).  Вот, что любят оказывается наши Мишки! (Угощает детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений - в игре в старшей группе на тему «Зоопарк»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура». Цель: Закрепить количественный и порядковый счёт  в пределах 8; Задачи:Образ...

Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старше - подготовительной группе «В поисках сокровищ».

Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старше - подготовительной  группе«В поисках сокровищ». Цель: формирование у детей логического мышл...

Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через игры в старшей группе «В поисках сокровищ»

Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через игры в старшей группе «В поисках сокровищ» Цель: формирование у детей логического мышления через логико-математически...

Конспект "Развитие логического мышления через развивающие игры головоломки"

Конспект открытого занятия "Развитие логического мышления через развивающие игры головоломки"....