"Формирование приемов умственных операций у дошкольников"
консультация по математике (старшая группа) на тему

Долматович Марина Евгеньевна

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_matematika.docx50.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

на тему:

"Формирование приемов

умственных операций

у дошкольников"

                                                                Воспитатель гр. №3

                                                                Долматович М.Е.

2018 г.

        Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. 

Цель нашей работы – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основными задачами нашей работы являются

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, учиться выдвигать гипотезы: Если… , то….

        Для успешной организации образовательного процесса с детьми на  занятиях необходимо соблюдать  систему дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

    Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка в  группе.

Все это опирается на развивающую среду, которая строится следующим образом:
1. Математические развлечения:
* игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.);
* игры-головоломки;
* задачи-шутки;
* ребусы;
2. Дидактические игры:
* сенсорные; (из разных материалов)
* моделирующего характера;
* специально разработанные нами для обучения детей;
("Найди недостающее")
3.  Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. (Что будет если...  у моста не треугольные крепления)

        Любая образовательная деятельность требует интегрированного подхода, для этого можно:

  • широко использовать  иллюстрации  к книгам,  слайд-шоу познавательного направления и т.п.;
  • как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;
  • внимательно выслушивать  рассуждения детей, никогда их не критикуя;
  • ставить  развивающие, наводящие вопросы;

     Можно  определить  некоторые  методические подходы к организации работы (в том числе при формировании умственных операций)
1.Рассказывание воспитателем  сказок, историй  с  продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.
2.Выявление, где встречается число в предметном  мире, в природе.
3.Рисование на тему числа.
4.Лепка соответствующей цифры, фигур
5.Знакомство  с  соответствующим  классом  геометрических фигур, рисование, лепка их, конструирование объемных тел.
6.Ритмические двигательные упражнения (физминутки)

    В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. (Белошистая Анна Витальевна, доктор педагогических наук, профессор)

        Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей среды над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

        Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных операций, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

        Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: "Найти все узкие". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "узкие".

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). 
(Задание на выбор предмета из группы по любому признаку или нескольким признакам: "Возьми красный, большой не тонкий, не круг"; Задания с блоками Дьенеша.)

        1Упражнение 
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.

развитие математических способностей
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)".

        2Упражнение 
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.

Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)".

        3Упражнение 
Материал: рисунок фигурок-рожиц.

развитие математических способностей
Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?"

        4Упражнение 
Материал: рисунок фигурок-человечков.

развитие математических способностей
Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?"
Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти - семи лет.

        5Упражнение 
Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой.
развитие математических способностей                 развитие математических способностей
Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их".
Примечание. Нужно помочь ребенку правильно показать треугольники (обвести маленькой указкой или пальцем).

        В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

        6Упражнение 
Материал: 4 одинаковых треугольника.

развитие математических способностей
Задание: "Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)".
        Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию

        Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый играет роль ненавязчивого помощника, его цель - способствовать доведению работы до конца, то есть до получения задуманного или требуемого целого объекта.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
        7Упражнение
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.

развитие математических способностей

Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

8Упражнение 
Материал: набор из шести фигур разной формы.

развитие математических способностей
Задание: "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)". Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: "У нее угол ушел внутрь". Такое объяснение вполне подходит. "Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в процессе формирования умственных способностей у дошкольников

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это ...

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников с перспективным планом работы на год....

Консультация для педагогов «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Указаны ошибки при формировании процессов словообразования у дошкольников с ОНР...

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и...

Выступление на ГМО учителей-логопедов " ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (В СИСТЕМЕ РАБОТЫ НАД РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ)"

В процессе словообразовательной работы у детей с ОНР происходит  развитие речи, внимания,  памяти, мышления и воображения. Конкретная каждодневная реализация этой работы зависит от усилий ло...

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников»    ...