Методическая разработка «Сенсорное развитие фундамент умственного развития детей»
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№24 муниципального образования Усть-Лабинский район
Методическая разработка «Сенсорное развитие фундамент умственного развития детей»
Подготовила:
Петренко Е.А.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………3
2. Введение………………………………………………5
3. Актуальность ……………………………………… 7
4.Формы и методы работы………………………………8
5 Предметно-развивающая среда………………………10
6. Современные педагогические технологии………….13
7. Заключение……………………………………………18
8.Литература……………………………………………. 19
9. Приложение………………………………..………….20
Перспективный план…………………………………….20
Интегративное занятие по ФЭМП и сенсорному развитию в средней группе "Заячья семейка"………….24
Совместное практическое занятия с участием родителей и детей «Мастерство детских рук»…………30
Мастер-класс «для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» …………………………..34
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» ……………………………..38
Дидактические игры на формирование сенсорного эталона- форма……………..44
Дидактические игры на формирование сенсорного эталона-величина……….…………………..45
Дидактические игры на формирование сенсорного эталона-цвет………………………………....46
1. Пояснительная записка
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета. В методической разработке представлены игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада , в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Цель: обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;
-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;
- Формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина)
-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.
Условия реализации: детские дошкольные учреждения
Применение: оод, дидактических играх, рассматривание, дид. пособий, практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент
Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители,
Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей полно, точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.
Результативность использования данной методической разработки
Принцип построения методической разработки: формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным:
-будет подобран комплекс дидактических игр;
-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений с сенсорных эталонах.
Ожидаемый результат: дети различают и называют основные цвета;
-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник) ;
-используют сенсорные эталоны (лимон желтый ка солнышко, огурец зеленый ка травка);
-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;
-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
2. Введение
В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги, и психологи такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов., Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности . Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.
Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.
Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, Современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего возраста доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении семи лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей первой и второй младшей подгруппы умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету. Если воспитанники второй младшей подгруппы показали достаточно высокие результаты (из 7 человек 2 ребенка – средний уровень, 5 детей - высокий, то дети первой младшей подгруппы затруднялись в определении и назывании основных цветов.
Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Радуга», «Гармония развития», «Кроха» и др.) поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка «Ознакомление младших дошкольников с цветом» актуальна и необходима.
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.
Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада , в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.
Цели и задачи :
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый.
Формировать умение выделять цвет и группировать предметы поцвету.
Закреплять названия цветов в активной речи детей.
Развивающие:
Развивать цветовое восприятие детей.
Развивать у детей зрительную память.
Развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.
Воспитательные:
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет.
Воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности.
Воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.
3. Актуальность: Специфика сенсорного развития и освоения содержания раздела программы у детей младшего дошкольного возраста происходит в соответствии с возрастными и психологическими особенностями. На каждом возрастном этапе формируется определенное звено сенсорной культуры. Знания возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста помогут более полно реализовать данную методическую разработку.
Дети второго-четвертого года жизни еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают активно накапливаться сенсорные представления о предметах окружающего мира, в том числе начинает формироваться цветовосприятие.
Учитывая то, что у детей младшего дошкольного возраста такие психические процессы как внимание, память непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, поведение и действия ситуативны, но ярко выражено стремление к деятельности, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игру и продуктивные виды деятельности. Задача взрослого – организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий с пирамидкой, мозаикой (выкладывание разноцветных дорожек) и т. д., у ребенка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит цвет. Также через игру дети начнут обобщать и выделять цвет как внешнее свойство предмета, которое можно только увидеть и закреплять слова, обозначающие цвет, в речи. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши начинают проводить сравнение: снег белый как молоко, земля черная как ночь и т. д.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с цветом должно осуществляется в разных видах деятельности через действия с предметами, игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с цветом помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет цвет, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов. Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения эталонов цвета, для изучения разнообразного мира красок.
4. Формы и методы работы:
-Наглядные: наблюдение, рассматривание, демонстрация образцов.
-Словесные: беседа, объяснение, указание, напоминание, художественное слово.
-Репродуктивные методы, суть которых заключается в практической деятельности, направленной на обследование предмета.
-Исследовательские методы (как элементы технологии проблемного обучения, суть которых заключается в экспериментальной и проблемно-поисковой деятельности, в результате которой воспитанники обследуют предметы и замечают, что они разного цвета, также могут по аналогии искать предметы определенного цвета и т. д.
Работа с родителями:
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка – это психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. Обязанность воспитателя подсказать родственникам, что нужно сделать дома, чтобы ребёнок рос и развивался правильно.
Беседа - метод получения информации на основе общения. Успех беседы зависит от правильного установления контакта, степени подготовленности беседы воспитателем, умение вести беседу.
Консультации – плановые и внеплановые – одна из форм индивидуальной работы с семьёй, по своему характеру они близки к беседам.
Родительское собрание – форма работы с коллективом родителей. Темы собраний могут быть разнообразными.
Анкетирование – метод сбора информации путём письменных ответов на поставленные вопросы.
Сочинение – метод исследования точки зрения автора по вопросам.
Уголок родителей (стенды) – наглядная форма предъявления информации.
Памятки – хорошо структурированный короткий текст, призывающий родителей к осознанному воспитанию детей.
Освоение детьми знаний осуществляется через систему деятельности. Репродуктивная деятельность: Изучая цвет, воспитанники обследуют предмет, включая зрительные анализаторы. Они выполняют практические действия, упражнения: раскладывают (сортируют) предметы по цвету, выкладывают цветные дорожки и т. д. Таким образом, у воспитанников развивается цветовосприятие, цвет закрепляется через выполнение упражнений.
