Квадраты Никитина
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КВАДРАТЫ НИКИТИНА
«Сложи квадрат» – знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей.
Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.
Игра многоуровневая, уровень сложности зависит от количества составных частей. Самые простые задания ( 2-3 части) можно предлагать ребенку уже с 2 лет.
Игра вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд – малыши могут решать эти задачки несколько лет. Она обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.
Варианты основных задач:
Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т.д. – перемешивайте детали.
Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».
Дополнительные задачи:
Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой), разложить по холодным и теплым цветам.
При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.
Квадраты Никитина легко сделать своими руками. Для этого нужно вырезать из цветной бумаги 24 квадрата разных оттенков и наклеить их на картон. Затем каждый квадрат разрезать по предварительно нанесенным линиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая игра"Сложи квадрат" Никитина
Продолжаем пополнять развивающую среду в группе дидактическими играми, сделанными своими руками....
Квадраты Никитина
Квадраты Никитина...
Квадраты Никитина в индивидуальной работе с детьми с нарушениями речи.
Презентация к игре "Квадраты Никитина"...
Квадраты Никитина
laquo;Сложи квадрат» – знаменитая игра Б.П. Никитина для развития интеллектуального потенциала малышей. Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозне...
Конспект «Обо всем на свете» по ФЭМП с использованием авторского пособия «Квадрат Никитина» с детьми подготовительной группы
Программные задачи:Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение отгадывать математические загадки;Развивать счётн...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностеймладших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина...