конспект Развитие математических представлений
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
Конспект Организационной образовательной деятельности
В области «Познание»
Средняя группа
Развитие математических представлений
« Как измерить удава»
Задачи:
1.Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки.
2.Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки.
4. Закреплять счет в пределах 8, умение соотносить цифру с количеством, пространственно-временные отношения.
5. Развивать воображение, мышление, память. Воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении заданий.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: обогащать словарь детей.
Физическое развитие.
Познавательное развитие.
Материалы:
Демонстрационный – изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда
Раздаточный – ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.
Предварительная работа:
Просмотр детьми мультфильма «38 попугаев». Выявление главных героев и беседа по сюжету мультфильма.
Организация детей: посадить полукругом.
Ход ООД
1часть (организационная)
Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети. Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.
На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.
Воспитатель спрашивает:
- Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
- Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
- Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
- Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
- А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).
2часть (основная)
На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины. Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.
Физкультминутка «Три медведя».
Дети изображают медведей и выполняют действия согласно тексту.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был -
С погремушками ходил.
Игра « Садовники».
Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы.
« Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
- Какой формы ваша клумба?
- Сколько у нее углов?
- Покажите верхние углы (нижние).
- Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?
- А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
- Начинаем, сажать цветы: посадите, в верхний левый угол, 2 синих цветка,
в нижний правый 1 желтый, в верхний правый, красный и синий цветки.
- Какой угол остался свободным? « Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена. Дети должны определить, какая цифра пропущена.
Пальчиковая игра «Паук».
Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Игра: «Не ошибись».
Перед началом игры ведущий дает детям задание: « Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее.
Игра: «Распутай клубок».
Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним сюжетом:
1) Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.
2) Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.
3) Котенок размотал весь клубок.
Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.
3часть (заключительная)
- Ребята, что мы с вами делали сегодня?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Понравилось вам работать с мерками?
- Хотите продолжить измерения?
- В следующий раз мы с вами продолжим наши измерения. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию математических представлений и познавательных способностей в игре «Математический КВН»
Занятие позволяет в игровой форме закреплять полученные математические представления и навыки....
Конспект по развитию математических представлений в подготовительной группе «Математическое странствие» с использованием мультимедиа
Предлагаю вам конспект занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Математическое странствие». Материал подобран и структурирован в соответствии с задачами данной возрастной категории...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» (развитие математических представлений) в подготовительной группе. Путешествие в Математическую Страну
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание»...
Конспект образовательной деятельности, с использованием УМК, по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: «Математическая экспедиция»
Конспект непосредственной образовательной деятельности,с использованием УМК, по развитию математических представленийу детей старшей группы на тему: «Математическая экспедиция»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Пространственные представления»
Учить детей определять расположение предметов относительно другого предмета; использовать в речи предлоги: за, перед, над, под, около, возле, рядом. Воспитывать познавательный интерес....
Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе « Математические острова»
Занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект занятия по развитию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики» (математические игры с палочками Кюизенера)
развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и развитие любознательности....