Поисковая деятельность: в процессе образовательной деятельности перед воспитанниками ставится проблема, которую они должны решить, т. е. они оказываются в ситуации поиска. Во время поисковой деятельности создаётся атмосфера сотрудничества. Главную роль на себя берет воспитатель. Он руководит ситуацией. Воспитанники учатся быть внимательными, находчивыми, любознательными. Учатся сравнивать, наблюдать. Творческая деятельность: образовательная деятельность воспитанников строится с учетом их интересов, где бы они себя почувствовали «творцами». Больше всего творчество воспитанников проявляется в рисовании, где они имеют возможность экспериментировать с цветом, познают разнообразный мир красок. У детей развивается воображение, творчество совершенствуется представление о цвете.
В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились, - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются дидактические игры. Они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группе используются игры в разные периоды режимных моментов - это и утреннее время, и перед обедом, когда помощник воспитателя накрывает столы к обеду, и в вечернее время.
5.Создание предметно – развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников.
Особое внимание в педагогическом процессе уделяется созданию условий для сенсорного развития малышей в процессе организации личностно – ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.
Для сенсорного развития детей, оборудован сенсорный уголок. При организации уголка надо учитывать следующие критерии:
доступность;
безопасность;
эстетичность;
соответствие возрастным особенностям младших дошкольников.
Содержание сенсорного уголка направлено на развитие разных видов восприятия.
Для развития тактильных ощущений используется природный и бросовый материал: шишки, каштаны, камушки, фасоль, пластиковые пробки, различные сосуды и т.д. Способы применения указанных материалов не ограничивается фантазией только педагога, но и детей.
Для развития осязания используются образцы материалов и поверхностей: кусочки меха, разные виды ткани и бумаги; предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда); мешочки с разными наполнителями.
Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов используются дидактические игры и пособия: «Собери бусы», «Шнуровки», «Цветочная поляна», «Шептунчик», «Найди на ощупь», разнообразные «божьи коровки», черепашки и т.д.
Для развития слухового восприятия в сенсорном уголке находятся пособия для создания звуков: это различные озвученные игрушки: петушок, колокольчик; «шуршалки», выполненные из еловых шишек, 2 вариант - из стаканчиков из-под йогурта; «гремелки» и др. Для развития музыкального слуха дети играют в музыкально – дидактические игры: «Угадай, на чем играю», «Угадай, где звенит?», «Кто в домике живет», «Солнышко и дождик». Кроме того, используется магнитофон для прослушивания различных мелодий и звуков: пение птиц, шум дождя, журчание ручейка, крики животных.
Для развития обоняния применяются свежие фрукты и овощи, а также в уголке размещены вещества с различными запахами: кофе, мята, апельсиновые корки и др. С дошкольниками проводить игры: «Узнай на вкус», «Угадай по запаху».
В «центре активности» размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:
- игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Мозаика», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Спрячь мышку», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);
- форме («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);
- величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»). Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.
Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.
В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.
В группе организован Центр песка и воды. Это отдельный столик, с двумя прорезями под тазы, емкости которых наполнены песком и водой. Он предназначен для знакомства малышей в доступной форме со свойствами песка и воды: сухой песок сыплется, из мокрого можно лепить пирожки; из снега можно лепить снеговика; вода льется и принимает форму сосуда.
Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе имеются не только традиционные материалы для строительных игр, но и нестандартные - это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек.
В театральном уголке сосредоточены различные виды театров: пальчиковый театр, театр кружек, театр ложек, настольный театр. Ребятам этого возраста доступно разыгрывание небольших отрывков из знакомых сказок.
Материал для игр размещен в доступных местах. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.
Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:
стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
развитию мелкой моторики рук ребенка;
симуляции двигательной активности;
активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);
снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Такая организация предметно - развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
6.Современные педагогические технологии:
Технология игрового обучения строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.Умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение сотрудничать в группе; умение занимать позицию в дискуссиях и выражать свое собственное мнение; умение прислушиваться к мнению коллектива в процессе командной работы над проектом при разработке интерактивной игры, презентации, видеоролика. Лежит в основе обучения: игровая задача, правила, игровая деятельность и результат. Помогают создавать атмосферу творчества, эмоционального комфорта и соблюдать личностно-ориентированный подход обучения.
Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя.
Информационно-коммуникативные технологии,
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка. Ведущую роль здесь играет педагог. Данная технология используется при работе с детьми раннего возраста с учётом психологических и физических особенностей детей.
Здоровьесберегающие технологии Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни. Помогают сохранять и укреплять здоровье воспитанников. Их применение заключается в следующем: в соблюдении требований СанПиН; в создании положительного эмоционального настроя и эмоциональных разрядок, в использовании динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе с родителями – консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
7. Заключение Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. Анализ проведенной работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: -дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; -группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
-соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
-активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.);
-отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
-малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Представленная система работы направлена не только на сенсорное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
8. Литература:
1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 2013г;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2013г.
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/-
https://multiurok.ru/-
http://открытыйурок.рф/-
http://ped-kopilka.ru/-
http://elib.cspu.ru/-
https://melkie.net/-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка
Родительское собрание посвященное сенсорному развитию детей, как основой умственного развития. Обогатить родительские представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста, ознакомл...
Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей
Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного р...
«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка».
познакомить родителей с дидактическими играми,...
«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка»
«Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка» ...
Статья. Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка.
Статья. Сенсорное развитие-фундамент умственного развития ребенка....
Родительское собрание Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка
Родительское собрание Сенсорное развитие - фундамент умственного развития ребенка...