Беседа по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Шадрина Ксения Валерьевна

Давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, им уже надо было считать. Например, пересчитать, сколько людей пойдет на охоту, сколько яблок надо собрать, чтобы хватило каждому взрослому и ребенку, сколько стрел взять с собой на охоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat.docx20.43 КБ
Файл mat.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Беседа по формированию элементарных математических представлений в  старшем дошкольном возрасте

Воспитатель: Шадрина Ксения Валерьевна

Тема: «Как люди научились считать»

Цель: Познакомить детей с разными видами счета и пересчета предметом.

Материал и оборудование: презентация, проектор, конспект беседы

Ход беседы:

Давным-давно, когда люди жили еще в пещерах, им уже надо было считать. Например, пересчитать, сколько людей пойдет на охоту, сколько яблок надо собрать, чтобы хватило каждому взрослому и ребенку, сколько стрел взять с собой на охоту.

 Вначале люди изображали числа зарубками на дереве или камне. Шло время, и наши далекие предки научились строить дома, корабли и многое другое, для чего нужны сложные расчеты. А без цифр их невозможно сделать. Первые цифры появились одновременно с буквами.

В Древнем Риме были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.(см. Приложение , рисунок 4)
Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими.

Написание арабских цифр, которыми мы изо дня в день пользуемся,  состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею - связать числовое значение цифры с количеством углов в ее написании.
Посмотрим на арабские цифры и видим, что

0 - цифра без единого угла в начертании;
1 - содержит один острый угол;
2 - содержит два острых угла;
 3 - содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте) ;
4 - содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию) ;
 5 - содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика - то же самое, что у цифры 4 - достройка последнего угла);
6 - содержит 6 прямых углов;

 7 - содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание цифры 7 отличается от приведенного на рисунке  наличием дефиса, пересекающего под прямым углом вертикальную линию посередине (вспомним, как мы пишем цифру 7), что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще верхняя ломаная линия);
8 - содержит 8 прямых углов;
9 - содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9.

А теперь давайте остановимся на интересных римских цифрах.
Ребята, очень часто римские цифры используют для изготовления часов т.к. они очень красивые, не обычное, но просты в понимании. А какие виды часов вы знаете?
Давай выложим римские цифры от 1 до 10 из спичек.

1 — одна спичка
2 — две спички
3 — три спички
тут перескочите и скажите, что сначала вы покажете, как выглядит цифра 5:
4 — четыре получается, если у 5 отнять одну палочку. Если палочку отнимаем, то пишем слева. Если прибавляем, то справа.
6 — если к 5 прибавить одну палочку — будет 6.
7 — это пять и две палочки
8 — пять и три палочки
тут опять перескочите 9-ку и расскажите о числе десять — X. Кто-то считает, что это символ двух перекрещенных ладоней. (А на двух ладонях, действительно, 10 пальцев). Кто-то считает, что это две римские пятерки — прямая и перевернутая.

9 — это 10 минус один. И так же, как и с четверкой, она записывается во


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка 309-е группы Шадрина Ксения Как люди научились считать

Слайд 2

Древние люди

Слайд 3

Приспособления для счета

Слайд 4

Древние Римляне

Слайд 5

Древние Греки

Слайд 6

Цифры Индейцев Майя

Слайд 7

Цифры Арабские

Слайд 8

Римские цыфры

Слайд 9

Задание

Слайд 10

Какие часы вы знаете? Настенные часы Наручные часы Напольные часы Песочные часы

Слайд 11

Задание: Давай выложим римские цифры от 1 до 10 из спичек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его актив...

Презентация "Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для дошкольного возраста"

quot;Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для дошкольного возраста" разнообразие игр....

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...