Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС, зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей
консультация по математике на тему
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад №468 комбинированного вида
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС, зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей
Николаева Н. В.
декабрь 2018 г
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей.
Одна из важных задач воспитателей– развить у ребенка интерес к математике. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала.
Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач.
1.Формировать базисные математические представления, речевые умения;
2. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала;
4. Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
направлена на развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорном развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.)
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явления окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:
1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП. 2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми. 3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий. 4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка. 5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей. 6. Развитие познавательных процессов и способностей в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста. 7. Усвоение детьми математической терминологии. 8. Повышения уровня познавательной активности на занятиях по ФЭМП у дошкольников. 9. Овладение приемами учебной деятельности детьми. 10. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.
В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».
На занятиях по математике воспитатель воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме не следует забывать о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.
На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).
Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.
Эти требования следующие:
- достаточное количество предметов, используемых на занятии;
- разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);
- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);
- динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);
- художественное оформление.
Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала. Для умственного развития дошкольников большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. На занятиях дети не только занимаются усвоением навыков счета, решением и составлением простых арифметических задач, но и знакомятся с геометрическими формами, понятием множества, учатся ориентироваться во времени и пространстве. На этих занятиях в значительно большей степени, чем на других, интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, вырабатывается лаконичная и точная речь.
Задача воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике,— включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он, прежде всего, должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Воспитатель должен заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Все эти вопросы он должен решать, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике.
По-современному ФГОС в ДОО сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно (по Л. С. Выготскому и Г. С. Костюку) сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.(3, стр. 44)
§ характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
§ уровень знаний и умений (осознанность, действенность);
§ работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
§ уровень самостоятельности и активности;
§ отношение к обучению;
§ характер познавательных интересов;
§ уровень волевого развития.
Игра – самая важная деятельность в детском саду.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
На втором этапе происходит разворачивание сюжета. С целью включения детей в игровую деятельность, воспитателю необходимо использовать различные приемы:
1. что-то внести, чтобы большинство детей заинтересовалось;
2. что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.);
3. приходит кто-то в гости или игрушка;
4. эффект неожиданности (шум, треск, стук...);
5. делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем и др.);
6. интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите);
7. договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета;
8. повар приглашает в гости и просит сделать то-то;
9. специально организованная проблемная ситуация.
Например, при знакомстве с числом 4 предложить детям отгадать:
4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (Ветряная мельница.)
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
При изучении числа 5 можно загадать:
5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
Для пяти мальчиков – пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
При ознакомлении с числом 8 пригодится загадка:
8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)
Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло (Морковь.)
Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно (Глаза.)
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:
- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка Маша.)
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
- Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
- Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
- Если правая рука справа, то левая… (слева.)
- Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий и разнообразных игр.
Навыки счета отрабатываются при использовании считалок:
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь!
Пойду каши я поем.
Вы ж пока считайте,
Кому водить гадайте!
Раз, два, три, четыре -
Жили мушки на квартире.
И повадился к ним друг -
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь -
Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи...
Ну-ка, Машенька, води!
Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки. Например:
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один,
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Следует отметить, что математические знания и представления можно совершенствовать и на других занятиях. Например, формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. При обучении счету можно использовать такие пословицы, где встречаются числительные. Например:
- Один в поле не воин.
- Два сапога – пара. - Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. - Без четырёх углов изба не рубится. - Знать, как свои пять пальцев.
- Семеро одного не ждут.
- Весна да осень – на дню погод восемь.
Не нужно забывать и о порядковом счете:
- Первый блин всегда комом.
- Первый сын – богу, второй – царю, третий себе на пропитание.
- Второй Родины не бывает.
Помогут пословицы и при изучении временных представлений. Опыт работы в старшей группе детского сада позволяет утверждать, что дети с трудом запоминают названия дней недели. Поэтому можно познакомить детей со следующими пословицами и поговорками:
- Понедельник и пятница – дни тяжелые, вторник и суббота – легкие.
- С понедельника на всю неделю.
- В понедельник – на могильник, во вторник – на кокорник, в среду – на переды, в четверг – на коты, в пятницу – на мельницу, В субботу – на работу, в воскресенье – на веселье.
- Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
- Не суйся, пятница, на перед четверга.
Помогут пословицы запомнить и названия месяцев:
- Январь – году начало, зиме – середина.
- Февраль воду подпустит, а март подберет.
- Ни в марте воды, ни в апреле травы.
- Месяц май – коню сена дай, а сам на печь полезай.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
Пальчиковые игры, направленные на изучение счета. Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Например, можно закреплять обратный счет по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки». На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро)
Для барашков (пальцы левой руки «играют»)
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
(показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для женушки – подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!
Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
-- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
-- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
-- предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
-- развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
-- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
-- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
-- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
-- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
-- а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Игра "Часы "
(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки ).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Игра"Пальчики" Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Раз, два, три, четыре, пять – Захотели поиграть. Разбудили дом соседей, Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – Веселятся все. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим.
(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).
В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.
Это цифра - Единица,
Видишь, как она гордиться?
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему!
Цифра Два - лошадка - диво,
Мчит, размахивая гривой.
Мы с тобой построим домик,
Крышей будет треугольник,
У крыши уголки остры,
Сколько их? Один, два, три!
Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад, я дольку отломил — квадрат.
И стол — квадрат, и стул — квадрат, и на стене плакат – квадрат.
Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая — квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...
Семинар «Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, это документ, кот...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ РЕДСТАВЛЕНИЙ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ» (в соответствии с ФГОС ДО) на...
Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО"
Цель программы по формированию элементарных математических представлении у дошкольниковинтеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого ивариативного мышления...
Виды досуговой деятельности, способствующие формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС
Досуговая деятельность по ФЭМП - приоритетное направление в организации жизни дошкольников на современном этапе, так как является основой формирования его общей культуры. Продуманная органи...
Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...